Вячеслав Игнатов: «Пушкин был популярен так же, как «Битлз»

17-в-номер.jpg
Фото: strana39.ru
Калининградский театр драмы свой 71-й сезон откроет   премьерой – спектаклем «Маленькие трагедии». Постановщики – москвичи, дважды обладатели Национальной премии «Золотая Маска» и по совместительству супруги   Вячеслав   Игнатов и Мария Литвинова.   О парадоксальности Пушкина и о своей жизни в искусстве с Вячеславом Игнатовым побеседовал корреспондент газеты «Страна   Калининград». 

Любовь к метафоре   – с детства

– Вячеслав, вам в Калининграде было предложено на выбор несколько авторов. Почему остановились на Пушкине?
— Пушкин был, по существу,   основоположником трагикомедии, он первым увидел трагическое в смешном и смешное в трагическом. Причем в свое время Александр Сергеевич был бе-
зумно популярен — как «Битлз». Барышни рыдали от восторга при его появлении. Он был кумиром молодежи того времени. При этом Пушкин ‑ вне времени, и все, что он написал, актуально сегодня – будь то реалистический жанр или фантасмагория. Поэтому.

– Я не ошибусь, если скажу, что фантасмагория импонирует вам больше остальных жанров?
– Люблю все, что выходит за рамки привычного и обыденного. Все, что фантастично и иррационально, вызывает у меня интерес. Когда в детстве отец спрашивал, что почитать на ночь, я говорил: «Второй том сказок Афанасьева».   А там – про мертвецов, упырей и вурдалаков. А еще он читал мне «Скотный двор» Оруэлла   и объяснял, что за этими свинками, коровами и лошадьми стоит на самом деле.

– Это сколько ж вам годков было?
– Годков пять. То есть любовь к метафоре –   с самого детства.

– А супруга разделяет ваши пристрастия?
– Разделяет абсолютно, причем выяснилось это очень быстро. Как-то в питерской театральной академии, где учился, я увидел прекрасную девочку. Однажды в студенческой компании сидим, беседуем, и вдруг эта девочка говорит нежным голосом: «Ребята, что мы все о ерунде, давайте поговорим о кино». «Что же ты можешь сказать о кино? – подумал я, — поди, сейчас о мелодрамах разговор пойдет». Оказалось, ничего подобного. Мы с ней до самого утра — о Тарковском,   Феллини, Формане   проговорили. Тогда я в нее влюбился и начал усиленно добиваться, поскольку она любила другого. С тех пор мы вместе.

– Но ведь два постановщика в одной семье – это коктейль Молотова….
– Знаете, мы успешно нашли консенсус. В быту мы вообще не ссоримся. А на площадке я работаю   с артистами, она анализирует, мы это проговариваем и   вместе материализуем совместную концепцию. Так и существуем.
Близость смерти заставляет неистово жить

– У всех в памяти гениальный фильм Михаила Швейцера. Не боитесь сравнений с его «Маленькими трагедиями»?
– Я его сейчас специально не пересматривал, чтобы сохранить свои ощущения и не повторить ходы.   Кстати, в   этом фильме немало театрального. Но мы прочитали этот шедевр совершенно иначе.

– Это будет костюмный спектакль?
– Костюмный. В джинсах персонажи бегать не будут. Кроме того, мы   строго следуем за текстом. За исключением ремарок «Лаура поет» или «Моцарт играет». При этом решили отказаться от нагромождения декораций и бутафории и ограничиться таким выразительным средством, как свет.   Разумеется, будут элементы адаптации к сегодняшнему дню.   Скажем, если у Пушкина в «Пире во время чумы» тела умерших везет телега, которой правит негр, то в нашем случае на сцену въедет грузовик, который вывалит трупы на сцену, разрушая пир.

– Шоковая терапия?
– А шоковая терапия заложена самим Пушкиным! «Маленькие трагедии» он писал в Болдино в ту пору, когда вокруг свирепствовала холера. Это была мертвящая и одновременно вдохновляющая осень. Запертый за восьмью кордонами, когда смерть была совсем рядом, он писал о жизни и смерти. О том, как близость смерти заставляет человека неистово жить. Высший накал веселья на вершине отчаяния, когда терять уже нечего. Пир у Пушкина ассоциируется с жизнью, которая хлещет через край. Когда пробка в потолок, когда брызги шампанского. Персонажи живут сегодняшним днем – для них есть только миг, который у нас символизирует дискотека.

