Новости города БезФормата.Ru
Калининград
Главные новости
 
Задать вопрос?

Последние штрихи

Работы по росписи калининградского Кафедрального собора Христа Спасителя перешли в завершающую стадию. Два с половиной года прошло с того дня, когда иконописцы начали расписывать внутренние стены храма. Последний штрих будет поставлен в середине нынешнего лета. Над росписями трудится сорок семь художников: одиннадцать из них – приезжие, остальные – из Калининграда. Руководитель творческой группы, художник-реставратор высшей категории Андрей КУРКОВ (г. Москва) рассказывает о том, как формировался коллектив, какие искушения испытывают мастера, какой опыт они приобрели. 

Юрий ПОЧТАМЦЕВ

Божий промысел

Чтобы цифра «47» получила особенно яркое представление, дадим ей следующий фон. Как говорит современный опыт стенной иконописи, за полный рабочий день один высокопрофессиональный художник расписывает в среднем 0,6 квадратного метра. Творческое пространство нашего собора составляет 6000 квадратных метров. Следовательно, один мастер покрывал бы эти площади росписями двадцать семь с половиной лет. Также необходимо учитывать потери времени на сборку и разборку лесов. Здесь это соответственно три и полторы недели, что добавляет ещё более полугода. В целом же получается почти тридцать лет. Длительные сроки в иконописном творчестве никогда не были актуальными, поэтому всегда формируются группы художников, чтобы численность мастеров позволяла осуществить роспись в пределах от года до трёх-четырёх лет. В Кафедральном соборе Христа Спасителя творческая бригада сделает росписи за три года. 

Участие в данном крупном проекте для калининградских иконописцев (кроме трёх человек) стало первым в жизни. Можно представить, насколько высоко они ценят уникальную возможность окунуться в гигантские масштабы этой росписи. Ежедневно видя работу мастеров из Москвы и Палеха, калининградцы тянутся к их уровню. Андрей Курков с удовлетворением подчёркивает, что художники (подавляющее большинство из них — женщины) значительно выросли в своём творчестве. 

- Скажу без преувеличения, группа объединена взаимной любовью, благорасположением друг к другу, что не всегда бывает в большом коллективе, - подчёркивает Андрей Валентинович. - Поэтому у многих сейчас на душе некая печаль, что всё скоро закончится, и неизвестно, на какое время. Но, я надеюсь, для калининградских иконописцев всё-таки будет достойное творческое продолжение. Ведь упор на местных мастеров был связан ещё с тем, чтобы здесь создалась своя команда. И художники, действительно, сплотились, хорошо узнали друг друга, они готовы на любые иконописные подвиги. Все безмерно благодарны, что судьба сподобила их делать росписи в таком соборе. Это большое счастье и большая милость Божия. Чувствуется, насколько работа калининградцев пронизана осознанием того, что они соприкасаются с великим, святым, таинственным и неизведанным. Ведь мастерство художника по-настоящему возрастает при выполнении только крупных задач. 

Восемь иконописцев, приехавших непосредственно с Андреем Курковым, являются мастерами высочайшего класса, пишущими в традициях русской школы стенной росписи. Учиться у таких специалистов иначе как подарком судьбы не назовёшь. Вот лишь короткий штрих из биографии одного художника - Николая Сафонова. Он принадлежит к роду палехских иконописцев Сафоновых, оставивших глубочайший след в истории реставрации и иконописи России XVIII-XIX веков. Художественная мастерская Н. М. Сафонова (вторая половина XIX века) славилась высочайшим уровнем мастерства, его иконописцы были, что называется, от Бога. Их приглашали на работы «по поновлению» (так в тот период понимали реставрацию) в крупнейшие древние соборы Российской империи.  

- После революции иконописная школа Сафоновых прервалась, ведь данный вид искусства стал под запретом, - рассказывает Андрей Валентинович. – Несмотря на большой перерыв, в двухтысячном году пятнадцатилетний Николай Сафонов поднял «династический флаг» и с честью несёт его по городам и весям. Точно так же можно сказать о каждом художнике в нашей команде. Им некогда голову приклонить в родном доме, по слову апостола Павла: «Не имамы бо зде пребывающего града, но грядущего взыскуем» («Не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего», Евр. 13:14. – Прим. Ю.П. ). В домашнем комфорте они бывают всего лишь несколько дней в году. География их творческого вклада очень обширная: Магадан, Новый Оскол, Нижний Новгород, Салехард, Ханты-Мансийск, Банчены на Юго-Западе Украины. Вот сейчас – Калининград.

