«Международные дальнобойщики» и водители «скорой помощи» будут регулярно проходить дополнительное обучение. Чтобы отправиться на автопоезде в международный рейс или сесть за руль спецмашины с мигалкой, теперь надо будет сдать специальный экзамен. Утверждены новые правила, по которым будут аттестовать этих специалистов.
Александр ЗАПАДОВ
К ак правило, дальнобойщиками становятся лучшие водители. Часто со средним специальным, а то и высшим образованием. Со знанием языка. К тому же во время работы они набираются опыта и овладевают необходимыми навыками.
Именно такие калининградские специалисты ездят «по европам». В автопредприятиях области, занимающихся международными перевозками, утверждают, что отбор достаточно жесткий. Абы кого не возьмут. Достаточно престижная профессия предполагает конкуренцию за каждое место, и у работодателя есть выбор.
Аналогично и с водителями спецмашин. Чтобы попасть, скажем, на «скорую помощь», надо иметь определенный стаж работы по специальности, образование не ниже среднего, положительные характеристики...
Но все эти требования в большинстве своем - на совести работодателя. Хочет - интересуется, не желает - и так сойдет. Нет четких правил, единых для всех, регламентирующих требования к кандидатам. Как нет и системы проверки необходимых знаний и навыков. Не проводятся независимые и профессиональные экзамены, которые бы выявляли пригодность человека исполнять предполагаемые обязанности.
В России уже начали обучать специалистов, отвечающих за международные перевозки. Для их аттестации будут созданы специальные комиссии, требования к которым прописал Минтранс. В своем штате каждое калининградское предприятие, которое хочет заниматься международными перевозками, должны иметь такого специалиста. Только тогда они смогут получить разрешения на международные перевозки.
Поставлена задача, чтобы к 2018 году все водители-международники прошли аттестацию и получили специальное свидетельство профессиональной компетентности. Это касается и новичков, и тех, кто уже много лет ездит за рубеж.
Как сообщили в головном офисе Ассоциации международных автоперевозчиков, подготовкой водителей для международных рейсов по своей собственной инициативе они уже занимаются. За последние 4 года АСМАП обучила более трех тысяч водителей (за счет средства ассоциации). Курс подготовки занимает 36 часов. За это время водители изучают правила перевозки пассажиров и грузов в международном сообщении.
Кстати, в Европе подготовке международных перевозчиков уделяют особое внимание. Они проходят специальную программу обучения и сдают экзамены. И для наших водителей это не прихоть руководства. Если дальнобойщик не готов к международным перевозкам, то он не сможет конкурировать с иностранцами. Ведь в его обязанности входит не только безопасная езда на дороге, но и заполнение документов. Хозяин автопоезда должен квалифицированно общаться и с отправителем груза, и с экспедитором. По сути, в России с 20 ноября вводится понятие «международный дальнобойщик».
Изменяются требования и к водителям специальных машин, которые и сейчас достаточно высоки. Напомним, что они прописаны в постановлении правительства 2010 года. Однако за шесть лет изменились и ситуация на дорогах, и качество подготовки самих водителей. Поэтому тем, кто управляет спецтранспортом, требуется дополнительная подготовка не только в управлении автомобилем, но и в огромном количестве других умений.
Например, водитель спецтранспорта должен обладать знаниями технических характеристик и конструктивных особенностей автомобилей. Также он должен знать правила пользования средствами радиосвязи и устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, основ психологии и этики водителя. К тому же он должен уметь оказать первую помощь пострадавшим в ДТП.
Прежние программы подготовки водителей машин, оборудованных спецсигналами, были выпущены в 2010 году. Поэтому возникла необходимость привести их в соответствие с изменившейся терминологией. Поскольку в ходе реформы многое поменялось: вступили в действие и новый закон об образовании, и новая редакция закона о безопасности, введены новые категории и подкатегории транспортных средств.
В принципе введение новых правил для определенных категорий водителей вполне соответствует запросам времени. Ведь сейчас все окончившие автошколу - водители. Имеют права на управление автомобилем. Но одно дело - легковушка, на которой перевозят семью, и другое - многотонный автопоезд или карета «скорой помощи», которая должна доставить больного быстро и безопасно.
Поэтому помимо изменения ведомственных правил, Министерство транспорта предлагает внести поправки в Закон «О безопасности дорожного движения», согласно которому любой водитель, нанимаемый на работу, должен будет проходить с некоторой периодичностью курсы повышения квалификации или переподготовки. Это должно существенно повысить безопасность на дорогах.