Трамвай: убрать нельзя оставить

IMG_5648.JPG
Фото: strana39.ru
Споры на тему, быть или не быть этому виду транспорта в Калининграде, длятся много лет. Мнения разные: одни считают трамвай пережитком прошлого, другие – за сохранение исторической изюминки. А пока вопрос остается открытым, в городе из десяти некогда существовавших маршрутов остался всего один. Журналисты «СК» попытались понять, где ставить запятую в задачке
«Трамвай: убрать нельзя оставить». 

Мэр пообещал новую жизнь

  Сейчас для Калининграда главное мерило – ЧМ-2018 по футболу. В его преддверии в городе много чего строят, ремонтируют, благоустраивают. И трамвайный вопрос тут к месту. Как объяснить футбольным туристам, что рельсы на дорогах и аншлаги на остановках о наличии, к примеру, трамвая № 3 ничего не значат? На самом деле наш трамвай – это «летучий голландец». По информации отдела пассажирского транспорта и организации дорожного движения (ПТ и ОДД) горадминистрации, сейчас в Калининграде действует один укороченный маршрут № 5. Ежедневно на линию выходят 12 вагонов, а в депо их всего 25. Принадлежат они МКП «Калининград-ГорТранс». Средний возраст подвижного состава более тридцати лет. Кстати, в конце 1980-х в городе было около 200 трамваев.
Еще свежи в памяти торжественные церемонии и слова, когда в 2015 году отмечалось 
120-летие калининградского трамвая. «Юбиляру» власти тогда предрекали «великое и замечательное будущее». На бортах вагонов даже разместили рекламу с жизнеутверждающей цитатой мэра

«Трамваю жить!». 

  «Я хочу, чтобы к 2018 году было сделано кольцо вдоль центра, – мечтал тогда Александр Ярошук. – Сейчас готовится такой проект, и на следующий год будут заложены деньги… нам необходимо это сделать, и мы это сделаем. Поэтому жизнь у трамвая после 120 лет будет развиваться!» 
А в скором времени под предлогом дорожного ремонта в городе начали разбирать трамвайные пути. Обещания и реальные дела пошли разными колеями.
Но денег не нашли
Два года назад общественность при поддержке неравнодушных земляков направила городским и областным властям петицию в защиту исторического и экологического транспорта. Народ требовал «разработать программу возрождения калининградского трамвая, имеющую силу закона и обязательную к исполнению», «признать трамвай городской достопримечательностью, обладающей особым статусом и подлежащей охране», «развивать концепцию современного трамвая, как высокопроизводительного и экологически чистого транспорта, а также концепцию трамвая туристического». 
Оправдываясь, власти вынуждены были признаться, что не смогут обновить трамвайный парк, потому что не нашли на это денег. Стоимость одного нового трамвая начинается с 70 млн рублей, а городу необходимо 35 вагонов. В 2012 году город купил один польский трамвай «PESA» за 60 млн. Земляки помнят, как позднее габариты желтого красавчика не учли во время грандиозной реконструкции улицы 9 Апреля. Трамвай долгое время не мог там ходить, пришлось кое-что переделывать. Через пять лет службы на наших дорогах «песик» забарахлил и некоторое время ждал техпомощь из-за границы (своих мастеров у нас не оказалось). 