- Как быстро сформировался такой большой коллектив из калининградских художников?

- Далеко не сразу. На первом этапе были большие сложности по набору художников. Но проявился Божий промысел – иначе я это не назову. Когда мы получили благословение патриарха Кирилла на роспись, то решили начать с южного балкона. Там располагается храмовая икона – Христа Спасителя. Это наиболее важная и ответственная часть росписи. А через полтора месяца должен был приехать патриарх. Разумеется, мы обязаны были к его приезду данную часть храма завершить. Нас никто не «гнал», никто не ставил задачу закончить роспись балкона к конкретной дате, но мы понимали, что так будет правильно. Учитывая в целом огромные объёмы работ, вопрос о наборе местных иконописцев стоял с самого начала. Но в данный момент усиление кадрами было особенно актуально. Мы дали объявления в газетах, на радио и телевидении. Представляете – хоть бы один человек отозвался. Тишина. Так прошла неделя… Вторая… Положение уже начало складываться угрожающим. Но на третьей неделе друг за другом ежедневно стали приходить иконописцы. И какие! Буквально каждый – мастер «золотые руки». Пришли девять человек, а потом опять наступила длительная пауза. Однако именно этого количества помощников нам уже было достаточно, чтобы за оставшиеся две недели полностью завершить южную часть к приезду патриарха. Пришло ровно столько художников, сколько требовалось, и в самое нужное время! Истинно Божий промысел! Хочется ещё вот что отметить. Мы знали, что в Калининграде имеется художественный лицей номер десять, в котором обучают народным промыслам, а также иконописи. Все пришедшие к нам помощники являлись недавними выпускниками этого лицея, а кто-то закончил буквально накануне. И мы смогли убедиться, насколько хорошо поставлено в лицее преподавание практическому мастерству. В дальнейшем, когда наш коллектив стал увеличиваться, мы только укреплялись в этом мнении.    

Канон и свобода творчества

- Андрей Валентинович, во всех ли регионах вы привлекаете местных иконописцев? Или так получилось только в Калининграде?  

- В других регионах тоже привлекаем, но это не обязательная практика. За многие годы работа на выезде дала нам горький опыт, что лучше держаться своей команды. Неизвестно, как люди со стороны могут себя повести. Они на своей земле, у них порой проявляются «собственные мнения». Бывало даже, что художники создавали интриги, склоки, жаловались местным властям. Пока те разберутся, в чём дело… Ложечки нашлись, как говорится, а осадок остался. Кстати, росписи в калининградском храме Святого Александра Невского, которые там сейчас идут, - это как раз один из примеров работы исключительно собственной командой. О негативном я говорю не только по опыту своей бригады, но и других. На моей памяти много неприятных случаев. А вот в Калининграде Бог миловал. И коллектив собрался очень большой – самый многочисленный из всех, с кем ранее приходилось работать. И вместе мы уже не один год. Сложилась удивительная атмосфера доброжелательности, чуткости, терпимости друг к другу. Такой сердечности, как здесь, не было нигде. Это уникально. В Калининграде сразу как-то интуитивно почувствовалась особая теплота этого места. Да, люди немножечко со своими особенностями, но, я бы сказал, с очень симпатичными особенностями. С чем это связано – я не знаю, но здесь не было конфликтов. Ну, возникали иногда трения между художниками, не без этого, но никогда они не доходили до серьёзных разногласий. И всё быстро возвращалось в доброжелательное русло. Наверное, Господь так всех собрал в одном месте, что получился очень дружный коллектив. Конечно, так сложилось не сразу, приходилось преодолевать искушения. Художник, работающий в храме, должен быть особенно к ним чуток, потому что искушения идут очень сильно и целенаправленно. А цель у них всегда одна: перессорить людей. Это происходит при каждой работе в любом храме. И здесь они были, о каких-то моментах я узнавал много позже.    

- О каких искушениях можете рассказать?

