Вячеслав Игнатов: «Пушкин был популярен так же, как «Битлз»

Фото: strana39.ru
Калининградский театр драмы свой 71-й сезон откроет   премьерой – спектаклем «Маленькие трагедии». Постановщики – москвичи, дважды обладатели Национальной премии «Золотая Маска» и по совместительству супруги   Вячеслав   Игнатов и Мария Литвинова.   О парадоксальности Пушкина и о своей жизни в искусстве с Вячеславом Игнатовым побеседовал корреспондент газеты «Страна   Калининград». 

Любовь к метафоре   – с детства

– Вячеслав, вам в Калининграде было предложено на выбор несколько авторов. Почему остановились на Пушкине?
— Пушкин был, по существу,   основоположником трагикомедии, он первым увидел трагическое в смешном и смешное в трагическом. Причем в свое время Александр Сергеевич был бе-
зумно популярен — как «Битлз». Барышни рыдали от восторга при его появлении. Он был кумиром молодежи того времени. При этом Пушкин ‑ вне времени, и все, что он написал, актуально сегодня – будь то реалистический жанр или фантасмагория. Поэтому.

– Я не ошибусь, если скажу, что фантасмагория импонирует вам больше остальных жанров?
– Люблю все, что выходит за рамки привычного и обыденного. Все, что фантастично и иррационально, вызывает у меня интерес. Когда в детстве отец спрашивал, что почитать на ночь, я говорил: «Второй том сказок Афанасьева».   А там – про мертвецов, упырей и вурдалаков. А еще он читал мне «Скотный двор» Оруэлла   и объяснял, что за этими свинками, коровами и лошадьми стоит на самом деле.

– Это сколько ж вам годков было?
– Годков пять. То есть любовь к метафоре –   с самого детства.

– А супруга разделяет ваши пристрастия?
– Разделяет абсолютно, причем выяснилось это очень быстро. Как-то в питерской театральной академии, где учился, я увидел прекрасную девочку. Однажды в студенческой компании сидим, беседуем, и вдруг эта девочка говорит нежным голосом: «Ребята, что мы все о ерунде, давайте поговорим о кино». «Что же ты можешь сказать о кино? – подумал я, — поди, сейчас о мелодрамах разговор пойдет». Оказалось, ничего подобного. Мы с ней до самого утра — о Тарковском,   Феллини, Формане   проговорили. Тогда я в нее влюбился и начал усиленно добиваться, поскольку она любила другого. С тех пор мы вместе.

– Но ведь два постановщика в одной семье – это коктейль Молотова….
– Знаете, мы успешно нашли консенсус. В быту мы вообще не ссоримся. А на площадке я работаю   с артистами, она анализирует, мы это проговариваем и   вместе материализуем совместную концепцию. Так и существуем.
Близость смерти заставляет неистово жить

– У всех в памяти гениальный фильм Михаила Швейцера. Не боитесь сравнений с его «Маленькими трагедиями»?
– Я его сейчас специально не пересматривал, чтобы сохранить свои ощущения и не повторить ходы.   Кстати, в   этом фильме немало театрального. Но мы прочитали этот шедевр совершенно иначе.

– Это будет костюмный спектакль?
– Костюмный. В джинсах персонажи бегать не будут. Кроме того, мы   строго следуем за текстом. За исключением ремарок «Лаура поет» или «Моцарт играет». При этом решили отказаться от нагромождения декораций и бутафории и ограничиться таким выразительным средством, как свет.   Разумеется, будут элементы адаптации к сегодняшнему дню.   Скажем, если у Пушкина в «Пире во время чумы» тела умерших везет телега, которой правит негр, то в нашем случае на сцену въедет грузовик, который вывалит трупы на сцену, разрушая пир.

– Шоковая терапия?
– А шоковая терапия заложена самим Пушкиным! «Маленькие трагедии» он писал в Болдино в ту пору, когда вокруг свирепствовала холера. Это была мертвящая и одновременно вдохновляющая осень. Запертый за восьмью кордонами, когда смерть была совсем рядом, он писал о жизни и смерти. О том, как близость смерти заставляет человека неистово жить. Высший накал веселья на вершине отчаяния, когда терять уже нечего. Пир у Пушкина ассоциируется с жизнью, которая хлещет через край. Когда пробка в потолок, когда брызги шампанского. Персонажи живут сегодняшним днем – для них есть только миг, который у нас символизирует дискотека.

Гуляки и служители

– Насколько труппа улавливает вашу концепцию?
– Конечно, у всех актеров свои наработки.   Известно: чем больше актер, тем больше штампов. Каждый заглядывает в свой мешочек со штампами и достает нужный. Тяжелее всего, когда эти штампы носят бытовой характер. Ведь герои «Маленьких трагедий» существуют в пространстве идей. Бытовых взаимоотношений там нет. Мне не хватает актеров возрастных, но в хорошей физической форме. Желательно, чтобы 60-летний исполнитель мог отжаться на одной руке. Это соответствует моему пониманию образа барона из «Скупого рыцаря», который крепок и силен духом.

