Выставка имела большой успех, поэтому решено было сделать постоянную экспозицию, расширив при этом предметный ряд и сделав новые акценты.
– Основная идея заключалась в том, чтобы показать – связь между Восточной Пруссией и Россией была гораздо более тесной, чем многие думают, – рассказал корреспонденту «СК» специалист по экспозиционной и выставочной деятельности Александра Макаревич.
Пожалуй, самые заметные экспонаты – русский и прусский мундиры времен Наполеоновский войн, в которых Пруссия и Россия были союзниками. Многих посетителей удивляет, насколько эти мундиры похожи. Единственное и сразу бросающееся в глаза отличие – головной убор фузилера 1-го Восточно-прусского пехотного полка защищает чехол, а головной убор рядового 1-го егерского полка Русской императорской армии не защищает ничего.
– Пруссаки к амуниции относились бережно, поэтому чехлы с головных уборов снимали только перед парадами, а наши ходили, как на параде, постоянно, – поясняет Александра.
Приключения бюста королевы
Входящих в экспозиционный зал встречает бюст королевы Луизы. У этого экспоната довольно любопытная история.
В 2008 году несколько бывших жителей Кёнигсберга, будучи в Калининграде, увидели в Центральном парке разваливающуюся полуротонду, установленную в 1874 году, и решили внести лепту в восстановление исторического объекта. Заказали гипсовую копию бюста королевы Луизы (к созданию давно утерянного оригинала имел отношение известный скульптор Кристиан Раух. – Прим. авт.), который некогда украшал композицию, и послали ее по почте в парк. Посылка до адресата дошла, однако ее содержимое у получателей энтузиазма не вызвало. Бюст распаковали и отнесли в одно из подсобных помещений, в котором он пролежал никому не нужный несколько лет.
Потом местные энтузиасты выдвинули идею восстановления полуротонды. Дело вроде сдвинулось с мертвой точки, но затем заглохло из-за финансовых и бюрократических проблем. Однако, пока надежда теплилась, художники мастерской «Наследие» из Санкт-Петербурга, используя присланный из Германии гипсовый бюст в качестве образца, изготовили новый – из камнезаменителя. Причем совершенно бесплатно. Этот бюст и украсил новую экспозицию музея.
Вообще, в известном смысле полуротонду в бывшем Луизенвале можно считать памятником русской-прусской дружбы.
– Королева Луиза для нашей страны совсем не чужая, – считает Александра. – Дочь королевы Пруссии Шарлотта была женой Николая I и матерью Александра II. Неудивительно, что в начале XX века Николай II, будучи с супругой в Кёнигсберге, посетил этот мемориал.
Офицеры-кантианцы
Видное место в экспозиции занимают экспонаты, связанные с Кантом и местным университетом Альбертиной. В частности, представлены изданные еще при жизни философа книги «Критика чистого разума», «Чувство о высоком и прекрасном» и «Антропология». Причем последнее произведение было напечатано в Кёнигсберге.
– Во время Семилетней войны, с 1758-го по 1762-й год, наш город входил в состав Российской империи, – напоминает Александра Макаревич. – Все его жители, включая Канта, дали присягу императрице Елизавете. Надо сказать, что многие русские офицеры в то время были горячими поклонниками кенигсбергского философа и активно посещали его лекции. Вышло так, что Альбертина стала Alma mater для многих русских. В течение XVIII века около ста подданных Российской империи получили там образование.
В Альбертине учились герцог Бирон, будущий президент Петербургской академии наук граф Кирилл Разумовский, граф Андрей Гудович, граф Михаил Милорадович. Университет состоял из четырех факультетов – юридического, медицинского, философского и теологического. Печать последнего представлена на выставке.
Эпохи в гравюрах
«Город чистого разума» отображает жизнь Кёнигсберга от начала XVII века до конца 30-х годов XX века. Это четырехсотлетний пласт истории, о котором рассказывают старые гравюры – ими украшали атласы, книги, иллюстрировали периодические издания. Как фотография в наши дни, графика — зеркало прошлых эпох: города и деревни, монархи и простолюдины, коронации и сцены городской жизни – ничто не ускользало от внимания гравера.
Многие представленные на выставке произведения повествуют о важных исторических событиях, произошедших на этой земле. Например, о коронациях первого прусского монарха Фридриха I – того самого, который, не убоявшись скандала, сам в 1701 году водрузил себе на голову корону, и Вильгельма I, который стал королем Пруссии в 1861 году, а через десять лет был провозглашен императором Германии. Или о Наполеоновских войнах, праздновании в 1844 году 300-летия Альбертины и так далее…
В общем, экспозиция получилась яркая и насыщенная. Симптоматично, что открылась она в юбилейный для музея год. В 2017-м ему исполняется 15 лет, а самим Фридландским воротам – 155!
Александра Макаревич: «Королева Луиза для России не чужой человек. Ее дочь была женой Николая I и матерью Александра II»
Без книг Канта сегодня трудно представить выставку в Калининграде
От внимания граверов не ускользали практически никакие исторические события
Одни из самых заметных экспонатов – мундиры времен Наполеоновских войн
Источник: Страна Калининград
01.09.2017 08:54