Упорядочить хаос

На прошлой неделе Сергей Мельников заявил о невозможности продления маршрутов городских автобусов, тем самым в очередной раз подтвердив: новая транспортная схема Калининграда создает больше проблем, чем решает

Действующая с 1 августа новая схема движения общественного транспорта продолжает оставаться в городе темой № 1, задвинув назад даже политический триллер «Евгений Зиничев и судьба областного правительства». Мужественно бросившись могучей грудью на амбразуру народного гнева, глава комитета городского хозяйства последние несколько недель как может успокаивает население — вот только факты пока чаще играют против чиновника.

Вот и в минувший вторник Сергей Мельников нехотя подтвердил, что новая транспортная схема фактически отрезала от центра сразу же несколько районов Калининграда. При этом чиновник практически прямым текстом заявил о том, что сделать с этим городская администрация ничего не может (по крайней мере —оперативно): изменению уже существующие маршруты не подлежат. Кроить новую транспортную схему городские власти, очевидно, тоже не намерены: по мнению господина Мельникова, в этом нет необходимости.

Выход из ситуации глава городского хозяйства видит в увеличении количества транспортных средств на уже существующих направлениях. Правда, в этот же день чиновнику пришлось признать, что как раз с выводом транспорта у муниципального предприятия «КалининградГорТранс» проблемы: во вторник на линию не вышло 18 автобусов и 9 троллейбусов. Справедливости ради надо заметить, что уже в пятницу «КалининградГорТранс» вывел на линии максимальное число машин, оставив в депо 6 автобусов и 8 троллейбусов. Таким образом, на маршрутах областного центра было задействовано 119 автобусов, или 90 процентов от необходимого. Исправило ли это ситуацию на дорогах?

По словам Сергея Мельникова — да: количество обращений горожан сократилось втрое. Мысль, что жители Калининграда перестали обращаться к властям, поняв всю бесполезность этого действа, чиновник рассматривать не стал, но заверил, что изменения в систему общественного транспорта были внесены для поэтапного улучшения его работы, а не ради какого-то эксперимента над горожанами. Старую схему движения городского транспорта господин Мельников охарактеризовал как удобную, но не дающую результата, так что сохранять ее не имело смысла.

С этим утверждением главы городского хозяйства спорить сложно: старую транспортную схему Калининграда назвать идеальной не повернется язык даже у самых фанатичных ретроградов. Хаотичная, неровная, стихийно сложившаяся в двухтысячные годы, она страдала множеством проблем, не успевала за реальными темпами развития города и уж точно не соответствовала тем грандиозным планам, что разрабатывались в связи с предстоящим чемпионатом мира по футболу 2018 года.

Проблема скорее в том, что разрабатываемая на протяжении нескольких лет транспортная схема, несмотря на привлечение специалистов всех мастей, общественные обсуждения и многочисленные доработки, на данный момент не смогла решить ни одну глобальную проблему Калининграда: автобусы и троллейбусы все так же ходят не по расписанию и с большими интервалами, пробки и не думают уменьшаться, а многие районы фактически отрезаны от центра. Более того — на данный момент эти проблемы стали еще сильнее.

Можно выделить три главных момента новой транспортной схемы: замену частного транспорта на муниципальный, иную маршрутную сетку и частичную ликвидацию маршруток. Каждая из этих реформ, в теории призванная изменить жизнь горожан к лучшему, на деле работает совсем не так, как должна.

Так, грандиозный скандал между городской администрацией и частными перевозчиками, приведший к тому, что часть игроков фактически была вышвырнута с транспортного рынка, ни к чему не привела: горожане оказались не в восторге от закупленных в Белоруссии составов, обращая внимание на неудобное высокое расположение кресел и крошечные площадки, из-за которых в автобусах возникает жуткая давка.

