Наталья ГОРБАЧЁВА
Продолжается пятый Международный фестиваль искусств «Русская музыка на Балтике».
На сей раз зрители увидели спектакль, показанный на сцене областного драмтеатра (что стало возможным при поддержке генконсульства Литвы в Калининграде). Это «Божественная комедия» от вильнюсского театра «Мено Фортас», а прежде всего от знаменитого режиссёра Эймунтаса Някрошюса.
Мастер трудный, всегда неожиданный, не боящийся даже Данте использовать как повод для собственных ассоциаций. Актёры, иногда казалось, существовали в рамках режиссёрского замысла как партизаны в заболоченном лесу — на ощупь. Получилось что-то слишком много ада — но, с другой стороны, разве его может быть мало, раз уж он — вот он, здесь. И, может быть, инфернальное существование только на ощупь и возможно? Традиционно скупая и довольно выразительная (как почти всякий минимализм) сценография, традиционные же дымы. И — внушительная продолжительность действа. Каким образом оно, сумрачное и словно болезненное, «средневековое», не повергает в отчаяние и панику — понять невозможно. Такая эфемерность, как надежда, держит зрителя на плаву, хотя, насколько удалось понять, заключительным «Раем» режиссёр пренебрёг (скучное дело - счастье). Спектакль не показался таким «многослойным», как литературный первоисточник, он гораздо прямолинейнее, но, с другой стороны, и идёт «всего-то» четыре часа...
«Русская музыка» в спектакле была представлена Чайковским и сочинениями рок-музыканта Андрюса Мамонтоваса - в исполнении последнего. В музткань вкраплялись и «Битлз», и каким-то чудным образом это не выглядело панибратством по отношению к Алигьери (гениальность сочетаема со всем на свете, а в мире всё связано со всем в конце концов).
А фестиваль между тем близок к завершению. 22 июня при поддержке столичного департамента культуры встретимся с замечательным коллективом — Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы» и будем слушать популярную отечественную классику. Лучшего заключительного аккорда не придумать.
А затем — будем ждать, пока пройдут два года, отделяющие нас уже от новой, шестой по счёту «Русской музыки на Балтике».