-  Нигде и никогда не бывает претензий из-за денег: мол, кому-то заплатили больше, кому-то меньше. Чаще всего конфликты происходят на уровне творческих разногласий. И ещё есть одно частое искушение, получившее у иконописцев название «привыкание к святыне». Когда люди ежедневно и подолгу соприкасаются с храмом, то возникает (точнее сказать - может возникать) ощущение привыкания. В этом состоянии человек теряет молитвенное отношение к работе, и тогда неизвестно, во что оно может вылиться. Мы и через это искушение прошли, но, слава Богу, без больших трений. Мы ежедневно молимся перед работой, читаем акафист Пресвятой Богородице. Это настраивает на особое духовно-творческое состояние. Но также необходимо отметить, что у калининградских иконописцев очень крепкий духовный стержень. 

- Иконопись – это искусство каноническое. Тем не менее в какой мере оно даёт простор для творчества?

- Канон даёт грандиозное поле для творчества. Канон освобождает художника от решения задач по отображению каких-то формообразующих факторов, лежащих на поверхности. Зато он позволяет сосредоточить внимание на очень тонких и глубоких аспектах, от которых и получают иконы своё бесценное неповторимое качество. Это есть печать Святаго Духа. Она всегда бывает индивидуальна, передаётся в красках, и люди это чувствуют. Как всё происходит?  Это большая тайна.

- Но ведь существует много списков икон. Дают ли право копии на индивидуальность?

- А здесь вот какая особенность. Списки никогда не являются точными копиями. Сохраняется только общий формообразующий повтор, а в деталях они разнятся. И Рублёв, и Дионисий, и многие художники делали списки Святых икон Пресвятой Богородицы, и всегда они были несколько иными. При этом иконы сохраняли название «оригинала». 

- Как обстоит дело с финансовой стороной в данном проекте, если здесь нет коммерческой тайны?

- Какая тайна?! Бюджет скромный. Деньги собираются только из пожертвований прихожан: от продажи свечей, книг и прочего. В части финансов трудно, очень трудно. Роспись идёт, что называется, всем миром. Хлопоты по собиранию средств легли на плечи архиепископа Калининградского и Балтийского Серафима. Ну и нам приходится ужиматься. Вынуждены иногда отправлять художников во временные отпуска, чтобы вписаться в бюджет. Собор очень нуждается в материальной помощи. 

- Вы удовлетворены работами как художник, как руководитель?

- Как руководитель очень удовлетворён организацией труда. Но как художник - это вопрос непростой. Бывает, когда снимаются леса, приходишь в смятение от какого-то не увиденного ранее недостатка. А поправить уже невозможно. И молишься, чтобы Господь Своею силою покрыл нашу немощь. И происходит удивительное: эти недостатки люди не замечают. А через какое-то время ты и сам уже их не видишь! Но всё-таки к этим местам позже мы добираемся с помощью подъёмника и исправляем. 

…К концу нашей беседы в трапезную пришли художники - на чаепитие. Такие небольшие перерывы бывают два раза в день.  Я обратился ко всем с одним вопросом: «Какой опыт вы приобрели за время работы, насколько ощущаете рост мастерства?» 

- Каждый художник, приехавший с Андреем Курковым, имеет свой стиль, - говорит Евгения Зинина. - Конечно, стараешься перенять всё разнообразие в письме ликов, одежд. Это отличная школа мастерства. Раньше я работала в основном по миниатюре, а тут такие масштабы и объёмы пошли. Пришлось в чём-то переламывать себя, но росписи освоила. 

Татьяна Агеенко отметила, что научилась золотить фоновые части изображений. Это самое трудное в работе позолотчика. Здесь необходимо достичь такого мастерства, чтобы золотые квадратные листочки зрительно сливались воедино. 

Анна Веровская подчеркнула, что прихожане часто подходят и благодарят за работу. Говорят, что на душе становится светлее. Слышать такие отзывы очень приятно.   

- Помимо профессионального опыта, который мы черпаем из общения с художниками, лично я приобрела ещё опыт работы в коллективе: как быть добрее друг к другу, - говорит Ольга Черняк. - Я думаю, меня поддержат и остальные. (Девушки закивали головами. – Прим. Ю. П .). Мы все здесь изменились в лучшую сторону. По-другому смотрим на свои слабости, научились с ними справляться. Этот личностный опыт, я считаю, очень важен для нас.

- Работа скоро закончится. С каким чувством вы ожидаете завершение?