Депутат предложил референдум

  Трамвайные пути, по которым не будут восстанавливать движение электротранспорта, необходимо разбирать. Об этом заявил в июне 2017 года Антон Алиханов (тогда врио губернатора. – Прим. авт.) в эфире «Авторадио». «Это, наверное, больше вопрос к горвластям, может быть, к горожанам, – сказал Алиханов. – Мы примем любое решение». Он сообщил, что власти решили разобрать колею на ул. Киевской, оставив один путь и сделав реверсивное движение. Работы планируют завершить в 2018 году. «Мы будем помогать, финансово в том числе», — добавил Антон Алиханов. Чуть позднее на заседании горсовета его председатель Андрей Кропоткин сказал, что более чем столетняя история нашего трамвая на грани исчезновения, и предложил провести референдум. Мол, пусть калининградцы сами решают судьбу экологического транспорта. А советник губернатора Владимир Машков на радио «КП-Калининград» назвал трамвай «изюминкой», «душевной» частью истории города и привел примеры, как в Европе развивают этот транспорт.
Что дальше?
Власти Калининграда разработали временные маршруты общественного транспорта, которые будут действовать в дни матчей чемпионата мира, т. е. с 15 мая по 30 июня 2018 года. Согласно подписанному главой города Александром Ярошуком постановлению в областном центре в этот период трамваи решено не выпускать из депо. 
«В дни проведения игр ЧМ-2018 в Калининграде временно отменят трамвайные маршруты и введут четыре новых автобусных маршрута, по которым будут курсировать шаттлы», – сообщили в горадминистрации. 
– Нужно учесть, что не администрация города выступает за упразднение трамвайных маршрутов и внушает жителям, что данный вид транспорта не нужен, – подчеркнул начальник отдела ПТ и ОДД Александр Химич в официальном ответе «СК», – возможности городского бюджета не позволяют содержать и качественно обслуживать всю существующую инфраструктуру горэлектротранспорта. Содержание трамваев требует больших материальных затрат, которые не окупаются. 
В ответе также говорится, что в городе планируется оставить только два маршрута – № 3 «Южный вокзал – ул. Бассейная» (вернется после реконструкции трамвайной сети, прилегающей к вокзалу) и № 5 «Мясокомбинат – ул. Бассейная» через Октябрьский остров (открытие движения планируется в первом квартале 2018 года). В настоящее время покупка новых трамваев и строительство цеха по производству трамваев или его комплектующих не планируется. По словам главы города, мэрия постоянно пытается попасть в различные программы, которые помогают обновить общественный транспорт. Например, новые автобусы МАЗ приобрели благодаря договору о лизинге. «Однако трамвай нам никто ни в лизинг, ни в кредит давать не хочет», — объяснил Ярошук. Власти рассматривают возможность приобретения электробусов, способных передвигаться без контактной сети. 
Поставить запятую в выражении «убрать нельзя оставить» журналистам «СК» так и не удалось. Баталии за сохранение трамвая в городе, видимо, развернутся после окончания мирового футбольного праздника.

Справка «СК»
Открытие движения электрического трамвая в Кёнигсберге состо-ялось 31 мая 1895 года. Он был муниципальным, в то время как во многих других немецких городах этот вид транспорта находился в частных руках. К 1937 году трамвайных линий было уже 15. В советское время в Калининграде  существовало 10 маршрутов.


На сегодняшний день трамвайное депо МКП «Калининград-ГорТранс» располагает всего 25 вагонами, один из которых современный польский трамвай «PESA»  
 
По теме
В Калининградской области сегодня, 18 марта, на автодороге Добровольск — Кутузово — Нестеров — Чистые Пруды — Краснолесье произошло ДТП с участием автомобиля «Рено» и «МАН».
KaliningradNews.Ru
В ДТП также травмы получил водитель Александр КАТЕРУША . Фото: УГИБДД Калининградской области ДТП с двумя пострадавшими случилось на трассе «Калининград – Балтийск» в понедельник, 18 марта.
Комсомольская правда
Рост зафиксировали на неделе с 11 по 16 марта Александр КАТЕРУША В Калининградской области на неделе с 11 по 16 марта зафиксировали рост на 8 процентов количества обратившихся к медикам с симптомами гриппа и ОРВИ.
Комсомольская правда
Программа Недели детской книги – 2024 - Детская библиотека им. А.П. Гайдара Плакат Недели детской книги – 2024. Художник Анна Колесниченко 25–31 марта 2024 года в Калининградской областной детской библиотеке им.
Детская библиотека им. А.П. Гайдара