Фото: strana39.ru
В частности, это спектакль «Закрой глаза и смотри», который Демчог сотоварищи на днях представил в Калининграде.
О механизмах «внутреннего видения», которые спектакль запускает в сознании зрителя, и актуальности игры в наших судьбах с актером побеседовал корреспондент «Страны Калининград». И, похоже, того, чего Демчог не знает об анатомии игры, знать и не следует.
Человек играющий
– Вадим, ключевую мысль спектакля вы формулируете как «Не смотри вовне». Хотелось бы об этом подробнее.
– Именно так – не смотри вовне! Постановка «включает» экран внутри каждого зрителя, создавая нечто вроде кино с закрытыми глазами. Мы дерзнули прямо по Шекспиру – «развернуть зрачки внутрь», на свою внутреннюю сцену. Мы делаем некий набросок углем, рассказывая за пятнадцать минут жизнь того или иного персонажа. А зритель, исследуя этот рисунок, раскрашивает его теми красками, что есть в его воображении. И он невольно находит пересечения в собственной судьбе и судьбах персонажей, которые составили пантеон культуры – это Шекспир, Булгаков, Гоголь, Ницше и Достоевский, Курт Кобейн и Чарли Чаплин.
– Можно ли считать это вашим ноу-хау?
– На самом деле эта традиция уходит корнями в глубокую древность. Шекспировский театр, он весь был построен на зримом слове –не было декораций, по сцене пробегал актер с табличкой, на которой было написано «дворец короля», «лес» или «пустыня», потом выходил актер и начинал монолог.
– Насколько мне известно, ваша команда сформировалась под воздействием вашей же книги «Самоосвобождающая игра».
– 12 человек, словно 12 апостолов, в 2013 году собрались вокруг моих безумных книг.
Я экспериментировал на себе, как врач, который вкалывает вакцину и смотрит, что будет. Ребята начитались литературы о том, как защитить свой талант, и захотели, чтобы я тоже «вколол им вакцину». Сейчас мы проводим курсы, которые называются «Школа игры», где делаем небольшие инъекции понимания того, что такое феномен игры и как с его помощью распаковать воспоминание о том времени, когда человек был талантлив. Я самого себя определяю как «хомо люденс» – человек играющий.
Щелчки судьбы
– Почему в развитии человека так важны игры?
– Феномен игры, который я описываю в книге, –это не просто театральное баловство, это общественные модели будущего социума. Ведь мы видим сегодня, как распадаются привычные общественные модели – брачные, законодательные и так далее. А художники – люди без кожи. Мы чуем веяния времени, придаем им форму и сигнализируем о них.
Игровой феномен – это то, чему нас никто не учил, то, что мы всасываем с молоком матери. На второй неделе жизни наши глаза фокусируют изображение, мы входим в стихию игры. А пока растем, эти игры усложняются: с родителями мы одни, с друзьями – другие, с педагогами – третьи, и так далее до бесконечности. И когда люди у нас на курсах составляют ролевые тетради, они выдают до 200–300 ролей. Любой из нас таит в себе творческую потенцию. И весь курс построен на том, чтобы ее раскрыть.
– В вашей жизни благополучно уживаются актерское мастерство, психология, писательство, педагогика. Откуда ноги растут?
– Моменты, определяющие дальнейшую судьбу, когда в тебе происходит некий щелчок, я как раз описываю в книжке «Феномен игры». Один из таких случился, когда мама привела меня во Дворец пионеров в Нарве. Мне тогда было четыре с половиной года, и из всех кружков я уходил с кислой рожей. Но однажды мимо меня прошли веселые загримированные люди в невероятных костюмах. Они пошли на третий этаж, и я тихонько пополз за ними. Толкнул какую-то дверцу и оказался в темном помещении, откуда на меня со всех стен смотрело огромное количество глаз. Тут открылась дверь, вошла маленькая седая старушка. То была Елизавета Арнольдовна – руководитель детского кукольного театра. Она включила свет, и я увидел висящих на стенах марионеток. Она увидела мои полные восторга глаза и спросила: «Как тебя зовут?» «Егор», – сказал я неожиданно для себя самого. Егором был мой друг, очень шаловливый, мы с ним, сидя под лестницей, распевали матерные частушки. От страха мне показалось безопасным набросить на себя маску смельчака Егора. Елизавета Арнольдовна взяла куклу-портняжку и сказала: «Пойдем, Егор. Я покажу тебе свою сказку». И я пропал (смеется).
