Почему подростков интересуют криминальные движения? Объясняет детский психолог

В Калининграде двое подростков избили 13-летних школьников, один из которых с тяжелыми травмами попал в больницу. Запись избиения распространялась во «ВКонтакте», на ней предполагаемый преступник говорит, что состоит в некой «банде околофутболистов» (вероятно, имеется в виду понятие «околофутбольщика» — футбольного хулигана). История с нападением стала одной из самых обсуждаемых тем недели — об этом писали не только местные, но и федеральные СМИ. «Новый Калининград» поговорил со специализирующимся на работе со школьниками психологом Mental Health Center Евгений Чмутовой о том, почему подростков интересуют деструктивные и полукриминальные молодежные движения, что делать в таком случае родителям и ответственно ли за это государство.

Что притягивает подростков в неформальных молодежных движениях, где культивируются криминальные идеи и насилие (к примеру,в так называемом АУЕ или движении офников/околофутбольщиков — одно из проявлений этого явления — массовые драки между молодыми людьми и подростками)? Как работает такой механизм влияния на подростков?

Это вопрос сложный, и его можно рассматривать на разных уровнях. Как социальное явление для подростков совершенно естественно собираться в группы и заниматься каким-либо общим делом. Собственно, это их возрастная задача — понять, кто я и где мое место в обществе, поэтому, с этой точки зрения, любые социальные группы или объединения по интересам являются совершенно необходимыми для подростков. А если эти группы обладают авторитетом, иерархией и системой правил, то это именно то, что нужно. В подобных группах есть процесс инициации: некий ритуал, который делает подростка достойным участником группы, также в подобной организации подростки чувствуют себя нужными, сильными, практически всемогущими. А если ко всему добавить еще и идею, правила, кодекс, то это становится очень интересным и соблазнительным и привлекает все больше и больше адептов. В какой-то момент подростки начинают понимать, что происходит что-то неправильное. А как из этого выйти, они не знают, потому скручены по рукам и ногам сетью этой организации.

У подростка есть очень много внутренней энергии, которую они не понимают, не знают куда направить. Она в буквальном смысле переливается у них через край. Я имею в виду высокую активацию нервной системы, неуравновешенную гормональную систему и как следствие — эмоциональную дисрегуляцию. А вот структуры головного мозга, отвечающие за самоконтроль, критичность, прогнозирование последствий, пока развиты недостаточно хорошо, чтобы справляться с такой гормональной бурей. Плюс к этому может быть не развита система ценностей (что хорошо, а что плохо) и есть большое желание бунтовать, протестовать, делать по-своему, вот за эти все крючки их и цепляют всякие смутные организации, которые умело предоставляют систему ориентиров (замещая ценности) и направляют бурную энергию в сомнительное русло.

Особенно это актуально для подростков, живущих в небольших городах, в которых недостаточно образовательной и досуговой инфраструктуры. Часто у подростков отсутствуют увлечения, они не вовлечены в какие-либо занятия, у них нет хобби. В итоге дети находят способ выплеснуть свою энергию на улице, и не всегда социально приемлемыми способами.

Это большая социальная проблема, до которой государству много лет не было дела.

Какие подростки больше всего подвержены влиянию подобных деструктивных движений? Играет ли значение социальный статус подростка? Правда ли, что «трудного» подростка проще всем этим заинтересовать?

Есть дети двух категорий, которые подвержены влиянию деструктивных движений. Первая категория — это дети, которые ищут внимания, поддержки, сообщество, в котором они будут чувствовать себя нужными и смогут как-то реализовываться. Например, в школе быть успешным не получается, семье не нужен, а тут [в деструктивном молодежном движении] подросток оказывается востребованным и нужным. Всем нам необходимо чувствовать свою значимость и востребованность.

Безусловно, большему влиянию будут подвержены дети, которые предоставлены сами себе. У них нет интересов, нет мотивации к учебе, жизнь у них не наполнена своими смыслами, основное время они проводят в соцсетях и не могут реализовать свои возрастные задачи в виде признания, уважения, становления в обществе в своей обычной жизни. Тогда они будут искать некие группы, в которых смогут реализовать свой потенциал. Скорее всего, такие ребята будут уже иметь некий опыт либо отклоняющегося поведения, либо опыт отвержения и унижения.

Проще воздействовать на подростка более раннего возраста — 10–14 лет. Чем младше ребёнок, тем сложнее ему противостоять старшим ребятам. А если этот старший ещё и является мощной агрессивной фигурой, то не делать то, что он говорит, почти невозможно. Конечно, риск попадания в такую ситуацию увлеченного, успешного подростка, который живет в комфортном, поддерживающем его окружении, существенно ниже, чем ребенка, наблюдающего ежедневные пьянки и драки или растущего самому по себе, пока мама с папой работают и строят свою жизнь.

Если в семье все благополучно, членам семьи интересно друг с другом, если есть какие-то общие занятия, то риск влияния деструктивных молодежных движений на ребенка крайне мал. Но в целом это довольно идеалистическая картинка. В России не хватает социальной поддержки семьям на государственном уровне, растить детей сложнее, чем в некоторых странах Европы.