- Со слезами на глазах! – это был эмоциональный всплеск всей группы иконописцев. 

Поздравление ветеранов - Калининградская епархия  19 февраля молодёжный центр "Романтик" во главе с руководителем центра Чебоксаровой Татьяной Борисовой и Градовой Ириной Владимировной,
21.02.2017 Калининградская епархия
Организованы лекционные занятия при храме Покрова Пресвятой Богородицы - Калининградская епархия  В храме Покрова Пресвятой Богородицы г. Калининграда организованы лекционные занятия по курсу «Введение в священное предание церкви».
21.02.2017 Калининградская епархия
Восемь тысяч человек вышли в воскресенье на крестный ход в поддержку передачи Исаакиевского собора Русской православной церкви (РПЦ), сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти.
21.02.2017 Exclav.Ru
«Марафон добра»: в Калининграде стартовала благотворительная акция для помощи больным детям (фото) - Kaliningrad.RuВ Калининграде стартовал восьмой благотворительный марафон «Ты нам нужен!», который поможет собрать средства для помощи больным детям.
20.02.2017 Kaliningrad.Ru
Сегодня в Краснодаре митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор освятил Казанскую икону Божией Матери, которую подарят одному из православных храмов Сирии.
20.02.2017 Exclav.Ru
Сретенская конференция «Мы — наследники святой Православной Руси» - Калининградская епархия  16 февраля 2017 года в средней школе №3 города Черняховска состоялась VI Молодежная Сретенская конференция «Мы — наследники Святой Православной Руси».
20.02.2017 Калининградская епархия
  Сегодня в МАОУ гимназии № 32 (ул. подполковника Иванникова, 6) администрация городского округа «Город Калининград» организовала семинар на тему:
20.02.2017 Калининградская епархия
Фото пресс-службы администрации городского округа "Город Калининград" - Единая РоссияФото пресс-службы администрации городского округа "Город Калининград" 17 февраля в гимназии №32 состоялся городской семинар «Духовно-нравственное развитие и воспитание как стратегический приоритет государственной политик
20.02.2017 Единая Россия
Встреча в воинской части (фотолетопись) - Калининградская епархия  В Калининградской области, как и по всей стране, в преддверии Дня защитника Отечества проходит месяц оборонно-массовой и военно-патриотической работы с молодежью.
20.02.2017 Калининградская епархия
Глава синодального отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион провел параллель между выступлениями против передачи Исаакиевского собора церкви и революционными событиями в России.
19.02.2017 Exclav.Ru
Депутаты горсовета Калининграда одобрили безвозмездную передачу 610 тонн булыжного камня православному приходу храма в честь святой великомученицы Екатерины Калининградской епархии РПЦ.
18.02.2017 Rugrad.Eu
Праздник приурочен к Сретению Господня, который считается международным днем православной молодежи.
18.02.2017 Exclav.Ru
Передача Исаакиевского собора в пользование Русской православной церкви сможет стать символом примирения народа.
17.02.2017 Exclav.Ru
Сотрудники управления уголовного розыска регионального УМВД раскрыли угон автомобиля «Фольксваген Джетта», который был совершен в ночь на 13 февраля со двора дома №95 по улице Красной в областном центре.
22.02.2017 УМВД Калининградской области
В Калининграде у погибших на берегу Преголи лебедей обнаружили птичий грипп - Kaliningrad.RuСпециалисты Россельхознадзора нашли в тушках лебедей, обнаруженных на берегу Преголи, вирус птичьего гриппа.
22.02.2017 Kaliningrad.Ru
Лишиться свободы на срок до 3 лет может 24-летний житель Калининграда, которого полицейские задержали по подозрению в хранении психотропного вещества.
22.02.2017 УМВД Калининградской области
Под Калининградом «Мерседес» врезался в дерево: пострадала женщина-водитель - Kaliningrad.RuВ регионе за сутки сотрудники Госавтоинспекции зарегистрировали одно ДТП с пострадавшим.
22.02.2017 Kaliningrad.Ru
В Калининград не пустили 38 тонн креветки из Эквадора - Kaliningrad.RuВ порту Калининграда задержали две партии креветки из Эквадора. Общий вес груза составил 38 тонн.
22.02.2017 Kaliningrad.Ru