Новости города БезФормата.Ru
Калининград
Главные новости
 
Задать вопрос?

Последние штрихи

Работы по росписи калининградского Кафедрального собора Христа Спасителя перешли в завершающую стадию. Два с половиной года прошло с того дня, когда иконописцы начали расписывать внутренние стены храма. Последний штрих будет поставлен в середине нынешнего лета. Над росписями трудится сорок семь художников: одиннадцать из них – приезжие, остальные – из Калининграда. Руководитель творческой группы, художник-реставратор высшей категории Андрей КУРКОВ (г. Москва) рассказывает о том, как формировался коллектив, какие искушения испытывают мастера, какой опыт они приобрели. 

Юрий ПОЧТАМЦЕВ

Божий промысел

Чтобы цифра «47» получила особенно яркое представление, дадим ей следующий фон. Как говорит современный опыт стенной иконописи, за полный рабочий день один высокопрофессиональный художник расписывает в среднем 0,6 квадратного метра. Творческое пространство нашего собора составляет 6000 квадратных метров. Следовательно, один мастер покрывал бы эти площади росписями двадцать семь с половиной лет. Также необходимо учитывать потери времени на сборку и разборку лесов. Здесь это соответственно три и полторы недели, что добавляет ещё более полугода. В целом же получается почти тридцать лет. Длительные сроки в иконописном творчестве никогда не были актуальными, поэтому всегда формируются группы художников, чтобы численность мастеров позволяла осуществить роспись в пределах от года до трёх-четырёх лет. В Кафедральном соборе Христа Спасителя творческая бригада сделает росписи за три года. 

Участие в данном крупном проекте для калининградских иконописцев (кроме трёх человек) стало первым в жизни. Можно представить, насколько высоко они ценят уникальную возможность окунуться в гигантские масштабы этой росписи. Ежедневно видя работу мастеров из Москвы и Палеха, калининградцы тянутся к их уровню. Андрей Курков с удовлетворением подчёркивает, что художники (подавляющее большинство из них — женщины) значительно выросли в своём творчестве. 

- Скажу без преувеличения, группа объединена взаимной любовью, благорасположением друг к другу, что не всегда бывает в большом коллективе, - подчёркивает Андрей Валентинович. - Поэтому у многих сейчас на душе некая печаль, что всё скоро закончится, и неизвестно, на какое время. Но, я надеюсь, для калининградских иконописцев всё-таки будет достойное творческое продолжение. Ведь упор на местных мастеров был связан ещё с тем, чтобы здесь создалась своя команда. И художники, действительно, сплотились, хорошо узнали друг друга, они готовы на любые иконописные подвиги. Все безмерно благодарны, что судьба сподобила их делать росписи в таком соборе. Это большое счастье и большая милость Божия. Чувствуется, насколько работа калининградцев пронизана осознанием того, что они соприкасаются с великим, святым, таинственным и неизведанным. Ведь мастерство художника по-настоящему возрастает при выполнении только крупных задач. 

Восемь иконописцев, приехавших непосредственно с Андреем Курковым, являются мастерами высочайшего класса, пишущими в традициях русской школы стенной росписи. Учиться у таких специалистов иначе как подарком судьбы не назовёшь. Вот лишь короткий штрих из биографии одного художника - Николая Сафонова. Он принадлежит к роду палехских иконописцев Сафоновых, оставивших глубочайший след в истории реставрации и иконописи России XVIII-XIX веков. Художественная мастерская Н. М. Сафонова (вторая половина XIX века) славилась высочайшим уровнем мастерства, его иконописцы были, что называется, от Бога. Их приглашали на работы «по поновлению» (так в тот период понимали реставрацию) в крупнейшие древние соборы Российской империи.  

- После революции иконописная школа Сафоновых прервалась, ведь данный вид искусства стал под запретом, - рассказывает Андрей Валентинович. – Несмотря на большой перерыв, в двухтысячном году пятнадцатилетний Николай Сафонов поднял «династический флаг» и с честью несёт его по городам и весям. Точно так же можно сказать о каждом художнике в нашей команде. Им некогда голову приклонить в родном доме, по слову апостола Павла: «Не имамы бо зде пребывающего града, но грядущего взыскуем» («Не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего», Евр. 13:14. – Прим. Ю.П. ). В домашнем комфорте они бывают всего лишь несколько дней в году. География их творческого вклада очень обширная: Магадан, Новый Оскол, Нижний Новгород, Салехард, Ханты-Мансийск, Банчены на Юго-Западе Украины. Вот сейчас – Калининград.

