Ситуация «врастопырку»: транспортники региона заявили о многочисленных проблемах

Повестку комитета по транспорту Калининградской торгово-промышленной палаты, состоявшегося на минувшей неделе, вполне можно назвать проблемной. Транспортники были недовольны тем, как власти собираются решать вопрос паромного сообщения с «большой» Россией, оказались раздосадованы тем, что августовские решения Владимира Путина не привели в Калининград дополнительные объемы грузов, и жаловались на то, что в области такой дефицит с вагонами, что это исключает здесь ведение бизнеса. Корреспондент «Нового Калининграда» выслушал аргументы предпринимателей.

Первая и самая странная проблема, обсуждавшаяся на комитете, — коммуникационная. Областные транспортники не могут понять, почему Правительство РФ собирается строить для линии Усть-Луга — Балтийск паромы, рассчитанные только на железнодорожные вагоны. При этом на каждом из паромов предусмотрено всего по 12 пассажирских мест. По мнению бизнеса, это неприемлемо — паромы должны быть универсальными (с возможностью размещения автопоездов). Появление фур предполагает значительное расширение числа пассажирских мест — для водителей. В качестве аргумента приводились зарубежные паромные линии, которые обслуживаются судами с большим количеством пассажирских мест и возможностью перевозки автопоездов. «Может быть, дешевый вариант строительства паромов ищут? Зачем они ( паромы — прим. „Нового Калининграда“ ) тогда нужны? Я считаю, что это совсем негосударственный подход», — жестко артикулировал позицию глава Ассоциации калининградских экспедиторов Юрий Пятанов.

Внятной реакции от областного правительства, представленной на мероприятии заместителем министра развития инфраструктуры Владимиром Жовтуном, по этому вопросу не прозвучало. Не акцентировалось внимание на стадии проекта, в частности, на том, пройден ли этап гарантирования объемов перевозок со стороны крупнейших калининградских компаний: «Содружество» и «Автотор». Правительство РФ готово выделить всего 5,1 млрд руб. при общем бюджете строительства трех паромов в 14,1 млрд руб. Остальное финансирование должен обеспечить частный инвестор. Ранее губернатор Антон Алиханов отмечал, что для реализации проектов обязательно «поручительство» крупнейших игроков.

Как сообщили «Новому Калининграду» источники, близкие к компаниям, ни «Содружество», ни «Автотор» никаких финансовых обязательств по проекту строительства паромов на данный момент на себя не взяли.

Дискуссия о паромах плавно перетекла в обсуждение плохого исполнения поручений президента Владимира Путина. В августе 2017 года он сделал ряд заявлений, которые с воодушевлением были восприняты в региональной транспортной среде. Но поручения, вышедшие по итогам совещания, для Калининграда, как выяснилось, не сработали. В частности, Путин говорил об установлении «сквозного» тарифа для паромов и железной дороги. По задумке, это должно было снять бремя с калининградского бизнеса, который летом 2017 года лишили федеральных субсидий на ж/д-перевозки по территории Белоруссии и Литвы. Но документ, как заявил Юрий Пятанов, «утонул»: его перспективы не ясны.

«Что касается тарифов на ж/д-паромы, Путин давал четкое решение. ФАС нам давал документ за ознакомление. Мы его внимательно прочитали и нашли решение этого вопроса, но документ опять „утонул“. Мы же не можем у ФАС спросить: „Куда вы документ дели?“», — сказал Пятанов.

Не возникло у Калининграда и преимуществ от поручения Путина перевести тарифы в российских портах на рубли. «Калининградский элеватор» рассчитывал получить часть объема российского зерна, отгружаемого через порт Лиепая в Латвии, но ничего не получилось: из-за неподъемного железнодорожного тарифа груз ушел в Санкт-Петербург, где нет специализированного терминала, и на юг, где огромные очереди. «[Мы] очень радовались потом, когда читали выступление Владимира Владимировича, что наш российский груз должен идти через Калининградскую область и мы должны зарабатывать. Я хочу сказать по поводу зерна, что у нас произошло. Когда это решение было принято, мы принимали и звонки, и подтверждали, что готовы тот груз, который идет в основном через Лиепаю, принять и отгрузить на экспорт. И проходили наши глубины — не обязательно нужно было „Панамаксами“ отгружать. Остальную часть брало на себя „Содружество“. Мы все подтвердили, но ничего не пошло. Не пошло из-за железнодорожного тарифа», — сказала директор «Портового элеватора» Елена Зайцева.


Наконец, в ходе дальнейшей дискуссии выяснилось, что железнодорожные тарифы для Калининграда — это далеко не главная из проблем. Если у компании нет своего парка вагонов, как у «Содружества», и ей требуется большой объем сырья, то она не может вести производственный бизнес в области. Вагоны в Калининград предлагаются по огромным ставками, рассказал один из участников совещания.

