Вадим Демчог: «Закрой глаза и смотри»

21-AC1A2934.jpg
Фото: strana39.ru
Широким массам Вадим Демчог известен как венеролог Иван Купитман из телесериала «Интерны». Между тем эта роль – лишь верхушка айсберга по фамилии Демчог. Большая часть «айсберга» – это книги по психологии, авторские проекты на радио и единственные в своем роде театральные постановки. 
В частности, это спектакль «Закрой глаза и смотри», который Демчог сотоварищи на днях представил в Калининграде. 
О механизмах «внутреннего видения», которые спектакль запускает в сознании зрителя, и актуальности игры в наших судьбах с актером побеседовал корреспондент «Страны Калининград». И, похоже, того, чего Демчог не знает об анатомии игры, знать и не следует. 

Человек играющий

– Вадим, ключевую мысль спектакля вы формулируете как «Не смотри вовне». Хотелось бы об этом подробнее.
  – Именно так – не смотри вовне! Постановка «включает» экран внутри каждого зрителя, создавая нечто вроде кино с закрытыми глазами. Мы дерзнули прямо по Шекспиру – «развернуть зрачки внутрь», на свою внутреннюю сцену. Мы делаем некий набросок углем, рассказывая за пятнадцать минут жизнь того или иного персонажа. А зритель, исследуя этот рисунок, раскрашивает его теми красками, что есть в его воображении. И он невольно находит пересечения в собственной судьбе и судьбах персонажей, которые составили пантеон культуры – это Шекспир, Булгаков, Гоголь, Ницше и Достоевский, Курт Кобейн и Чарли Чаплин. 
– Можно ли считать это вашим ноу-хау?
– На самом деле эта традиция уходит корнями в глубокую древность. Шекспировский театр, он весь был построен на зримом слове –не было декораций, по сцене пробегал актер с табличкой, на которой было написано «дворец короля», «лес» или «пустыня», потом выходил актер и начинал монолог. 
– Насколько мне известно, ваша команда сформировалась под воздействием вашей же книги «Самоосвобождающая игра». 
– 12 человек, словно 12 апостолов, в 2013 году собрались вокруг моих безумных книг. 
Я экспериментировал на себе, как врач, который вкалывает вакцину и смотрит, что будет. Ребята начитались литературы о том, как защитить свой талант, и захотели, чтобы я тоже «вколол им вакцину». Сейчас мы проводим курсы, которые называются «Школа игры», где делаем небольшие инъекции понимания того, что такое феномен игры и как с его помощью распаковать воспоминание о том времени, когда человек был талантлив. Я самого себя определяю как «хомо люденс» – человек играющий. 

Щелчки судьбы

– Почему в развитии человека так важны игры?
– Феномен игры, который я описываю в книге, –это не просто театральное баловство, это общественные модели будущего социума. Ведь мы видим сегодня, как распадаются привычные общественные модели – брачные, законодательные и так далее. А художники – люди без кожи. Мы чуем веяния времени, придаем им форму и сигнализируем о них. 
Игровой феномен – это то, чему нас никто не учил, то, что мы всасываем с молоком матери. На второй неделе жизни наши глаза фокусируют изображение, мы входим в стихию игры. А пока растем, эти игры усложняются: с родителями мы одни, с друзьями – другие, с педагогами – третьи, и так далее до бесконечности. И когда люди у нас на курсах составляют ролевые тетради, они выдают до 200–300 ролей. Любой из нас таит в себе творческую потенцию. И весь курс построен на том, чтобы ее раскрыть.

– В вашей жизни благополучно уживаются актерское мастерство, психология, писательство, педагогика. Откуда ноги растут?
– Моменты, определяющие дальнейшую судьбу, когда в тебе происходит некий щелчок, я как раз описываю в книжке «Феномен игры». Один из таких случился, когда мама привела меня во Дворец пионеров в Нарве. Мне тогда было четыре с половиной года, и из всех кружков я уходил с кислой рожей. Но однажды мимо меня прошли веселые загримированные люди в невероятных костюмах. Они пошли на третий этаж, и я тихонько пополз за ними. Толкнул какую-то дверцу и оказался в темном помещении, откуда на меня со всех стен смотрело огромное количество глаз. Тут открылась дверь, вошла маленькая седая старушка. То была Елизавета Арнольдовна – руководитель детского кукольного театра. Она включила свет, и я увидел висящих на стенах марионеток. Она увидела мои полные восторга глаза и спросила: «Как тебя зовут?» «Егор», – сказал я неожиданно для себя самого. Егором был мой друг, очень шаловливый, мы с ним, сидя под лестницей, распевали матерные частушки. От страха мне показалось безопасным набросить на себя маску смельчака Егора. Елизавета Арнольдовна взяла куклу-портняжку и сказала: «Пойдем, Егор. Я покажу тебе свою сказку». И я пропал (смеется). 
Другой ключевой момент случился, когда мне уже было двенадцать лет. Мы с друзьями в апреле выезжали купаться на карьер. Речушка, которая там протекала, проходила через электростанцию, и вода в ней была теплой. А вокруг – снег. Все уже плескались в речке, а мне вдруг стало страшно. Стою на берегу, примерзая мокрыми ногами ко льду, и вдруг происходит щелчок, и я ощущаю себя... боцманом из фильма «Максимка» в исполнении Бориса Андреева. Боцман тот был мощный, бородатый, с наколками. Может, оттого, что отец рано оставил нас с мамой, этот фундаментальный образ запал мне в душу. В итоге я плюхнулся в воду и с восторгом плавал, словно пароход. Это был момент перевоплощения, когда ты маленький, а мир большой, он готов тебя подавить – а ты можешь всем страхам и комплексам противопоставить свою внутреннюю силу. 

