То, что мы привыкли считать телекинезом, в Центре развития одаренных детей называют нейропилотированием. Сначала школьники изучают теоретические, а затем с помощью специальных шлемов и компьютерной программы учатся посылать импульсы мозга, которые управляют виртуальными или физическими объектами (роботами). Первоочередная задача ребят – научиться выводить рыцаря из виртуального лабиринта. Быстрее всех с этой задачей на потоке пока справился Макар Сушков, силой мысли вызволивший героя компьютерной игры за 2 минуты 47 секунд. А еще ребята уже умеют мысленно управлять небольшой машинкой, которая ездит по полу лаборатории.
Обычно объектом управляют двое: непосредственно нейропилот и оператор, который помогает ему настроиться. Ведь чтобы силой мысли переместить объект в пространстве, нейропилот должен уметь правильно настраиваться.
- Методик для обучения распределения состояний, от которых как раз и зависит направление движения управляемого объекта, достаточно много, - говорит преподаватель модуля «Нейропилотирование в робототехнике» Елена Ясинская. – Одна из них – чтение книг задом наперед, низу вверх.
В развлекательном смысле нейропилотирование – это разработка, которая позволяет за счет положительных мыслей размахивать прикрепленным хвостом, например. Но уже в обозримом будущем нейропилотирование – это целая отрасль и индустрия, которая позволит человеку управлять различными объектами под водой, на земле, в воздухе и даже космосом «силой мысли» по средствам передачи мозговых импульсов на нейроинтерфейс.
- Сегодня не вызывает никаких сомнений, что в обозримом будущем нейропилотирование войдет в те сферы, где сейчас используется обычное управление, - уверен директор Центра Сергей Гоман. - Будет виртуальная реальность, пилоты самолетов, водители автомобилей будут управлять машинами с помощью нейропилотирования. Эта технология позволит в разы сократить время между принятием решения и его исполнением, свести его практически к скорости реакции. Поскольку это новая профессия, мы решили начинать преподавать детям, которые могут это применить на практике и хорошо это освоят. Когда школьники вырастут, возможно, эти технологии уже будут применять.
КСТАТИ
«Аватар» устроен так же
Примером, так сказать, практического применения нейропилотирования можно считать фильм «Аватар». Несмотря на немощное тело, главный герой киноленты Джейк Салли бывший морской пехотинец, прикованный к инвалидному креслу, в душе по-прежнему остается воином. Чтобы внедрить Джека в среду обитателей планеты Пандоры, его "подключают" к специально созданному аватару, который как раз управляется силой мысли.
В Калининграде школьников учат управлять предметами… силой мысли. Надежда Ржевская
Надежда Ржевская