«Собака Путина» и коровы на мосту: в области открылся новый пункт пропуска

В Чернышевском открылся международный пункт пропуска поездов, который строился более 10 лет. С понедельника все процедуры досмотра переносятся ближе к литовской границе из Черняховска и Нестерова. Открытие пункта уже поменяло привычный жизненный уклад небольшого поселка, повлияло на расписание пассажирских поездов, а в перспективе должно сыграть важную роль в сокращении времени следования фирменного «Янтаря». По крайней мере, на это надеются и сами железнодорожники, и региональные власти.


Внимание людей, переминавшихся с ноги на ногу в томительном ожидании поезда, сразу и целиком захватила 8-летняя Фаина. Для своих — Фанечка. По сути — милейшая псина с теплыми карими глазами и развевающимися по ветру ушами. По должности — натасканный на поиск наркотиков служебный лабрадор («собака Путина», с гордостью называет породу кинолог Светлана Стодольникова). Фаина и Светлана вместе служат в областной таможне, в основном осматривают и обнюхивают машины на автомобильном пункте пропуска в Чернышевском, но заняты и на железнодорожных досмотрах. Наркотики напарникам еще не попадались, но нелегальные сигареты у путешественников Фаина отнимает регулярно.

Одна служебная собака может досконально «пронюхать» три-четыре вагона, затем устает, поэтому в одном поезде необходимо присутствие нескольких таможенных кинологов. С головы состава вагоны готова начать проверять Герда, она уже из другого, пограничного ведомства. Немецкая овчарка, как и сопровождающий ее специалист, выглядят одинаково суровыми. Их основная задача — поиск взрывчатых веществ.

Первый поезд, который пограничники и таможенники осмотрели на новой станции «Чернышевское», никаких взрывоопасных и дурманящих сюрпризов не притаил, так что уже через 40 минут он благополучно отчалил в сторону литовской границы — до нее несколько сотен метров, и с перрона можно прекрасно рассмотреть даже узор на бетонном пограничном заборе.

Строительство железнодорожного пункта пропуска в Чернышевском затеяли еще в начале нулевых, когда стало понятно, что проверять въезжающих в страну пассажиров в 35 километрах, а ввозимые грузы — в 70 километрах от границы, мягко говоря, странно. Работы начались в 2005-м, на них было предусмотрено около 2,4 млрд рублей, из них 1,9 млрд вложила ОАО «РЖД», остальные миллиарды — госбюджет. В какой-то момент в экономике страны в очередной раз что-то пошло не так, и строительство растянулось более чем на десять лет.

В 2016-м году заработала линейная станция «Чернышевское», к этому времени была создана вся необходимая инфраструктура, уложено 26 км железнодорожных путей, построены 86 стрелочных переводов, досмотровая яма, пассажирские платформы, технические здания и сам вокзал. На то, чтобы открыть здесь международный пункт пропуска, ушел еще год — в это время «переезжали» пограничники и таможенники.


Еще в самом начале строительства необходимо было решить важную проблему — как-то связать между собой два поселка. Дело в том, что маленькое Детское оказалось отрезано от Чернышевского многопутной развязкой. С одной стороны этого Рубикона осталась вся социальная инфраструктура, с другой — сельское кладбище. И селянам было необходимо как-то форсировать пути.

Для них пришлось строить объездную дорогу длиной 3,5 км и длинный пешеходный мост над путями. Эстакаду сделали закрытой, как требуют условия погранперехода. Причем изначально — совершенно закрытой, не предусмотрев вентиляционных окон. После многочисленных жалоб окошки все-таки прорубили. Жители сначала встретили перемены настороженно, жаловались на духоту и неудобства. «Говорили, коров неудобно через него гонять», — вспоминают железнодорожники.

Но теперь местные с эстакадой вроде свыклись. «Мост это лучше. Хотя пожилым людям тяжело. Но у меня сегодня день рождения, 80 исполнилось, а я еще лестницу перехожу без отдыха. Вот иду на кладбище, мужа навестить. А когда очень жаркое лето было, тут было душно, так сейчас сделали такие форточки. А раньше задыхались тут. Сделали несколько форточек — полегче стало», — сказала жительница Чернышевского Ангелина Раулинайтене.

Эстакада не освещена, но не из-за коварства строителей, а из-за гиперактивности местных вандалов — они успели скрутить даже проводку. «За то время, как мы этот мост на баланс дистанции путей приняли, мы трижды восстанавливали поликарбонатные ограждения, которые там есть. Потому что их просто выбивают, ломают. Молодежь там собирается практически каждый вечер и ночь и не совсем сознательный образ жизни ведет. Повырывали все с корнями», — пояснил начальник Черняховской дистанции пути Евгений Дурнев. Освещение обещают восстановить, а заработавшую на полную мощность станцию снабдят круглосуточной военизированной охраной.