- Как быстро сформировался такой большой коллектив из калининградских художников?

- Далеко не сразу. На первом этапе были большие сложности по набору художников. Но проявился Божий промысел – иначе я это не назову. Когда мы получили благословение патриарха Кирилла на роспись, то решили начать с южного балкона. Там располагается храмовая икона – Христа Спасителя. Это наиболее важная и ответственная часть росписи. А через полтора месяца должен был приехать патриарх. Разумеется, мы обязаны были к его приезду данную часть храма завершить. Нас никто не «гнал», никто не ставил задачу закончить роспись балкона к конкретной дате, но мы понимали, что так будет правильно. Учитывая в целом огромные объёмы работ, вопрос о наборе местных иконописцев стоял с самого начала. Но в данный момент усиление кадрами было особенно актуально. Мы дали объявления в газетах, на радио и телевидении. Представляете – хоть бы один человек отозвался. Тишина. Так прошла неделя… Вторая… Положение уже начало складываться угрожающим. Но на третьей неделе друг за другом ежедневно стали приходить иконописцы. И какие! Буквально каждый – мастер «золотые руки». Пришли девять человек, а потом опять наступила длительная пауза. Однако именно этого количества помощников нам уже было достаточно, чтобы за оставшиеся две недели полностью завершить южную часть к приезду патриарха. Пришло ровно столько художников, сколько требовалось, и в самое нужное время! Истинно Божий промысел! Хочется ещё вот что отметить. Мы знали, что в Калининграде имеется художественный лицей номер десять, в котором обучают народным промыслам, а также иконописи. Все пришедшие к нам помощники являлись недавними выпускниками этого лицея, а кто-то закончил буквально накануне. И мы смогли убедиться, насколько хорошо поставлено в лицее преподавание практическому мастерству. В дальнейшем, когда наш коллектив стал увеличиваться, мы только укреплялись в этом мнении.    

Канон и свобода творчества

- Андрей Валентинович, во всех ли регионах вы привлекаете местных иконописцев? Или так получилось только в Калининграде?  

- В других регионах тоже привлекаем, но это не обязательная практика. За многие годы работа на выезде дала нам горький опыт, что лучше держаться своей команды. Неизвестно, как люди со стороны могут себя повести. Они на своей земле, у них порой проявляются «собственные мнения». Бывало даже, что художники создавали интриги, склоки, жаловались местным властям. Пока те разберутся, в чём дело… Ложечки нашлись, как говорится, а осадок остался. Кстати, росписи в калининградском храме Святого Александра Невского, которые там сейчас идут, - это как раз один из примеров работы исключительно собственной командой. О негативном я говорю не только по опыту своей бригады, но и других. На моей памяти много неприятных случаев. А вот в Калининграде Бог миловал. И коллектив собрался очень большой – самый многочисленный из всех, с кем ранее приходилось работать. И вместе мы уже не один год. Сложилась удивительная атмосфера доброжелательности, чуткости, терпимости друг к другу. Такой сердечности, как здесь, не было нигде. Это уникально. В Калининграде сразу как-то интуитивно почувствовалась особая теплота этого места. Да, люди немножечко со своими особенностями, но, я бы сказал, с очень симпатичными особенностями. С чем это связано – я не знаю, но здесь не было конфликтов. Ну, возникали иногда трения между художниками, не без этого, но никогда они не доходили до серьёзных разногласий. И всё быстро возвращалось в доброжелательное русло. Наверное, Господь так всех собрал в одном месте, что получился очень дружный коллектив. Конечно, так сложилось не сразу, приходилось преодолевать искушения. Художник, работающий в храме, должен быть особенно к ним чуток, потому что искушения идут очень сильно и целенаправленно. А цель у них всегда одна: перессорить людей. Это происходит при каждой работе в любом храме. И здесь они были, о каких-то моментах я узнавал много позже.    

- О каких искушениях можете рассказать?

