Задача – привить любовь к труду

Задача – привить любовь к труду
Фото: duma39.ru
Разрешить привлекать школьников к профессиональной деятельности – такова суть поправок в закон об образовании, разрабатываемых сейчас в Правительстве РФ. Положительную оценку законодательной идее дала председатель областной Думы Марина Оргеева: 
- Предложение вернуть профориентацию в учебные учреждения отвечает жизненным интересам государства. Сейчас на отечественном рынке труда наблюдается явная диспропорция. У нас чересчур много экономистов, юристов при явном дефиците специалистов в производственной сфере: инженеров, механиков, агрономов, электриков, каменщиков, токарей… Проше говоря, стране нужны рабочие руки. Причем не абы какие, а хорошие. Нам, как воздух, необходимы высококвалифицированные талантливые мастера технического профиля.  В недавнем Послании Федеральному Собранию глава государства четко обозначил вектор движения России. Было, в частности, заявлено, что с целью повышения качества жизни и уровня благосостояния населения страна должна совершить технологический рывок, показать темпы роста экономики, опережающие мировые.  Чтобы реализовать эту задачу, необходимо преодолеть такие мешающие динамичному развитию факторы, как малая производительность труда и низкое качество человеческого капитала. У нас доля квалифицированных рабочих составляет примерно 5 процентов, а, например, в Германии – около 50 процентов. Почему так сильно отстаем по этим показателям? По моей оценке, одна из ключевых причин здесь – длительное отсутствие эффективной системы трудового воспитания в школах.  Трудовое воспитание позволяет не только передать ученику определенные рабочие навыки и умения, но, что самое главное, побуждает подростка уважать свой и чужой труд, раскрывает творческий потенциал, стимулирует инициативу. В Советском Союзе к трудовому воспитанию подрастающего поколения относились серьезно. Помимо школьных мастерских, которые были в каждом учебном заведении, функционировала обширная сеть межшкольных учебно-производственных комбинатов. Кроме того, на многих предприятиях работали специальные учебные цехи для старшеклассников.  С развалом СССР эти, в целом хорошие, наработки ушли в прошлое. Достойной замены же не появилось. В действующем законе об образовании даже отсутствует само понятие «трудовое воспитание». Более того, там содержится прямой запрет на привлечение учащихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, без согласия их родителей. В результате, скажем, за указку, изготовленную учеником на уроке технологии, преподавателя вполне могут наказать за незаконное использование труда ребенка. Прямым следствием такого положения дел стало то, что в большинстве своем выпускники школ имеют весьма смутные представления о том, какие профессии востребованы, и в выборе будущей специальности руководствуются мотивами, далекими от реальной жизни. Ситуация нуждается в безотлагательной корректировке. Вопрос столь важен, что Президент счел необходимым затронуть его в Послании. «Нам нужно выстроить современную профориентацию. Здесь партнерами школ должны стать университеты, научные коллективы, успешные компании. Предлагаю с нового учебного года запустить проект ранней профориентации школьников «Билет в будущее». Он позволит ребятам попробовать себя в деле, в будущей профессии в ведущих компаниях страны. Уже в этом году выделяем на эту инициативу 1 миллиард рублей», - сказал Владимир Владимирович Путин.  Речь о данном начинании шла и на медиафоруме Общероссийского народного фронта «Правда и справедливость», состоявшемся в Калининграде. В своем выступлении Президент подчеркнул, что программа «Билет в будущее» может быть расширена в 2019 году в случае ее успеха у школьников.  При этом было замечено, что в настоящее время действует целый ряд мер, направленных на раннюю профориентацию школьников. В их числе - введенный в обязательную школьную программу предмет «технологии», возможность проходить профподготовку в колледжах, центры поддержки и развития творческих способностей и талантов детей «Кванториум». Все эти инструменты уже не один год применяются в нашем регионе. В частности, в прошлом году 7 наших колледжей совместно с 20 школами начали реализацию проекта «Профессиональные пробы», в рамках которого школьники могут не только познакомиться с разными профессиями, о и, что называется, попробовать себя. Агентство по делам молодежи области постоянно проводит профориентационные экскурсии учащихся школ по предприятиям региона. Успешно работает детский технопарк «Кванториум» при БФУ имени Канта.   На повестке дня – организация выездов мобильных лабораторий «Кванториума» в муниципалитеты с целью повышения доступности и качества дополнительного образования детей, проживающих в сельской местности.  Создавая качественно новую, отвечающую потребностям времени систему профессиональной ориентации школьников, следует воспользоваться хорошими наработками стран с развитой экономикой.  Например, в Англии государство выделяет гранты именитым мастерам, которые берут себе школьников подмастерьями. Функции такого мастера-наставника - не только дать своему воспитаннику определенный набор профессиональных навыков, но и контролировать его рост в образовательных дисциплинах, мотивировать, стимулировать, поддерживать ребенка.  На необходимость активно развивать институт наставничества указывает наш Президент. «Только так, объединив передовые знания и нравственные основы, обеспечив подлинное партнерство и взаимопонимание поколений, мы сможем быть сильными», - отмечено в Послании Федеральному Собранию.

Ещё новости о событии:

Задача – привить любовь к труду - Калининградская областная Дума
Разрешить привлекать школьников к профессиональной деятельности – такова суть поправок в закон об образовании, разрабатываемых сейчас в Правительстве РФ.
12:00 26.03.2018 Калининградская областная Дума - Калининград
Разрешить привлекать школьников к профессиональной деятельности – такова суть поправок в закон об образовании, разрабатываемых сейчас в Правительстве РФ.
11:45 26.03.2018 Единая Россия - Калининград
 
По теме
Председатель Государственной думы Вячеслав Володин предположил, какое количество законов необходимо будет принять для реализации послания президента России Владимира Путина Федеральному собранию.
Борис Четверушкин – академик РАН, руководитель секции прикладной математики и информатики; Александр Аптекарев – член-корреспондент РАН, директор Института прикладной математики РАН.
25 марта 2024 года в рамках работы постоянно действующей научно-исследовательской секции «Актуальные проблемы этноконфессиональной безопасности в Калининградской области» под руководством Кот Екатерины Александровны,
Он проходил с 21 марта по 23 марта 2024 года. Из 3500 работ, которые были присланы на Фестиваль, членами жюри к защите было допущено около 1800 работ в 16 секциях разных направленностей.
Ребята узнали все о профессии бортпроводников Александр КАТЕРУША Калининградские школьники побывали в авиацентре БФУ имени Канта, экскурсию приурочили к Дню авиации и космонавтики.
Житель Калининграда в Пионерском похитил гаражные ворота и сдал их в пункт приема металлолома Александр КАТЕРУША В Пионерском у 65-летнего местного жителя с гаража пропали ворота.
Комсомольская правда
Мероприятие включено в программу профилактических мероприятий для взрослого населения с начала этого года, объявленного Указом Президента Российской Федерации Годом семьи.
Министерство здравоохранения
Знакомьтесь, Балтийское море! - Детская библиотека им. А.П. Гайдара 26 марта в рамках Недели детской книги состоялась встреча, посвящённая Дню Балтийского моря.
Детская библиотека им. А.П. Гайдара