Гуляки и служители

– Насколько труппа улавливает вашу концепцию?
– Конечно, у всех актеров свои наработки.   Известно: чем больше актер, тем больше штампов. Каждый заглядывает в свой мешочек со штампами и достает нужный. Тяжелее всего, когда эти штампы носят бытовой характер. Ведь герои «Маленьких трагедий» существуют в пространстве идей. Бытовых взаимоотношений там нет. Мне не хватает актеров возрастных, но в хорошей физической форме. Желательно, чтобы 60-летний исполнитель мог отжаться на одной руке. Это соответствует моему пониманию образа барона из «Скупого рыцаря», который крепок и силен духом.

– Между тем мы привыкли к трактовке барона как человека немолодого и ветхого.   Какие еще стереотипы будут разбиваться в спектакле и чем вы это обосновываете?
– А ведь у Пушкина нигде не указано, что барон немощен, это не более чем клише. Да и скуп ли он?   На мой взгляд,   это сильный человек, который   растил сына воином, а сын страстно мечтает о суетных забавах. Отец же пытается оградить его от соблазнов, которые несут шальные деньги. Вообще, во всех четырех трагедиях Пушкина – разные полюсы и два типа героев – антиподов. Я называю их гуляки и служители.   Барон и Сальери – служители. Кстати, это Пушкин создал дурную славу Сальери, сделав сюжет на газетной утке, ведь Сальери в действительности был прекрасным человеком и мощным композитором.                        

Театр – временное искусство

– А вы для актеров какой режиссер: показывающий или рассказывающий, крикун или уравновешенный и тактичный?
– Я очень не люблю кричать. И не хочу работать с людьми, на которых нужно кричать, я их должен уважать.

– На ваш взгляд, в спектаклях авангардного плана актер не превращается в марионетку в руках кукловода?
– Актеры испокон веков такими были.

– А как же «Его величество актер»?
– Актер – это не готовая скульптура, это глина, из которой лепит режиссер. И чем лучше глина, тем больше возможностей. Вообще, у меня вызывает недоумение лубочное представление, что в театре должно быть непреложно так, а не иначе. Да почему? Театр хорош именно тем, что это временное искусство. Оно подвержено старению и умиранию больше, чем какое-либо иное. То, что восторгало 30 лет назад, сегодня часто вызывает лишь улыбку. И сценический юмор — продукт скоропортящийся. Как и классика.   Когда по всей стране идут «Три сестры», это путь в никуда. Хоть всем персонажам заячьи ушки поставь – что изменится? Пусть пьеса отлежится и обретет второе дыхание! 

– У вас такие усы великолепные – то ли Дон Кихот, то ли Дали…
– (Смеется.) Не так давно я ходил обритым. А затем решил отрастить все, что растет. Так что теперь я знаю смысл фразы «мотать на ус»!

Справка «СК»
Вячеслав Игнатов родился в 1979 г. Окончил Петербургскую театральную академию. «Золотую маску» вместе с женой Марией Литвиновой получил   за спектакль «Эпос о Лиликане» в московском театре «Тень» в 2010 г. и за оперу «Путешествие в страну джамблей» в Пермском театре оперы и балета в 2016 г. 12 лет назад вместе с супругой создал в Москве свой театр «Трикстер». Ставил спектакли в России, Англии, Германии. Режиссеры воспитывают двоих детей. Их дочери 8 лет, сыну – 4 года.


На сцене областного драматического театра Вячеслав Игнатов творит, как всегда, вместе с женой Марией Литвиновой

 
По теме
Как сообщили в региональном министерстве по культуре и туризму, 53-ий театральный сезон Калининградский областной театр кукол откроется в воскресенье в 12.00 одним из лучших детских спектаклей - «Кошкин дом».
Как сообщили в региональном министерстве по культуре и туризму, 53-ий театральный сезон Калининградский областной театр кукол откроется в воскресенье в 12.00 одним из лучших детских спектаклей – «Кошкин дом».
Как рассказал художественный руководитель театра Михаил Андреев, 71-й театральный сезон официально стартует 30 сентября премьерой «Маленьких трагедий» Александра Пушкина.
Место проведения: Городская юношеская библиотека (ул. Гайдара, 87). 20 марта в Городской юношеской библиотеке пройдёт музыкальный вечер, посвящённый жизни и творчеству эстрадного и оперного певца,
Предварительно установлено, что 10 марта 2024 г. на автодороге «Калининград-Долгоруково» 18-летний водитель, управляя «БМВ», не выбрал безопасную скорость и на правом закруглении дороги выехал на полосу встречного движения,
НИА-Калининград
Рост зафиксировали на неделе с 11 по 16 марта Александр КАТЕРУША В Калининградской области на неделе с 11 по 16 марта зафиксировали рост на 8 процентов количества обратившихся к медикам с симптомами гриппа и ОРВИ.
Комсомольская правда