Радостному юбилею посвящается

Фото: freekaliningrad.ru
Такая разная Польша» - под столь незатейливым и одновременно универсальным девизом прошел первый пресс-тур в рамках очередного проекта Фонда Роминцкой пущи в сфере публичной дипломатии, приуроченного к 100-летию обретения Польшей независимости. Полное название проекта, финансируемого Министерством иностранных дел Республики Польша, звучит так - «Польский путь к независимости: информационная кампания в Калининградской области». В рамках его реализации запланирован еще один пресс-тур для калининградских журналистов и блогеров, интернет-викторина на знание истории Польши, а также юбилейная фото-документальная выставка для жителей региона, подготовленная сотрудниками варшавского Музея независимости.

«Калининградцы считают, что хорошо знают Польшу, но я убежден, что эти знания всегда можно углубить, расширить, наполнить новыми смыслами и фактами, - говорит председатель правления Фонда Роминцкой пущи Яромир Краевски. – Многое в жизни современной Польши не столь очевидно, но от этого не теряет своей значимости. Главной темой для пресс-тура было выбрано многообразие – культурное, национальное, религиозное. Ведь каждый народ, пришедший когда -то на польскую землю, оставил свой след, обогатил и добавил штрихи к парадному портрету страны».

Действительно, в Польше ценят, уважают и поддерживают свои национальные меньшинства и этнические группы, поскольку их общая численность составляет менее 1 % населения страны. По данным Министерства внутренних дел и администрации Польши, страну наряду с поляками населяют 13 национальных и этнических меньшинств: белорусы, украинцы, русские, немцы, словаки, чехи, литовцы, армяне, евреи, татары, цыгане, караимы, лемки, особую группу составляют кашубы, язык которых имеет статус регионального в Поморском воеводстве (подробнее об этом – в информационной справке в конце материала). Представители каждого народа хранят свою культуру, религию и язык, создавая национальные объединения, устраивая ежегодные фестивали, учреждая свои средства массовой информации, участвуя в политической жизни страны. Ну а государство в свою очередь оказывает грантовую поддержку культурным и социальным инициативам, берет под охрану здания и другие значимые для нацменьшинств архитектурные объекты, наделяя их статусом памятников истории и культуры. А традиционные мероприятия с национальным колоритом (нередко еще вкусом и запахом!) притягивают туристов, как магнит, развивая, прежде всего, внутренний - событийный - туризм, хотя на недостаток иностранных гостей в национальных поселениях (назовём так места, где активисты делают ставку именно на национальную составляющую своего туристического продукта – но об этом позже) никто не жалуется.

Итак, маршрут пресс-тура лежал через Вармию и Мазуры на Подлясье. Первым пунктом стала «жемчужина барокко» Свента Липка – место культовое для каждого поляка, овеянное красивым преданием о липке, росшей еще на землях Восточной Пруссии, на которой чудесным образом появилась фигура Богородицы с младенцем. Во времена гонений на католиков липку срубили, а фигуру утопили в озере. Но время всё расставило по местам: при короле Зигмунте III земля под сакральным местом была выкуплена и передана ордену иезуитов, они подготовили место для строительства костёла, и в 1693 году он был освящен – образ Божией Матери с младенцем на фасаде костела назван Матерью единения христиан. Примечательно, что к внутреннему убранству костела во многом приложили руку мастера из Кенигсберга: ювелир Самуил Граве создал серебряный оклад на главную икону, а также дарохранительницу в форме липы – дань памяти той самой утраченной в средневековье липе. Автором барочных органов с двигающимися фигуркам в 1717-1721 г.г. был Ян Мозенгель. Напоследок добавим, что в 1968 году образ с фасада костела венчали папскими коронами, и в богослужении помимо Примаса Польши кардинала Стефана Вышинского принимал участие кардинал Кароль Войтыла – будущий Папа Римский Иоанн Павел II. В 1983 году уже он даровал Свентой Липке статус малой базилики: больших базилик в мире не так много - пять в Риме и еще две в Ассизи (например, Собор Святого Петра в Ватикане) – они важны для христианства в целом, статус же малой базилики подчеркивает значимость сакрального места для религиозной жизни своей страны.