Пассажиры поездов с началом полноценной работы пункта пропуска принципиальных изменений не почувствуют. Меняется только место проведения проверок (раньше пассажирские поезда проходили их в Нестерове, а грузовые — в Черняховске), а с ним и расписание движения. Если в Нестерове пассажирские поезда раньше стояли по 40 минут, то теперь время стоянки сокращается до двух минут. В Чернышевском, соответственно, поезда будет теперь стоять по 40 минут (грузовые проверяют примерно по 2,5 часа).

С изменениями в расписании пассажирских поездов можно познакомиться тут .






Не исключено, что в перспективе для фирменного «Янтаря» промежуточные остановки уберут вовсе, чтобы ускорить экспресс. И поезд на территории области будет останавливаться трижды — в Калининграде, Черняховске и Чернышевском. Подчеркнем, что речь идет исключительно о «Янтаре», остальные поезда по-прежнему будут собирать по пути людей со всех райцентров. Но в КЖД об этих планах пока говорят крайне осторожно.

Вероятность отмены промежуточных остановок напрямую связана с планом по сокращению времени следования «Янтаря» до 14 часов, который зреет, да все никак не дозреет вот уже много лет. Справедливости ради, за эти годы время в пути у скоростного поезда успело сократиться с 25 до 19 часов. Сейчас, по словам начальника КЖД Виктора Голомолзина, удалось достичь предварительной договоренности с начальником Литовских железных дорог.

«Поэтому литовцы со своей стороны планируют сокращать время на свои досмотровые функции. Если с нашими партнерами из пограничной и таможенной служб удастся реализовать проект досмотра на ходу, во время движения от Черняховска до „Чернышевского“, то стоянка на последней составит всего пять минут», — отметил Голомолзин.

В части грузоперевозок станция «Чернышевское» тоже дает некоторый простор для развития. Пропускная способность станции — 24 пары (туда-обратно) грузовых поездов в сутки, что в 1,5 раза выше, чем у станции Черняховск. Есть и резерв увеличения количества грузовых поездов еще на 30%, до 32 пар в сутки. Железнодорожный грузопоток тем временем начал расти, впервые за 10 лет. По итогам года железнодорожники ожидают прирост грузооборота до 25–30%.

Начальник КЖД подчеркнул, что с открытием международного пункта пропуска «Чернышевское» реализации этих планов уже ничего не мешает. «Раньше инфраструктурная составляющая мешала. После ввода современного пункта досмотра все препятствия сняты. Осталось решить технологические вопросы. Этим мы занимаемся совместно с правительством Калининградской области. Я думаю, что реализуем этот технологический шаг по ускоренному досмотру уже в этом году», — сказал Голомолзин.

Но в КЖД подчеркивают, что окончательно решить вопрос с проведением досмотра в поездах не в их силах, здесь должны подключаться госорганы двух стран. Зная, с какой скоростью обычно работают эти самые госорганы, к мечтам о скорейшем превращении «Янтаря» в суперэкспресс приходится относиться с большой осторожностью.

Текст — Алла Сумарокова, фото — Виталий Невар, «Новый Калининград»

 
По теме
Калининградская железная дорога намерена до конца этого года реализовать проект по сокращению времени досмотра пассажиров поезда «Янтарь» на российско-литовской границе.
Калининградская область может стать центром эксперимента по переходу на электромобили - KaliningradToday.Ru Президент России Владимир Путин поручил оценить возможность проведения в Калининградской области эксперимента с переходом на электромобили: соответствующий пункт вошёл в перечень поручений главы государства по итогам совещания,
KaliningradToday.Ru
Окружной Калининграда перерубили освещение - ИА Русский Запад Условное изображение. Северный обход Калининграда. Ремонтники планируют восстановить освещение Северного обхода Калининграда до конца дня четверга, 28 марта 2024 года.
ИА Русский Запад
«Весна, весна, пора любви…» - Детская библиотека им. А.П. Гайдара Заслуженый артист России Николай Горлов С пушкинскиой поэтической строки «Весна, весна, пора любви…» и солнечным посылом начался концерт музыкального колледжа им.
Детская библиотека им. А.П. Гайдара
В гостях у Мурра - Детская библиотека им. А.П. Гайдара 27 марта в дни Всероссийской Недели детской книги в уютном зале библиотеки состоялась встреча друзей – калининградских писателей, художников, читателей и библиотекарей.
Детская библиотека им. А.П. Гайдара
Великий поиск с Михаэлем Энде - Детская библиотека им. А.П. Гайдара Михаэль Энде В честь 45-летия со дня издания бессмертного романа об испытаниях, отваге,
Детская библиотека им. А.П. Гайдара