– Между тем мы привыкли к трактовке барона как человека немолодого и ветхого.   Какие еще стереотипы будут разбиваться в спектакле и чем вы это обосновываете?
– А ведь у Пушкина нигде не указано, что барон немощен, это не более чем клише. Да и скуп ли он?   На мой взгляд,   это сильный человек, который   растил сына воином, а сын страстно мечтает о суетных забавах. Отец же пытается оградить его от соблазнов, которые несут шальные деньги. Вообще, во всех четырех трагедиях Пушкина – разные полюсы и два типа героев – антиподов. Я называю их гуляки и служители.   Барон и Сальери – служители. Кстати, это Пушкин создал дурную славу Сальери, сделав сюжет на газетной утке, ведь Сальери в действительности был прекрасным человеком и мощным композитором.                        

Театр – временное искусство

– А вы для актеров какой режиссер: показывающий или рассказывающий, крикун или уравновешенный и тактичный?
– Я очень не люблю кричать. И не хочу работать с людьми, на которых нужно кричать, я их должен уважать.

– На ваш взгляд, в спектаклях авангардного плана актер не превращается в марионетку в руках кукловода?
– Актеры испокон веков такими были.

– А как же «Его величество актер»?
– Актер – это не готовая скульптура, это глина, из которой лепит режиссер. И чем лучше глина, тем больше возможностей. Вообще, у меня вызывает недоумение лубочное представление, что в театре должно быть непреложно так, а не иначе. Да почему? Театр хорош именно тем, что это временное искусство. Оно подвержено старению и умиранию больше, чем какое-либо иное. То, что восторгало 30 лет назад, сегодня часто вызывает лишь улыбку. И сценический юмор — продукт скоропортящийся. Как и классика.   Когда по всей стране идут «Три сестры», это путь в никуда. Хоть всем персонажам заячьи ушки поставь – что изменится? Пусть пьеса отлежится и обретет второе дыхание! 

– У вас такие усы великолепные – то ли Дон Кихот, то ли Дали…
– (Смеется.) Не так давно я ходил обритым. А затем решил отрастить все, что растет. Так что теперь я знаю смысл фразы «мотать на ус»!

Справка «СК»
Вячеслав Игнатов родился в 1979 г. Окончил Петербургскую театральную академию. «Золотую маску» вместе с женой Марией Литвиновой получил   за спектакль «Эпос о Лиликане» в московском театре «Тень» в 2010 г. и за оперу «Путешествие в страну джамблей» в Пермском театре оперы и балета в 2016 г. 12 лет назад вместе с супругой создал в Москве свой театр «Трикстер». Ставил спектакли в России, Англии, Германии. Режиссеры воспитывают двоих детей. Их дочери 8 лет, сыну – 4 года.


На сцене областного драматического театра Вячеслав Игнатов творит, как всегда, вместе с женой Марией Литвиновой

 
По теме
Как сообщили в региональном министерстве по культуре и туризму, 53-ий театральный сезон Калининградский областной театр кукол откроется в воскресенье в 12.00 одним из лучших детских спектаклей - «Кошкин дом».
29.08.2017
Как сообщили в региональном министерстве по культуре и туризму, 53-ий театральный сезон Калининградский областной театр кукол откроется в воскресенье в 12.00 одним из лучших детских спектаклей – «Кошкин дом».
29.08.2017
Как рассказал художественный руководитель театра Михаил Андреев, 71-й театральный сезон официально стартует 30 сентября премьерой «Маленьких трагедий» Александра Пушкина.
17.08.2017
 
 
Сбивший пешеходов в центре Москвы водитель не спал 20 часов - Калининградская ГТРК Водитель такси, совершивший  наезд на пешеходов в центре Москвы  и сбивший нескольких человек, в ходе опроса сотрудниками правоохранительных органов заявил, что перепутал педаль газа с тормозом.
17.06.2018 Калининградская ГТРК
В Большом органном зале Кафедрального собора в рамках мирового турне выступил один самых легендарных оркестров мира – Саксонская Государственная капелла во главе со столь же легендарным дирижером Кристианом Тилеманном.
03.06.2018 Страна Калининград
Ксюша Тупий из лицея № 49 любит снимать на камеру.  – Мне с детства было интересно, как снимают фильмы и что происходит за кадром.
03.06.2018 Страна Калининград
27-1Саша-Близнецов,-13-лет,-лицей-№1,-Балтийск4.jpg - Страна Калининград 13-летний Саша Близнецов из лицея № 1 Балтийска играет в команде «Искра» и тренируется три раза в неделю на поле, причем в любую погоду.
17.06.2018 Страна Калининград
ФК «Балтика» готов принять стадион ЧМ-2018 в Калининграде при федеральном финансировании - Калининградская ГТРК Футбольный клуб «Балтика» готов принять стадион «Калининград», который был построен в городе к чемпионату мира по футболу, после окончания турнира в пользовании при условии федерального финансирования на его содержание.
17.06.2018 Калининградская ГТРК
Хорваты ведут уже со счётом 2:0 - Калининградская ГТРК Сборная Хорватии ведёт уже со счётом 2:0. За 20 минут до конца второго тайма полузащитник Модрич Лука забил гол с пенальти.
17.06.2018 Калининградская ГТРК
Киев прекратил подачу воды с подконтрольных украинским силовикам Петровской насосной станции и Западной фильтровальной станции на территорию самопровозглашенной Луганской народной республики (ЛНР), передает РИА «Новости».
16.06.2018 Exclav.Ru
Представители общественности, областного депутатского корпуса, регионального Общероссийского народного фронта, Управления дорожного хозяйства,
16.06.2018 Министерство развития инфраструктуры