Не принесла облегчения и новая маршрутная схема, умудрившаяся усилить изоляцию отдаленных от центра микрорайонов. Это подтверждают и официальные данные: по словам главы центра организации движения и пассажирских перевозок Максима Графа, самыми «горячими точками» стали Московский проспект, микрорайон Сельма и улицы Артиллерийская — Орудийная. Сюда же смело можно отнести несколько микрорайонов бывшего Балтийского района.
Возможно, с выводом на дороги всех составов «КалининградГорТранса» ситуация несколько изменится, но ждать кардинальных улучшений к лучшему не стоит. Положение усугубляется и отменой маршруток: несмотря на объективную критику городских властей в их адрес за низкий уровень безопасности и культуры передвижения по городу, маршрутки оперативно закрывали бреши в старой транспортной схеме, так что их отсутствие ощущается как никогда раньше.


Любопытно, что схожая с Калининградом ситуация сложилась сейчас и в Москве, где департамент транспорта также пытается разобраться с валом обращений горожан, связанных с сокращением или изменением движения маршруток и автобусов коммерческих перевозчиков, запущенных в рамках новой модели городского общественного транспорта. В рамках так называемой «оптимизации» активно меняется маршрутная сетка, и время от времени из нее выпадают пользующиеся большой популярностью направления, что приводит к естественному возмущению жителей столицы. «Пассажирам потребуется время, чтобы привыкнуть к новой схеме движения городского наземного транспорта. Я думаю, что это произойдет достаточно быстро», — прокомментировал ситуацию «Российской газете» заместитель столичного мэра Максим Ликсутов. При этом чиновник пообещал, что с московских дорог будут убраны все маршрутки, названные «пережитками прошлого».

К слову, в Северной столице «газели» убрали из центра еще несколько лет назад, заменив их вызывающими легкую ассоциацию с советским прошлым «пазиками». Впрочем, более привычные калининградцам маршрутки в Петербурге все еще можно встретить — их активно используют в отдаленных от центра районах, так что новый полпред президента в СЗФО Николай Цуканов в приступе ностальгии по Янтарному краю вполне может прокатиться от Парнаса до Девяткино в привычной тесноте низкого салона. А вот сами петербуржцы от перемещений на маршрутках несколько подустали и тоже требуют что-то сделать с транспортной системой.

Тем не менее у жителей обеих столиц есть огромное преимущество перед Калининградом — метрополитен: пусть огромные толпы людей, мрачность и шум подземки уже стали притчей во языцех, нельзя не признавать огромную эффективность метро в качестве городского транспорта. Наличие станции рядом с домом (пусть даже и в относительной по сравнению с Калининградом близости) делает все проблемы традиционной наземной системы транспорта намного слабее.

И вот тут мы подходим к основной проблеме новой транспортной системы Калининграда — ее безальтернативности. Речь здесь, конечно, идет не о строительстве метро — калиниградская подземка так и останется лишь небольшой местной шуткой, ироничной мечтой, которая никогда не стает реальностью. Тем не менее на ранних этапах разработки транспортной схемы города она, эта схема, могла стать совсем другой.

Так, в уже далеком 2012 году Николай Цуканов для оценки имеющихся наработок пригласил две экспертные группы из Европы, которые вкратце обозначили те направления, по которым должен развиваться калининградский транспорт. В частности — было предложено сделать упор на возрождение и дальнейшее развитие трамвайной сети, полностью изменить систему организации общественных остановок, разгрузить центр города от постоянных пробок. В какой-то момент казалось, что трамваи смогут вернуть себе некогда господствующее положение в общественном транспорте Калининграда — в конце концов, неслучайно в Европе происходит настоящий ренессанс  электрического транспорта, да и городские власти неоднократно признавались ему в любви.