«Мы столкнулись с идеей строительства экспорториентированного предприятия, но сырье мы должны были привозить из большой России. Нам нужно было везти 7–10 тыс. кубометров сырья ежемесячно. И мы просто не нашли вагонов. Все вагоны сейчас проданы. У нас не было проблемы тарифа или транзита. Мы просто не смогли найти вагоны под этот объем. То, что нам давали, нам предлагали за каждый вагон 185 тыс. вместе с тарифом. Говорить о каком-то развитии, пока мы не решим вопрос вагонов… Мы сейчас будем переводить этот завод в большую Россию и делать производство, хотя мы все живем в Калининграде», — рассказал участник совещания.

Глава КТПП Феликс Лапин, долгое время работавший в Калининградской железной дороге и, очевидно, почувствовавший некий крен в сторону демонизации железнодорожников, решил внести ясность. По его мнению, основная беда Калининграда в логистическом смысле состоит в том, что он ведет дела «врастопырку». В области нет структуры, которая бы могла консолидировать спрос на калининградском направлении и гарантировать объем. Гарантия объема означает право требовать скидку на тариф, констатировал Лапин.

«Есть одна простая вещь: гарантируйте объем. При этом они говорят: „тейк-о-пей“ ( „бери или плати“ — принцип договора, предполагающий оплату вне зависимости от реального объема оказанной услуги — прим. „Нового Калининграда“ ). Договорились на миллион тонн — получили скидку, выберете объем. Будучи представителем железной дороги, я говорил, давайте сделаем местную логистическую компанию. Пока консолидатора не будет — не будет ничего. Врастопырку мы не сможем решить вопрос. Мы не сможем завязать кругорейсы, мы не сможем консолидировать и идти получать огромные скидки в АО „РЖД“. Кто должен первую скрипку сыграть? Не знаю. Но надо принять решение», — призвал Феликс Лапин.

Глава комитета Леонид Стапанюк, понявший ход мысли президента КТПП, решил немного охладить его пыл довольно смелой интерпретацией действий областного правительства. По мнению Степанюка, если областное правительство не предоставляет налоговые льготы монополиям, значит, плохо к ним относится. Лапин же, по сути, предлагает создание монополии, поэтому в этом деле спешить не стоит.

Говоря о проблемах с дефицитом вагонного парка, Феликс Лапин также развернул дискуссию против самих жалующихся. «Нигде не сделаны инвестиции в терминальное хозяйство. Что это означает? Подача короткая. Обработка вагона затягивается. Вагон на маленькой территории с маленьким грузом находится до 5 суток. Какой собственник вагона позволит таким образом относиться к своему подвижному составу?» — убеждал Лапин первым делом подумать над тем, как решить проблему отсутствия нормальных ж/д-терминалов на предприятиях.

Завершился комитет традиционным обсуждением таможенных проблем. Переориентирование грузов на российские порты должно сопровождаться повышением скорости оформления грузов до уровня прибалтийских стран. В противном случае грузы будут стремиться уйти туда, где оформление быстрее — то есть опять в Прибалтику, отмечали участники дискуссии.

«Философия совершенно не та. Если у таможни стоит задача контроля, то будет контроль. А если бы у них стояла задача прохождения груза, тогда бы они по-другому делали документы», — заключил один из участников совещания.

Пессимизм коллеги пресек глава комитета Леонид Степанюк: «Когда будет построен порт в Пионерском, вряд ли какая таможня сможет помешать».

Оптимизму Степанюка остается только завидовать.

Текст: Вадим Хлебников

  •  
    По теме
    Проект приказа об установлении «сквозного» железнодорожного тарифа в отношении паромной линии, соединяющей Калининград с остальной территорией, «утонул» в процессе согласований.
    Ежегодно Социальный фонд России проводит индексацию социальных пенсий. Такое пенсионное обеспечение получают люди, которые по тем или иным причинам не имеют трудового стажа или его недостаточно для получения страховой пенсии,
    В Калининграде разгоняют цены на новостройки - ИА Русский Запад Московский район Калининграда. На рынке недвижимости в Калининградской области продолжаются разнонаправленные процессы: стоимость жилья в новостройках растёт, во вторичном жилье – падает.
    ИА Русский Запад
    Житель Калининграда в Пионерском похитил гаражные ворота и сдал их в пункт приема металлолома Александр КАТЕРУША В Пионерском у 65-летнего местного жителя с гаража пропали ворота.
    Комсомольская правда
    Мероприятие включено в программу профилактических мероприятий для взрослого населения с начала этого года, объявленного Указом Президента Российской Федерации Годом семьи.
    Министерство здравоохранения
    Знакомьтесь, Балтийское море! - Детская библиотека им. А.П. Гайдара 26 марта в рамках Недели детской книги состоялась встреча, посвящённая Дню Балтийского моря.
    Детская библиотека им. А.П. Гайдара