-  Нигде и никогда не бывает претензий из-за денег: мол, кому-то заплатили больше, кому-то меньше. Чаще всего конфликты происходят на уровне творческих разногласий. И ещё есть одно частое искушение, получившее у иконописцев название «привыкание к святыне». Когда люди ежедневно и подолгу соприкасаются с храмом, то возникает (точнее сказать - может возникать) ощущение привыкания. В этом состоянии человек теряет молитвенное отношение к работе, и тогда неизвестно, во что оно может вылиться. Мы и через это искушение прошли, но, слава Богу, без больших трений. Мы ежедневно молимся перед работой, читаем акафист Пресвятой Богородице. Это настраивает на особое духовно-творческое состояние. Но также необходимо отметить, что у калининградских иконописцев очень крепкий духовный стержень. 

- Иконопись – это искусство каноническое. Тем не менее в какой мере оно даёт простор для творчества?

- Канон даёт грандиозное поле для творчества. Канон освобождает художника от решения задач по отображению каких-то формообразующих факторов, лежащих на поверхности. Зато он позволяет сосредоточить внимание на очень тонких и глубоких аспектах, от которых и получают иконы своё бесценное неповторимое качество. Это есть печать Святаго Духа. Она всегда бывает индивидуальна, передаётся в красках, и люди это чувствуют. Как всё происходит?  Это большая тайна.

- Но ведь существует много списков икон. Дают ли право копии на индивидуальность?

- А здесь вот какая особенность. Списки никогда не являются точными копиями. Сохраняется только общий формообразующий повтор, а в деталях они разнятся. И Рублёв, и Дионисий, и многие художники делали списки Святых икон Пресвятой Богородицы, и всегда они были несколько иными. При этом иконы сохраняли название «оригинала». 

- Как обстоит дело с финансовой стороной в данном проекте, если здесь нет коммерческой тайны?

- Какая тайна?! Бюджет скромный. Деньги собираются только из пожертвований прихожан: от продажи свечей, книг и прочего. В части финансов трудно, очень трудно. Роспись идёт, что называется, всем миром. Хлопоты по собиранию средств легли на плечи архиепископа Калининградского и Балтийского Серафима. Ну и нам приходится ужиматься. Вынуждены иногда отправлять художников во временные отпуска, чтобы вписаться в бюджет. Собор очень нуждается в материальной помощи. 

- Вы удовлетворены работами как художник, как руководитель?

- Как руководитель очень удовлетворён организацией труда. Но как художник - это вопрос непростой. Бывает, когда снимаются леса, приходишь в смятение от какого-то не увиденного ранее недостатка. А поправить уже невозможно. И молишься, чтобы Господь Своею силою покрыл нашу немощь. И происходит удивительное: эти недостатки люди не замечают. А через какое-то время ты и сам уже их не видишь! Но всё-таки к этим местам позже мы добираемся с помощью подъёмника и исправляем. 

…К концу нашей беседы в трапезную пришли художники - на чаепитие. Такие небольшие перерывы бывают два раза в день.  Я обратился ко всем с одним вопросом: «Какой опыт вы приобрели за время работы, насколько ощущаете рост мастерства?» 

- Каждый художник, приехавший с Андреем Курковым, имеет свой стиль, - говорит Евгения Зинина. - Конечно, стараешься перенять всё разнообразие в письме ликов, одежд. Это отличная школа мастерства. Раньше я работала в основном по миниатюре, а тут такие масштабы и объёмы пошли. Пришлось в чём-то переламывать себя, но росписи освоила. 

Татьяна Агеенко отметила, что научилась золотить фоновые части изображений. Это самое трудное в работе позолотчика. Здесь необходимо достичь такого мастерства, чтобы золотые квадратные листочки зрительно сливались воедино. 

Анна Веровская подчеркнула, что прихожане часто подходят и благодарят за работу. Говорят, что на душе становится светлее. Слышать такие отзывы очень приятно.   

- Помимо профессионального опыта, который мы черпаем из общения с художниками, лично я приобрела ещё опыт работы в коллективе: как быть добрее друг к другу, - говорит Ольга Черняк. - Я думаю, меня поддержат и остальные. (Девушки закивали головами. – Прим. Ю. П .). Мы все здесь изменились в лучшую сторону. По-другому смотрим на свои слабости, научились с ними справляться. Этот личностный опыт, я считаю, очень важен для нас.

