Одним из основных показателей, характеризующих результативность деятельности Управления Роспотребнадзора по Калининградской области по направлению «Защита прав потребителей», является увеличение реализации гражданско-правовых механизмов при судебной защите.
Намеченные на 2016 год задачи в части реализации полномочий по судебной защите потребителей, а также превентивной работе с предпринимателями, результатом которой является возможность восстановления нарушенных прав потребителей в досудебном порядке, в целом достигнуты.
Продолжилось наращивание правоприменительной практики, связанной с защитой прав и законных интересов неопределенного круга потребителей.
Подача таких исков в суд была направлена на прекращение противоправных действий исполнителей по оказанию коммунальных услуг ненадлежащего качества, продавцов при осуществлении розничной торговли табачной продукции без соблюдения ограничений, предусмотренных законом, а также реализации товаров в отсутствие обязательной и достоверной информации для потребителей.
Все 27 исковых заявления, направленные Управлением в защиту неопределенного круга потребителей, удовлетворены судом в полном объеме.
В отличие от защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц, имеющего жестко регламентированные законом рамки, защита прав конкретных граждан позволяет апеллировать к любому способу защиты прав потребителей, предусмотренному законодательством.
Из 22 поданных заявлений в защиту прав конкретных потребителей 15 заявлений подано в защиту потребительских прав социально-уязвимых слоев населения (несовершеннолетних, пенсионеров, инвалидов), которые были удовлетворены судом в полном объеме.
Одним из примеров такой работы является иск в защиту прав обратившегося потребителя, являющегося инвалидом 2 группы, к ООО Пиф жилье. Потребитель неоднократно обращался к данной организации с требованием замены некачественных оконных конструкций в приобретенной им квартире. Поскольку продавец все претензии игнорировал, потребитель обратился в Управление с просьбой защитить его права в судебном порядке. В ходе судебного заседания вина хозяйствующего субъекта была установлена, в связи с чем, помимо основного требования о взыскании денежных средств на устранение недостатков, с юридического лица был взыскан штраф за отказ в удовлетворении требований в добровольном порядке, неустойка и моральный вред. Всего было удовлетворено требований потребителя на общую сумму 550 000 рублей.
Всего по вынесенным в 2016 году судебным решениям требования потребителей удовлетворены на общую сумму около 1 400 000 рублей.
Из анализа работы по судебной защите прав усматривается, что участие Управления для дачи заключения по гражданскому делу в целях защиты прав потребителей более эффективно с точки зрения защиты имущественных интересов граждан в судах.
Всего Управлением подготовлено 122 заключения, по 82 гражданским делам, рассмотренных судами, вынесено 75 решений в пользу потребителей на общую сумму около 1,7 млн. рублей.
Структура заключений по гражданским делам свидетельствует, что большая часть традиционно приходится на сферу купли-продажи непродовольственных товаров (48%).
Наряду с реализацией гражданско-правовых механизмов при судебной защите, Управление проводит превентивную работу среди юридических лиц и ИП в части возможности урегулирования спора с потребителями в досудебном порядке. В 168 случаях именно при участии Управления гражданам удалось избежать судебных разбирательств, и их требования были удовлетворены в досудебном порядке, на сумму около 1 800 000 рублей.
Итогом работы Управления по судебной защите и превентивным мерам явилось удовлетворение имущественных требований потребителей на общую сумму около 5 млн. рублей.