Каждый следующий день путешествия радовал знакомством с очередным святым местом для представителей разных религий, сосуществующих в Польше на протяжении многих веков. Второй по численности конфессией в стране является православие. Журналисты посетили Благовещенский монастырь в Супрасле (начиная с 16 века второй по значению после Киево-Печерской Лавры православной обителью Речи Посполитой) и входящий в его комплекс Музей икон . Рассказывать об этом музее – дело изначально неблагодарное, поскольку передать всё то, что слышишь, видишь и чувствуешь, переступив его порог, - крайне трудно. Экскурсовод, предки которой много веков хранили на этой земле православные традиции, много рассказывает об основах веры и старославянского языка, учит правильно «читать» иконы (символика цвета во многом ключ к пониманию этого особого вида искусства), у объемной модели храма объясняет, как тут всё устроено и какой смысл в это вкладывается. Музей работает с 2006 года, коллекция создана и пополняется весьма своеобразным способом – 80 % икон были конфискованы таможенными органами Польши. Самыми ценными экспонатами являются 33 фрески из внутреннего убранства монастыря работы сербских мастеров (балканская школа), который был взорван отступающими немцами в 1944 году. Повторюсь, в таком музее лучше один раз побывать, чем читать отзывы в интернете. А посмотрев в глаза женщине, которая имеет свой (причем довольно категоричный) взгляд на многие современные явления, слушая фрагменты православных литургий, заглядывая в кривые зеркала, которые не просто украшают залы музея, а напоминают том, что каждому из нас всегда нужно стремиться к высокому идеалу образа и подобия Божьего, хочется верить, что благодаря таким по-хорошему ревностным людям православие в Польше будет жить.

Следующий наш экскурсовод – иконописец и мирской священник брат Иоанн – продолжает рассказ о Супрасльской лавре, которая уникальна соединением двух стилей – византийского и готического. Когда-то в нем располагалась самая большая монастырская библиотека 16 века — более 250 рукописных книг и более 300 печатных. Монахи в 1695 году открыли при монастыре типографию и уступали в этой сфере только Ягеллонскому университету. До сих пор книги здешнего издательства – самые раритетные и дорогие в Европе. Здесь появился супрасльский хорал — один из пяти самых красивых распевов в православной культуре. Испокон веков монахи в монастыре разговаривали как минимум на трех языках – русском, польском и литовском. Много католиков помогало в воссоздании и восстановлении этого центра православия в Подлясье после разрушения в годы войны. "Одигитрия" - Супрасльская икона Божией Матери была утрачена в 1915 году, сегодня в храме находится ее копия, выполненная в XIX веке в связи с четырёхсотлетием монастыря. Она, как и предшественница, утешает и исцеляет тех, кто приходит к ней в горе и болезни. Люди благодарят Богородицу, оставляя у ее оклада свои дары в виде драгоценных украшений и бижутерии.

Безусловно, у современных польских православных хватает проблем: мало молодых людей выбирают путь служения Богу, ведь это отказ от многих благ цивилизации, тяжелый труд, а работы очень много. Смешанные браки ставят родителей-христиан (принадлежащих разным его ветвям) перед выбором – какую веру давать ребенку при крещении. В последние годы становится всё труднее взаимодействовать с российскими единоверцами, посещать российские святыни, приглашать паломников к себе. По словам брата Иоанна, каждая проблема может быть решена на простом человеческом уровне, гораздо хуже, когда на духовную сферу начинает пытаться влиять политика, с этим верующим смириться гораздо труднее.

Отдельный зал в монастыре посвящен памяти Мирона Ходаковского, стоявшего у истоков возрождения приходской и монашеской жизни монастыря в его новейшей истории. В 1982 году он пришел в Супрасль простым монахом, руководил ремонтно-восстановительными работами. В мае 1998 года был рукоположен в сан епископа, а в августе был назначен главой православного духовенства польской армии. Жизнь его трагически оборвалась в катастрофе президентского самолёта Ту-154 под Смоленском 10 апреля 2010 года.