Фото — Andrik Langfield, unsplash.com

Другая категория сложнее. К ней относятся подростки с нарушением эмоциональной чувствительности, они не обладают в достаточной степени навыками эмпатии и способности распознавать чужую боль и другие эмоции, как и свои собственные. И вполне могут иметь склонность к насилию, иметь повышенный уровень агрессии и нечувствительности к чужой боли. Они, например, могут резать котенка на части и не чувствовать жалости. Такая категория подростков составляет активный костяк подобных деструктивных сообществ и групп. Они очень хорошо находят себя в полукриминальных движениях. И как раз могут сбивать с пути обычных подростков. Со временем чувствительность к агрессии у детей снижается и становится проще делать какие-то жестокие вещи.

В обществе в целом достаточно низкий порог чувствительности, и это большая проблема. Мы зачастую остаемся глухи к чужой боли. Тем самым взрослые моделируют подобное отношение к жизни в детях. Вот мы перешагиваем через раненого котенка или щенка — и это моделирует в ребенке ситуацию, при которой такие вещи становятся нормальными. В следующий раз ребенок подумает: а почему нельзя так же перешагнуть через дедушку, который поскользнулся и упал.

Насколько сильно соцсети формируют взгляды подростков и их желание стать последователями полукриминальных движений и деструктивных социальных групп?

Социальные сети ответственны за лавинообразное распространение информации без каких-либо ограничений. Сегодня соцсети играют огромную роль в формировании сферы интересов и взглядов у современных молодых людей. Они выросли в социальных сетях, они там общаются, обмениваются музыкой, фильмами, идеями. Для них информация, появившаяся в ленте, несет, может быть, даже больше смысла, чем слова, произнесённые родителями.

С другой стороны, если ваш ребенок живет полной жизнью, имеет доверительные отношения с кем-то в семье, и у него есть друзья, то эта информация будет влиять на него в меньшей степени. Но если вдруг в жизни подростка произойдут травмирующие события, например, развод родителей, травля в школе, потеря близкого человека, в этот чувствительный момент подростки становятся уязвимыми перед всякого рода деструктивными явлениями. И нет никакой гарантии, что ваш благополучный с виду подросток не заинтересуется радикальными движениями или группировками.

Как родителям распознать, что их ребенок заинтересовался подобными идеями и движениями. Возможно ли это в принципе?

Конечно, возможно. Если подросток будет вовлечён в какое-либо деструктивное движение, то это обязательно отразится на его поведении, манере говорить, может измениться стиль в одежде, могут появиться ранее не присущие высказывания, идеи, новые друзья, которые вас могут насторожить. Ребёнок может стать более закрытым и агрессивным.

Как поступать взрослым в таком случае: предпринимать ли попытки жестко оградить ребенка от участия в движения?

Прежде всего нужно садиться и разговаривать, спрашивать, что ребенок там [в движении, группе] получает такого, чего ему не хватает в жизни.Основная задача — это вернуть доверие, теплые отношения с собственным ребёнком. Если разговор совсем не получается, я бы советовала обращаться к специалистам-психологам, которые помогут семье выйти из сложной ситуации.

Что не нужно делать, так это заниматься морализаторством и какими-то силовыми методами решать проблему. Ребенок закроется. Дверь захлопнется — и никакого разговора не будет.


Подготовил Олег Зурман — «Новый Калининград»

Яркие фотографии и важные события — на канале «Нового Калининграда.Ru» в Instagram

  •  
    По теме
    Власти рассказали про сооружения на случай ЧС Александр КАТЕРУША Власти Калининграда рассказали об укрытиях, которыми «население сможет воспользоваться в случае чрезвычайной ситуации».
    В центре развлечений побывали сотрудники службы гостехнадзора Александр КАТЕРУША Сотрудники службы гостехнадзора с проверкой побывали в одном из крупнейших в Калининграде комплексов детских аттракционов,
    Женщине пришлось обращаться к медикам за помощью после «лечения» Александр КАТЕРУША Калининградка сумела отсудить у стоматологической клиники больше 168 тыс рублей за некачественные импланты и плохо оказанную медицинс
    На него ссылаются и на ТВ, и в литературе Александр КАТЕРУША Немецкий философ Иммануил Кант – самый цитируемый человек, который жил на нынешней территории России.
    Окружной Калининграда перерубили освещение - ИА Русский Запад Условное изображение. Северный обход Калининграда. Ремонтники планируют восстановить освещение Северного обхода Калининграда до конца дня четверга, 28 марта 2024 года.
    ИА Русский Запад
    «Весна, весна, пора любви…» - Детская библиотека им. А.П. Гайдара Заслуженый артист России Николай Горлов С пушкинскиой поэтической строки «Весна, весна, пора любви…» и солнечным посылом начался концерт музыкального колледжа им.
    Детская библиотека им. А.П. Гайдара
    В гостях у Мурра - Детская библиотека им. А.П. Гайдара 27 марта в дни Всероссийской Недели детской книги в уютном зале библиотеки состоялась встреча друзей – калининградских писателей, художников, читателей и библиотекарей.
    Детская библиотека им. А.П. Гайдара
    Великий поиск с Михаэлем Энде - Детская библиотека им. А.П. Гайдара Михаэль Энде В честь 45-летия со дня издания бессмертного романа об испытаниях, отваге,
    Детская библиотека им. А.П. Гайдара