В буддизме  много юмора

– Вы исповедуете буддизм. Почему предпочли его всем прочим религиям?
– Я не буддист, но мне очень импонирует это направление. Знаете, в буддизме много юмора. Мой Бог – играющий, он не стоит с палкой над головой! 
Я глубоко религиозный человек, правда, религиозность моя, как мне хочется верить, не тупая. Иногда мне кажется, что моему Богу милее нимба шутовской колпак, и тем не менее – это Бог.

– А Иван Охлобыстин, с которым вы дружны, позиционирует себя как православный.
– Ключевая история заключается в том, что мы присутствуем в едином силовом поле, и нам достаточно двух-трех слов, чтобы понять позицию друг друга. Мы дружим уже пять лет – с тех пор как начали сниматься в «Интернах», и могу сказать: я его «распаковал». Ваня – изумительный персонаж. Когда он объяснил мне суть христианства, я понял, до чего же оно артистично. 
Кстати, Охлобыстин часто повторяет, что, мол, Демчог – это Фродо и нести кольцо я бы доверил только ему. Это высокая оценка. Весь миссия Фродо – она очень трогательная. Не скомороха и не фигляра, а именно шута в высоком его понимании. 

– Не могу не спросить, что объединяет вас с всенародно любимым персонажем «Интернов» – доктором Купитманом. 
– Нас с Купитманом объединяет любовь к женщинам. Ну и, конечно, бесконечная игривость, жажда проявляться в гораздо больших формах, чем позволяет внешняя рутинная среда.

– Вы в Калининграде уже второй раз. Успели составить представление о городе?
– Все-таки главная эмоция – это сожаление, что город не сохранился таким, каким мы видим его на старых фотографиях. Хотя какие-то ракурсы воодушевляют и сегодня. Но особо хочется сказать о калининградцах, особенно молодых. Они сочетают в себе въедливую протестантскую позицию и в то же время мягкую, обнимающую, доверчивую. Это не европейцы, но и не русские. В общем, неповторимость этого города – в населяющих его людях.

Справка «СК»
Вадим Демчог родился в 1963 году в Нарве. Актер театра и кино, создатель авторских проектов на радио, телевидении и в интернете. Кандидат психологических наук. Автор и соавтор более трех сотен сценариев и пяти книг. Известность получил как ведущий «Фрэнки-шоу» на радиостанции «Серебряный дождь», получившего высокую оценку коллег. Руководит театральным проектом «Арлекиниада». Женат, воспитывает двоих детей. 



Вадим Демчог: «В 2013 году 12 человек, словно 12 апостолов, собрались вокруг моих безумных книг»
 
По теме
Окружной Калининграда перерубили освещение - ИА Русский Запад Условное изображение. Северный обход Калининграда. Ремонтники планируют восстановить освещение Северного обхода Калининграда до конца дня четверга, 28 марта 2024 года.
ИА Русский Запад
«Весна, весна, пора любви…» - Детская библиотека им. А.П. Гайдара Заслуженый артист России Николай Горлов С пушкинскиой поэтической строки «Весна, весна, пора любви…» и солнечным посылом начался концерт музыкального колледжа им.
Детская библиотека им. А.П. Гайдара
В гостях у Мурра - Детская библиотека им. А.П. Гайдара 27 марта в дни Всероссийской Недели детской книги в уютном зале библиотеки состоялась встреча друзей – калининградских писателей, художников, читателей и библиотекарей.
Детская библиотека им. А.П. Гайдара
Великий поиск с Михаэлем Энде - Детская библиотека им. А.П. Гайдара Михаэль Энде В честь 45-летия со дня издания бессмертного романа об испытаниях, отваге,
Детская библиотека им. А.П. Гайдара