В поселке Крушиняны у старейшей в Польше мечети (первое упоминание 1717 год) участников выезда встретили представители татарской диаспоры – потомки 45 семей крымских татар, в 17 веке поступивших на службу к польскому королю Яну Собескому и за это получивших землю, равные права со шляхтой и возможность брать в жены полек благородного поисхождения. Веками их основным занятие была военная служба, причем нередко против своих же единоверцев. Современные татары давно утратили исконный язык, но держатся корней, хранят веру и традиции, например, называя детей либо библейскими именами, либо арабскими. На мусульманском кладбище (кстати, одном из трёх на всю страну) немного странными выглядят надгробия под полумесяцем со звучными польскими фамилиями и тюркскими именами...

«Когда у меня спрашивают, считаю ли я себя поляком, я отвечаю – я и есть поляк, - говорит хранитель мечети Джемиль Гембицки. – Никакой напряженности на национальной почве на этой земле не было, наоборот, односельчане нередко доверяли татарам должности сельского старосты да еще и не на один срок. В последние годы всплеск подозрительности к мусульманам докатился и до нас, но большинство людей понимает, что мы на этой земле никакие не чужаки.»

В семье Джамаля доходило и до курьезов: во время последней всеобщей переписи населения он указал национальность «татарин», а двоюродные братья, живущие в Белостоке, в этот документ вошли как поляки.

В мечеть возвращается жизнь в главные праздники, когда приезжает имам и из разных уголков Польши съезжается на малую родину целая мусульманская община. Ну а в обычные дни мечеть – скорее, музей для всех желающих познакомиться с этой культурой. И таких немало! Побывав в мечети, туристы могут продолжить свое знакомство с татарской культурой в многочисленных ресторанах, в которых присутствуют блюда татарской кухни. Хозяйка ресторана «Татарская юрта» Дженнет Богданович гордится своими корнями и старается общаться с соплеменниками из Калининграда и «большой» России – благо, поводов предостаточно, мероприятий с национальным колоритом организуется немало.

Финальным пунктом прес-тура стал небольшой городок Тыкоцин, некогда славившийся своей многочисленной еврейской общиной, которая пошла от девяти семей торговцев, поселившихся здесь в 1522 году. В 1941 году 18-ое поколение местных евреев, которое к этому времени составляло 2\3 населения, в одну ночь – с 27 на 28 августа - перестало существовать. Как считает наш экскурсовод, а в недавнем прошлом – коллега с польского телевидения выпускник Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии Дариуш Шада-Божишковски, этот массовый расстрел мирных жителей в лесу неподалеку Тыкоцина стал одним из первых актов Холокоста. Из 2,5 – тысячной общины тогда уцелели только 18 человек. Сегодня для молодежи (50-60 тысяч ежегодно) из Израиля Тыкоцин – один из обязательных пунктов программы при поездках в Польшу, которые организуются на государственном уровне, чтобы новые поколения знали самые трагические страницы истории своего народа.

Пан Дарэк провел участников по старой синагоге (была построена в 1642 году. Рядом находится Талмудический дом, появившийся в 18 веке) – самому крупному зданию в довоенном городе, благодаря чему оно и уцелело в непростое время – использовали, конечно, прямо скажем, не по назначению, но не разрушили – и то хорошо. Рассказал о биме и святом шкафе, объяснил, что такое тора и какого деликатного обхождения она требует, поставил записи кантора Баруха Филькенштейна. А еще поделился самым сокровенным: тем, как его семья пережила Холокост.

«Я родом с Бытома, это юг Польши. Моя бабушка в годы войны выжила только благодаря полякам, католикам. Ее взяли в зажиточный дом прислугой и защищали от опасности», - вспоминает наш рассказчик.