- Работа скоро закончится. С каким чувством вы ожидаете завершение?

- Со слезами на глазах! – это был эмоциональный всплеск всей группы иконописцев. 

Глава Русской православной церкви патриарх Кирилл уверен, что основная ответственность за произошедшую в 1917 году революцию лежит на интеллигенции.
29.03.2017 NewKaliningrad.Ru
Учащиеся воскресной школы при храме св. князя Александра Невского совершили ознакомительную экскурсию в «Кванториум» (фотолетопись) - Калининградская епархия  24-26 марта на площадке «Кванториума» проходил 2-й региональный чемпионат JuniorSkills "Молодые профессионалы", в рамках которого проводились дни "открытых дверей".
27.03.2017 Калининградская епархия
Священнослужитель освятил закладку нового судна - Калининградская епархия  Сегодня на ПСЗ «Янтарь» заложили новый траулер «Ударник» для камчатского рыболовецкого колхоза.
27.03.2017 Калининградская епархия
Лидер КПРФ Геннадий Зюганов объяснил ненависть Запада к России расколом христианской церкви в XI веке.
26.03.2017 Exclav.Ru
Всероссийская акция "Пасхальная весть" пройдет 15 апреля, накануне праздника Воскресения Христова.
24.03.2017 Exclav.Ru
Министр культуры России Владимир Мединский заявил о необходимости цивилизованного договора по Исаакиевскому собору в Санкт-Петербурге.
24.03.2017 Exclav.Ru
В РПЦ считают, что рано или поздно тело Владимира Ленина будет захоронено.
23.03.2017 Exclav.Ru
Молодежная паломническая поездка - Калининградская епархия  18 марта 2017 состоялась молодежная паломническая поездка по храмам Городского и Центрального благочиния Калининградской епархии.
22.03.2017 Калининградская епархия
Необычный урок в воскресной школе - Калининградская епархия  В наш стремительный век, когда очень многие дела, требующие времени, совершают за человека умные машины, мы попробовали окунуться в совсем недавнее прошлое.
22.03.2017 Калининградская епархия
Состоялся  первый фестиваль-конкурс православной поэзии, посвященный Дню православной книги - Калининградская епархия  19 марта 2017 года в ДК «Машиностроитель» (ул. ст. с-та Карташева, д. 111) состоялся первый фестиваль-конкурс православной поэзии, посвященный Дню православной книги.
22.03.2017 Калининградская епархия
Калининградские единороссы рассказали о семинаре по системному взаимодействию НКО с государственными органами - Единая РоссияМероприятие состоялось во вторник, 21 марта, в социальном отделе калининградской Епархии при храме Святого великомученика Пантелеймона В рамках встречи член Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»,
22.03.2017 Единая Россия
«Солнечные дети» в в управлении Калининградской епархии - Калининградская епархия  В Международный день человека с синдромом Дауна, отмечаемый каждый год 21 марта,
21.03.2017 Калининградская епархия
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил роль провинции в сохранении России.
21.03.2017 Exclav.Ru
В Калининграде полицейские начали проверку по факту гибели страуса в Калининградском зоопарке.
29.03.2017 NewKaliningrad.Ru
Начальник управления ГИБДД по Калининградской области Андрей Державицкий ушел в отставку.
29.03.2017 NewKaliningrad.Ru
Полицейские установили причастность 38-летнего калининградца к серии  краж из медицинских и учебных заведений - УМВД Калининградской областиСотрудники калининградского уголовного розыска установили причастность 38-летнего жителя областного центра к серии краж имущества у работников медицинских и учебных заведений.
29.03.2017 УМВД Калининградской области
«Сохрани жизнь! Сбавь Скорость!»: В Калининграде ГИБДД и юные инспекторы дорожного движения провели совместную акцию - ГИБДДВ преддверии Четвёртой Глобальной недели безопасности дорожного движения ООН, которая состоится в период с 8 по 14 мая,
29.03.2017 ГИБДД
Стало известно имя замешанного в махинации с маммографом Центра женского здоровья - КНИААнтон Алиханов инспектирует больницы Калининграда, gov39.
28.03.2017 КНИА