Забытый порт

Для развития водного туризма в Калининградской области есть все условия, кроме инфраструктуры. Российское правительство придумало способ оживить речное судоходство. Для этого предложено пустить с молотка заброшенные речные порты. Если сооружение находится в неудовлетворительном состоянии, оно может быть продано новому собственнику всего за 1 рубль.

Александр ЗАПАДОВ

На старых фотографиях Кёнигсберга акватория Преголи - вся в кораблях и лодках. Движение по внутренним водным магистралям Восточной Пруссии было весьма оживленным, не случайно в городе все мосты были разводными - под ними должны были проходить суда с высокими мачтами. 

Да и в послевоенное время Преголя, Дейма и Неман использовались интенсивно. Помню, когда мы купались на отмелях самой большой реки области, баржи мимо нас проплывали одна за другой. Правда, развивалось в основном грузовое судоходство. 

Нынче все это в прошлом. Периодически оживляются разговоры насчет развития внутреннего водного туризма. В европейском масштабе разработан (нанесен на карты) международный водный маршрут Е70, который протянулся от Роттердама (Нидерланды) до Клайпеды (Литва) через реки Лек, Бенеден, Рейн,  нидерландские города Зютфен и Энсхеде, Твенте-Среднегерманский канал, немецкие города Минден, Магдебург, Берлин и Хоэнзатен, польские города Костшин, Быдгощ и Эльблонг, Вислинский залив, Калининград, реки Преголю и Дейму. 

Кое-что делается и в нашей области. Построили причал в Гвардейске, строится марина под Зеленоградском... Признанный авторитет в этом вопросе, бывший капитан порта Калининград, а ныне директор одной из небольших судоходных компаний Георгий Себов считает, что потенциал для водного туризма у Калининградской области огромный, но нет инфраструктуры. И продвигается это дело крайне медленно. 

- Внутренние водные артерии позволяют пересечь по воде практически всю область, - говорит Георгий Себов. - По нашему заказу на местном предприятии изготовили прекрасное речное пассажирское судно, на котором мы ходим по Преголе и судоходному каналу до Балтийска. Увы, маршрутная сетка пока не велика, тот же Е70 - он вроде бы существует, но его надо обустраивать. 

О состоянии речной портовой инфраструктуры в области можно судить только приблизительно. Такая же удручающая картина по всей России. Даже точного числа речных портов в стране сегодня назвать никто не может! По данным из различных источников, их около 130. И еще около полутора тысяч причалов, которые в полном смысле слова портом не являются, однако могут выполнять часть его функций. 

Речники давно бьют тревогу. Проблема сохранности и модернизации речной портовой инфраструктуры назрела давно. На многие порты смотреть действительно больно, особенно в маленьких городах - здания полуразрушены, причалы разбиты. Сколько конкретно портов нуждается в ремонте, еще только предстоит выяснить в результате большой инвентаризации.

Минтранс предлагает самые проблемные выставить на продажу. В законопроекте, подготовленном министерством, подчеркивается - порт можно будет купить за минимальную цену. Особенно в том случае, если на аукцион будет подана всего одна заявка. 

На восстановление и модернизацию порта новому владельцу дадут не больше пяти лет.

Но это совсем не значит, что новую покупку можно будет моментально перепрофилировать и устроить, например, прибрежный ресторан. Не дадут! В проекте отдельно прописана обязанность нового владельца речного порта, купленного за минимальную цену, привести объект в удовлетворительное состояние, сделав ремонт и переоборудование, сохранив при этом его назначение. 

Как отмечают эксперты, сегодня подавляющее большинство портовых гидротехнических сооружений, перегрузочных комплексов, причалов, служебных зданий и иного расположенного в речных портах имущества находится в федеральной собственности и не имеет эффективных управляющих. Как следствие, длительное время не осуществлялось финансирование их надлежащего содержания, что привело к деградации причальной инфраструктуры. 

Понятно, что такие порты никто не хочет покупать. По действующей системе сделку надо совершать на основании отчета об оценке рыночной стоимости. Новый механизм позволит даже не смотреть на рыночную цену порта.

У экспертов есть опасения, что затраты на ремонт порта новые собственники будут компенсировать за счет увеличения портовых сборов для судов. А их владельцы в свою очередь - повышать цены на билеты. 

Оппоненты, инициаторы новшества, возражают, приводя свои аргументы. Они напоминают, что сборы регулируются государством, и переложить затраты в итоге на покупателей билетов не получится - если, конечно, регулятор за этим будет следить. 

Удастся ли воспользоваться нововведением в Калининградской области? Есть ли у нас соответствующие объекты, подпадающие под новый закон, в которые можно вдохнуть вторую жизнь? Это вопрос к региональному правительству, к министерству инфраструктуры. Конкретно к Александру Рольбинову и Елене Дятловой, которые, наверное, для начала должны провести ревизию и уяснить, что мы имеем. 


 
По теме
Борис Четверушкин – академик РАН, руководитель секции прикладной математики и информатики; Александр Аптекарев – член-корреспондент РАН, директор Института прикладной математики РАН.
Житель Калининграда в Пионерском похитил гаражные ворота и сдал их в пункт приема металлолома Александр КАТЕРУША В Пионерском у 65-летнего местного жителя с гаража пропали ворота.
Комсомольская правда
Мероприятие включено в программу профилактических мероприятий для взрослого населения с начала этого года, объявленного Указом Президента Российской Федерации Годом семьи.
Министерство здравоохранения
Знакомьтесь, Балтийское море! - Детская библиотека им. А.П. Гайдара 26 марта в рамках Недели детской книги состоялась встреча, посвящённая Дню Балтийского моря.
Детская библиотека им. А.П. Гайдара