К слову, Израильский институт Катастрофы (Холокоста) и Героизма «Яд ва-Шем» присваивает почетное звание праведников народов мира - неевреям, спасавшим евреев в годы нацистской оккупации Европы, Катастрофы (Шоа), рискуя при этом собственной жизнью. К 2017-му году этого почетного звания удостоились 26 513 человек из 51 страны.Каждый четвертый в этом списке – поляк (6706 человек). Более тысячи лауреатов у Нидерландов (5595 чел.), Франции (3995 чел.), Украины (2573 чел.) и Бельгии (1731 чел.).

Прощаться с харизматичным паном Дариушем не хотелось, его истории из жизни были эмоциональны и искренни. Попасть к нему в друзья в социальной сети Фейсбук тоже не получится: сообщение в его профиле говорит о том, что у него давно превышен лимит друзей – их более 5000!

В группе, отправившейся в пресс-тур по счастливой случайности оказались представители всех (кроме католицизма) религий, которым было уделено внимание в рамках выезда. Некоторые признавались, за эти считанные дни узнали о жизни Польши больше, чем за все многочисленные визиты к соседям.

Впереди – новая поездка, на этот раз все вместе отправимся в первую столицу Польши, поближе к истокам государственности и легендам о первых правителях.

Согласно данным Министерства внутренних дел и администрации Польши (на основе информации, полученной в ходе последней Всеобщей переписи населения), Польшу населяют представители 9 национальных меньшинств и 4 этнических меньшинств:

Немцы: численность -144 238 человек. Места компактного проживания - центральные и восточные районы Опольского воеводства, а также западные районы Шлёнского воеводства. На территории 19 гмин Опольского воеводства и 3 гмин Шлёнского воеводства немецкое меньшинство составляет более 20 %. Организуют свои избирательные комитеты на выборах в Ополе. Участвуют в политической жизни страны как самостоятельная сила. 38783 детей учат родной язык в 589 образовательных учреждениях.
Белорусы: численность – 43 880 человек. Проживают в основном в юго-восточных районах Подляского воеводства. В 9-ти сельских поселениях Подляского воеводства белорусское меньшинство составляет более 20 % от числа жителей, в том числе в 4 – более 50%. Белорусский язык учат в 47 образовательных учреждениях 3148 учеников.
Украинцы: численность – 38 797 человек. Большинство проживает на Вармии и Мазурах. В 1947 году в рамках операции «Висла» почти все этнические украинцы с юго-восточной части Польши были переселены в северную и западную части страны, где сейчас сконцентрированы самые многочисленные национальные поселения. В 169 образовательных учреждениях обучаются языку 2 757 учеников.
Цыгане: численность – 16 725 человек. В 1401 году встречатся первое задокументированное свидетельство пребывания цыган в Польше. Исторически заселяли горные местности Малопольского воеводства. В настоящее время ведут оседлый образ жизни и живут преимущественно в крупных городах – Варшава, Познань, Вроцлав, Краков, Лодзь, Пулавы.
Лемки: численность – 9 641 человек. Традиционно населяли Лемковщчизну – Бескиды Низкие и Бескиды Сондецкие. В 1947 году в результате акции «Висла» были переселены в западные воеводства Польши. Родной язык учат в 35 образовательных учреждениях – всего 281 ученик.
Русские: численность – 8 796 человек. Было несколько волн эмиграции, связанных с разборами Польши, Октябрьской революцией, распадом СССР. Большинство осели в Мазовецком воеводстве. Кроме того, в Варминьско-Мазурском и Подляском воеводствах живут старообрядцы. После раскола Русской православной церкви они спасались от религиозных преследований именно на Мазурах и Сувальщчизне. По данным главного управления статистики Польши в 2017 году свое знание русского языка декларирует почти 25% поляков, полмиллиона школьников изучает его в польских школах.
Литовцы: численность – 7 374 человека. Преимущественно расселены в трех гминах Подляского воеводства: гмина Пуньск - 75,7% от числа жителей, гмина Сейны - 18,52%, гмина Шиплишки - 2,66%. В 19 образовательных учрежениях обучение на литовском языке проходят 683 детей. Такую модель образования имеет в Польше только литовское меньшинство.
Евреи: численность - 7 353 человека. Евреи появились в Польше в 10 веке, в 13 веке получили от властей привилегии и автономию. Благодаря такому отношению на фоне погромов в западной Европе еврейская община в Польше увеличивалась, достигнув 10% от общей численности населения страны. До Второй мировой войны это был самый высокий показатель в Европе. Война всё изменила: из 3,5 миллионов польских евреев осталось 300 тысяч, большинство из которых покинуло страну в несколько волн эмиграции. Сегодня 300 человек в 7 образовательных учреждениях учат иврит, идиш преподают на курсах при национальных организациях.
Чехи: численность – 2 833 человека. Традиционные районы расселения чехов находятся вблизи города Зелув в Лодзском воеводстве. Миграция чехов в Польшу началась в половине 16 века и была связана с религиозными преследованиями. Следующие волны имиграции имели место в первой половине 17 века, второй половине 18 века и в начале 19 века.
Словаки: численность – 2 740 человек. Традиционно заселяли территории Спиша и Оравы. Сегодня большинство осело в Малопольском воеводстве. В 12 оразовательных учреждениях язык учат 202 ученика.
Татары: численность – 1 828 человека. Малой родиной польских татар традиционно является Белосточизна – деревни Бохоники и Крушиняны, а также Белосток, Сокулка, Домброва Белостоцка, Варшава и Гданьск. Они потомки эмигрантов и беженцев из Крыма и с территорий, захваченных Золотой Ордой. Жили на землях Великого княжества Литвского с конца 14 века. Польские татары утратили родной язык, но сохранили мусульманскую веру.
Армяне: численность – 1 684 человека. Армянские колонии, сложившиеся около 11 века на территории Киевской Руси (Каменец Подольский, Львов, Луцк) вошли в состав Польши во времена правления Казимира Великого. В 1356 году колонии во Львове и Каменце Подольским обрели права автономий, во Львове была расположена резиденция епископа армянского. После Второй мировой войны армяне с бывших юго-восточных окраин Речи Посполитой переселились на ее современную территорию. Большинство проживает в Варшаве и Кракове. Важным центром армянской культуры является также город Гливице в Шлёнском воеводстве. В 4 образовательных учреждениях языку обучаются 54 ученика.
Караимы: численность - 313 человек. Первые группы караимов прибыли с Крыма в 13 веке и поселились на землях Галицко-Волынского княжества. На переломе 13 и 14 веков большая группа поселилась в Трокае под Вильнюсом. В Польше после Второй мировой войны в рамках репатриации. Сегодня живут преимущественно в Варшаве и окрестностях, в Лодзи и во Вроцлаве.

Кроме того, территории Поморского воеводства заселяют кашубы – общность, использующая региональный язык в повседневном общении. 108 140 поляков ежедневно говорят по-кашубски. В 19 гминах Поморского воеводства кашубы составляют более 20 %, в 5 – более 50%. В 389 школах учат язык 15842 человек.


Ксения Краевска
Фото Юлиана Чернявская

Проект софинансируется Министерством иностранных дел Республики Польша.

Публикация выражает исключительно мнение автора и не может считаться официальной позицией Министерства иностранных дел Республики Польша.