Другой ключевой момент случился, когда мне уже было двенадцать лет. Мы с друзьями в апреле выезжали купаться на карьер. Речушка, которая там протекала, проходила через электростанцию, и вода в ней была теплой. А вокруг – снег. Все уже плескались в речке, а мне вдруг стало страшно. Стою на берегу, примерзая мокрыми ногами ко льду, и вдруг происходит щелчок, и я ощущаю себя... боцманом из фильма «Максимка» в исполнении Бориса Андреева. Боцман тот был мощный, бородатый, с наколками. Может, оттого, что отец рано оставил нас с мамой, этот фундаментальный образ запал мне в душу. В итоге я плюхнулся в воду и с восторгом плавал, словно пароход. Это был момент перевоплощения, когда ты маленький, а мир большой, он готов тебя подавить – а ты можешь всем страхам и комплексам противопоставить свою внутреннюю силу.
В буддизме много юмора
– Вы исповедуете буддизм. Почему предпочли его всем прочим религиям?
– Я не буддист, но мне очень импонирует это направление. Знаете, в буддизме много юмора. Мой Бог – играющий, он не стоит с палкой над головой!
Я глубоко религиозный человек, правда, религиозность моя, как мне хочется верить, не тупая. Иногда мне кажется, что моему Богу милее нимба шутовской колпак, и тем не менее – это Бог.
– А Иван Охлобыстин, с которым вы дружны, позиционирует себя как православный.
– Ключевая история заключается в том, что мы присутствуем в едином силовом поле, и нам достаточно двух-трех слов, чтобы понять позицию друг друга. Мы дружим уже пять лет – с тех пор как начали сниматься в «Интернах», и могу сказать: я его «распаковал». Ваня – изумительный персонаж. Когда он объяснил мне суть христианства, я понял, до чего же оно артистично.
Кстати, Охлобыстин часто повторяет, что, мол, Демчог – это Фродо и нести кольцо я бы доверил только ему. Это высокая оценка. Весь миссия Фродо – она очень трогательная. Не скомороха и не фигляра, а именно шута в высоком его понимании.
– Не могу не спросить, что объединяет вас с всенародно любимым персонажем «Интернов» – доктором Купитманом.
– Нас с Купитманом объединяет любовь к женщинам. Ну и, конечно, бесконечная игривость, жажда проявляться в гораздо больших формах, чем позволяет внешняя рутинная среда.
– Вы в Калининграде уже второй раз. Успели составить представление о городе?
– Все-таки главная эмоция – это сожаление, что город не сохранился таким, каким мы видим его на старых фотографиях. Хотя какие-то ракурсы воодушевляют и сегодня. Но особо хочется сказать о калининградцах, особенно молодых. Они сочетают в себе въедливую протестантскую позицию и в то же время мягкую, обнимающую, доверчивую. Это не европейцы, но и не русские. В общем, неповторимость этого города – в населяющих его людях.
Справка «СК»
Вадим Демчог родился в 1963 году в Нарве. Актер театра и кино, создатель авторских проектов на радио, телевидении и в интернете. Кандидат психологических наук. Автор и соавтор более трех сотен сценариев и пяти книг. Известность получил как ведущий «Фрэнки-шоу» на радиостанции «Серебряный дождь», получившего высокую оценку коллег. Руководит театральным проектом «Арлекиниада». Женат, воспитывает двоих детей.
Вадим Демчог: «В 2013 году 12 человек, словно 12 апостолов, собрались вокруг моих безумных книг»
Источник: Страна Калининград
15.04.2017 08:08