К сожалению, приобретенный в Польше новый состав остался единственным вестником так и не случившихся перемен. На данный момент почти две трети трамвайных путей в Калининграде требуют немедленного ремонта. Некоторые участки непрерывно эксплуатируются более 40 лет, хотя должны не больше 15. Из оставшихся 60 км трамвайных путей сейчас используются 39 км. Учитывая, что стоимость реконструкции одного километра путей составляет от 30 до 50 млн рублей, о капитальном восстановлении всей рельсовой системы не может идти и речи — точнее, уже не может. Еще несколько лет назад такая перспектива обсуждалась хотя бы в теории, но за это время международная обстановка и экономическая ситуация изменились настолько, что ожидать серьезных финансовых вливаний со стороны федерального центра или бурного экономического роста самой Калининградской области не приходится  — нужно рассчитывать только на то, что  уже есть.

В подвешенном состоянии остаются планы создания выделенных линий для общественного транспорта и специальных пересадочных центров. О некоторых других проектах, таких как создание сети городского железнодорожного транспорта, можно уже и не вспоминать.

При этом в ближайшее время администрации города, кажется, придется рассчитывать на саму себя — новый губернатор только привыкает к неожиданно свалившейся должности и, очевидно, не спешит проявлять инициативу в решении проблем областного центра. Александр Ярощук, конечно, мужественно делает вид, что все совсем не так, и о первой встрече с Евгением Зиничевым отзывается крайне положительно, уверяя, что новый губернатор прекрасно осведомлен о проблемах города. Калининградцам, видимо, нужно поверить, что это действительно так — сам глава региона не спешить общаться ни с ними, ни с городской прессой.

Скорее всего, ситуация на дорогах действительно со временем нормализуется: на улицы выйдет больше машин, калининградцы привыкнут к новым маршрутам. Проблема в том, что мечта о кардинально иной организации городского транспорта, удобной, эффективной и современной, так и останется мечтой, и весь потенциал города, все идеи и предложения — ничему из этого не суждено сбыться.

Ещё новости о событии:

uporyadochit-haos-vtoraya - Тридевятый регион
На прошлой неделе Сергей Мельников заявил о невозможности продления маршрутов городских автобусов, тем самым в очередной раз подтвердив: новая транспортная схема Калининграда создает больше проблем,
15:05 25.08.2016 Тридевятый регион - Калининград
Больше трех недель в Калининграде идут баталии вокруг новой маршрутной сети.
08:32 25.08.2016 Страна Калининград - Калининград
 
По теме
По предварительной информации, сегодня, 28 марта 2024 года, в 12.30 в Балтийском городском округе на автомобильной дороге "Зеленоградск - Приморск" произошло столкновение пассажирского автобуса с экскаватором.
За прошедшие сутки сотрудники таможенных постов Калининградской областной таможни, расположенных в автомобильных пунктах пропуска, оформили в общей сложности 159 грузовых и 244 легковых транспортных средства,
Калининградская область может стать центром эксперимента по переходу на электромобили - KaliningradToday.Ru Президент России Владимир Путин поручил оценить возможность проведения в Калининградской области эксперимента с переходом на электромобили: соответствующий пункт вошёл в перечень поручений главы государства по итогам совещания,
KaliningradToday.Ru
Окружной Калининграда перерубили освещение - ИА Русский Запад Условное изображение. Северный обход Калининграда. Ремонтники планируют восстановить освещение Северного обхода Калининграда до конца дня четверга, 28 марта 2024 года.
ИА Русский Запад
«Весна, весна, пора любви…» - Детская библиотека им. А.П. Гайдара Заслуженый артист России Николай Горлов С пушкинскиой поэтической строки «Весна, весна, пора любви…» и солнечным посылом начался концерт музыкального колледжа им.
Детская библиотека им. А.П. Гайдара
В гостях у Мурра - Детская библиотека им. А.П. Гайдара 27 марта в дни Всероссийской Недели детской книги в уютном зале библиотеки состоялась встреча друзей – калининградских писателей, художников, читателей и библиотекарей.
Детская библиотека им. А.П. Гайдара
Великий поиск с Михаэлем Энде - Детская библиотека им. А.П. Гайдара Михаэль Энде В честь 45-летия со дня издания бессмертного романа об испытаниях, отваге,
Детская библиотека им. А.П. Гайдара