 
По теме
 
В Польше обнаружили «русский» след в контрабанде сигарет - ИА Русский Запад    © Фото: Пограничная служба Польши     Контрабандистские сигареты. Польские пограничники в Безледах (Польша) задержали 22 июля 2018 года на одной из дорог «Тойоту» с подозрительным содержимым.
24.07.2018
 
Поляки устали “контрабасить” из Калининграда и сколотили табачный заводик (видео) - ИА Русский Запад    © Фото: wm.strazgraniczna.pl     Пограничник на нелегальном заводе Польские правоохранительные органы сообщили о ликвидации организованной преступной группы, действовашей в трёх воеводствах.
09.07.2018
 
Учителя-наставники посетили храмы Калининградской области - Калининградская епархия   19 сентября в Крестовоздвиженском соборе г. Калининграда состоялось занятие в рамках курсов повышения квалификации учителей-наставников в сфере духовно-нравственного развития и воспитания,
22.09.2018
 
IMG_7485.jpg - Страна Калининград На прошлой неделе школу в Светлогорске возглавил 48-летний Александр Камбалин – священник и теперь уже экс-завуч Православной гимназии в Калининграде.
20.09.2018
Сотрудники МЧС приняли участие в молебне перед иконой божьей Матери Неопалимая Купина - МЧС Калининградской области Сегодня, 17 сентября, в день празднования образа Божьей Матери «Неопалимая Купина» в кафедральном Храме Христа Спасителя в Калининграде прошел благодарственный молебен.
17.09.2018
 
ФКУ СИЗО-3 УФСИН посетил священнослужитель - УФСИН За каждым пенитенциарным учреждением Калининградской области закреплен свой священник, который регулярно посещает осужденных и следственно-арестованных, проводит с ними церковные обряды.
13.09.2018
Памятный день - Калининградская епархия   12 сентября, в день престольного праздника, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы г. Калининграда иерей Павел Петренко совершил Божественную литургию в храме св.
13.09.2018
Информация о дорожно-транспортных происшествиях и нарушениях ПДД РФ за 22 сентября 2018 года - УМВД Калининградской области 22 сентября на территории Калининградской области зарегистрированы пять дорожно-транспортных происшествий, в которых один человек погиб, шесть получили травмы.
24.09.2018 УМВД Калининградской области
Учителя-наставники посетили храмы Калининградской области - Калининградская епархия   19 сентября в Крестовоздвиженском соборе г. Калининграда состоялось занятие в рамках курсов повышения квалификации учителей-наставников в сфере духовно-нравственного развития и воспитания,
22.09.2018 Калининградская епархия
IMG_7485.jpg - Страна Калининград На прошлой неделе школу в Светлогорске возглавил 48-летний Александр Камбалин – священник и теперь уже экс-завуч Православной гимназии в Калининграде.
20.09.2018 Страна Калининград
Итоги "Созвездия" - Министерство социальной политики Воспитанники "Нашего дома" представляли Калининградскую область на Всероссийском конкурсе художественного творчества детей – воспитанников учреждений для детей-сирот «Созвездие».
24.09.2018 Министерство социальной политики
В Калининграде стартует фестиваль экспериментальной музыки - FreeKaliningrad.Ru 24-25 сентября в Государственном центре современного искусства начинается двухдневный фестиваль экспериментальной музыки Mikroton Recordings, сообщили «Калининград без границ» в отделе общественных связей ЦГСИ.
24.09.2018 FreeKaliningrad.Ru
Алеся Тараканова из школы № 39 рисует с семи лет. Но серьезно увлеклась художественным творчеством только сейчас: чтобы стать профессионалом, пошла в студию творчества «ИзоДизайн».
16.09.2018 Страна Калининград
29 сентября в Калининграде стартует проект «Турнир по лазертагу». С 29 сентября по 15 декабря каждую субботу на территории Форта 5А Лендорф (ул.
24.09.2018 Администрация г. Калининграда
Мы продолжаем проект «Энтузиасты спорта», в нем рассказываем о людях, которые горят профессией и часто занимаются с детьми и взрослыми не благодаря, а вопреки.
14.09.2018 Страна Калининград
В полицию за помощью обратился 62-летний местный житель, мужчина сообщил стражам порядка, что на территории садового товарищества ему были причинены телесные повреждения.
24.09.2018 УМВД Калининградской области
За минувшие выходные в Калининграде чрезвычайных ситуаций, а также серьёзных аварий на инженерных коммуникациях не зафиксировано.
24.09.2018 Администрация г. Калининграда