Вчера вечером, 22 сентября в Гвардейском районе Калининградской области произошла страшная автомобильная авария. Внедорожник «Мерседес» вылетел на встречную полосу и столкнулся с маршруткой. В результате столкновения 49-летний водитель и 6 пассажиров маршрутки от полученных травм скончались на месте происшествия, в том числе и беременная девушка. Еще 9 пассажиров получили различные травмы и доставлены в больницу. Водитель «Мерседеса» не пострадал. Его арестовали правоохранительные органы. Ведется следствие.
То, что водитель «Мерседеса» совершил преступление, это вне всяких сомнений. Но есть и еще одна сторона медали. Маршрутное такси, которое попало в ДТП, было нелегальным. Инцидент произошёл с пассажирским микроавтобусом под управлением водителя, занимавшегося обычным частным извозом. Микроавтобус следовал из Калининграда в Гусев, в салоне автомобиля находилось не менее 15 пассажиров, при максимально допустимом количестве – 8. Кроме того, часть сидений не была оборудована ремнями безопасности и установлена самостоятельно, а не на заводе-изготовителе транспортного средства.
Не так давно ГИБДД Калининградской области проводило операцию “Нелегальный перевозчик”. Было выявлено 70 (!!!) автобусов, которые возили пассажиров без лицензий и других разрешительных документов. Операция ГИБДД закончилась и что дальше? А ничего. Всё как было, так и осталось. Кстати, водитель маршрутки в недалеком будущем являлся заместителем начальника ГИБДД в городе Гусев.
И закономерно возникают вопросы. Кто, извините за жаргон, “крышует” этих нелегальных “перевозчиков”? Кто в этих “перевозчиках” заинтересован? И когда в этом направлении наведут порядок? И не пора ли навести порядок в контролирующих структурах?
Ростехнадзор и ГИБДД неужели не знали, что с такими маршрутками огромная проблема в регионе? Я уверен, что знали. Ведь это не частные легковые автомобили. И это не только микроавтобусы, но и обычные автобусы большой вместимости. Зато это замечают работники официальных АТП. Буквально на днях, я общался с кондуктором и водителем одного из городских автобусов. Водитель автобуса сетовал на то, что на конечной постоянно куча нелегальных транспортных средств, которые забирают их пассажиров и везут их нарушая правила.
К сожалению, это не первая авария и боюсь, что не последняя. И если в ближайшее время в этой отрасли не наведут порядок, люди будут гибнуть.
К чему я это все пишу. А к тому, что совсем недавно в бытность моей работы автомобильным журналистом, я неоднократно касался данной болезненной темы. В Москве и Подмосковье, да и по всей стране тогда было нереальное количество нелегальных перевозчиков. Контролирующие структуры постоянно делали вид, что с этой проблемой борются, но увы. Это была видимость, фикция, фарс, но не работа. Все рейды по выявлению нелегальных перевозчиков проходили безрезультатно.
Нет, показательные порки были. И отчеты руководству эти самые органы предоставляли. Только всё это было ничтожно. Ибо, еще раз повторюсь, работа как таковая не проводилась. Все было туманом, пыль, которую пускали обществу в глаза. Мэр Москвы Сергей Собянин высказал идею о конфискация автобусов у нелегальных перевозчиков. Столичный градоначальник считает, что такая мера помогла бы навести порядок на этом рынке и ликвидировать проблему нелегальных перевозок.
Я с ним полностью согласен. Ведь за последнее время, только в одной Москве задержали и поместили на штрафные стоянки около 4 тысяч нелегальных автобусов. Но после того, как нелегальный перевозчик оплачивает штраф, он перерегистрирует транспортное средство на другую компанию и продолжает деятельность. Это нужно жестко пресекать. И делать это нужно на законодательном уровне. Это касается и ПДД. Нужно пересматривать отдельно взятые статьи дорожных правил и радикально их ужесточать до такой степени, чтобы ни никто даже не мог допустить мысли нарушить ПДД.
Сейчас, анализируя данную конкретную ситуацию, я могу сказать одно, это система. Это настоящая теневая экономика в отдельно взятом направлении, которую необходимо искоренять. Необходимо жестко работать над решением данной проблемы. Пока у нас материальная выгода будет превыше людской жизни, эти смертельные аварии будут из раза в раз уносить жизни наших граждан.
Кто-то сейчас скажет, при чем тут нелегальные перевозки. Виноват же водитель внедорожника. Официальный рейсовый автобус мог так же попасть в похожее ДТП и т.д. Всё так. Всё верно. Дело не в том, легальный перевозчик или нелегальный. Это могло случиться и с транспортным средством зарегистрированного пассажирского перевозчика. Легальные перевозчики тоже грешны. Взять хотя бы маршрут Калининград – Светлый (205). По имеющейся достоверной информации, на данном маршруте есть маршрутка официального перевозчика, в которой столько установлено «лишних» сидений, что ноги, как говорится, приходится упирать к подбородку. И что? Об этом не знают органы, которые контролируют пассажирские перевозки в регионе? Я уверен, что знают, но увы, ничего с этим не делают.
Эта ситуация очередной раз подняла и показала чудовищную комплексную проблему. Это и вялотекущий ремонт на данном участке дороги, сужение проезжей части, отсутствие освещения, несоблюдение ПДД, превышение скорости, несоблюдение правил техники безопасности и еще много самых разных аспектов. К сожалению, последнее время на дорогах области происходит очень много аварий. Очень много. В чем причина этого? Нужно разбираться. Нужно думать, как эти аварийные ситуации предотвращать в будущем. Нужно думать, как сохранить человеческие жизни. И наконец, необходимо понять одно, что жизнь дороже материальных благ. И делать это нужно сейчас. Не потом, а именно сейчас.
Одно я могу сказать с полной уверенностью то, что ситуация патовая. И причин множество. Это и нелегальные перевозки. Это и наплевательское отношение автолюбителей на правила дорожного движения, на свою жизнь, на жизнь своих близких и родных, на жизнь других людей. Что касается ГИБДД, Ростехнадзора и других контролирующих органов, то здесь можно сказать лишь одно: пока человеческие чувства и совесть не победят коррупцию, материальную выгоду и тому подобные вещи, пока не будет настоящей работы органов, мы будем наблюдать то, что наблюдаем сейчас.
И не нужно мне говорить, что у нас все чисто и гладко. Увы. Это не так. Далеко не так.
Павел Семчук — журналист ГТРК «Калининград», радиоведущий, автор программы «АвтоПолНьюс» в Подмосковье (2014-2016 гг).
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .