От редакции: Оскорбление бойлером

Рекламщик похож на сапера, который постоянно ходит по грани и может перерезать не тот провод. С рекламщиками это происходит при эксплуатации темы гомофобии и межнациональной вражды. Но пиарщик «Бауцентра» и близко не подошел к черте.


Калининградская сеть строительных магазинов «Бауцентр» разместила на городских билбордах рекламу бойлеров. На них изображена девушка, стоящая под душем (вид со спины), и слоган: «Горячая, когда захочешь». Рекламная акция вызвала резкую реакцию у широко известного в узких кругах калининградской интеллигенции социолога и преподавателя крупнейшего университета региона Анны Алимпиевой. Она назвала рекламу «порнографией» и припомнила набожному главе Калининграда Александру Ярошуку тот день, когда он основал «Бауцентр». «Одной рукой мэр отключает горожанам горячую воду, другой — продает бойлеры. Всё бы ничего (и не такое видали), но способ, каким это делается, абсолютно неприемлем: объективация, сексизм, а также очевидный вред здоровью и развитию детей. Куда смотрят Роспотребназдор, ФАС и прокуратура?» — написала у себя на странице в социальной сети Алимпиева, чем спровоцировала бурную дискуссию, в которой многие позволили себе не согласиться с мнением автора.

Управление ФАС как орган власти, надзирающий за рекламой в городе, не заставило долго ждать. На странице ведомства разместили опрос на тему того, является ли реклама оскорбительной. Примерно за сутки в опросе приняли участие 233 человека.

71 % участников опроса констатировали, что реклама их никак не оскорбляет, 29 % все-таки указали на ее «непристойность и оскорбительность». 71 % участников опроса констатировали, что реклама их никак не оскорбляет, 29 % все-таки указали на ее «непристойность и оскорбительность».

Как отмечает профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна Высшей школы экономики Ольга Савельева в своем исследовании, посвященном эффективности рекламы, львиная доля респондентов (79 %) положительно воспринимает «апелляцию к счастью в рекламных сообщениях». Это состояние ассоциируется у опрошенных с целым спектром эмоций — от «чувства уюта» до «эйфории». Для многих важно ощущение счастливой «тихой пристани» (дом, семья, дети). Как еще донести «чувство уюта» до человека, которому хочется продать бойлер, кроме как аккуратно продемонстрировать человека под душем?

В ходе обсуждения критического выступления Алимпиевой звучала масса аргументов с разных сторон. Один из них был о том, что на падающем рынке рекламщики становятся радикальнее, и в ход идут методы, ранее казавшиеся неприемлемыми.

Калининградская история последних лет знает радикальные примеры в рекламе. Наиболее нашумевший из них: рекламная кампания, выполненная маркетологом Александром Прониным для пиццерии «КД Пицца». Кампания строилась на эксплуатации гомофобии и негативного отношения россиян к американцам, подогретых телепропагандой посткрымского периода (в рекламной кампании использовалась обложка журнала для гомосексусалистов с изображением тогдашнего президента США Барака Обамы). После этой спорной акции Пронин взялся за продвижение нашумевшего «стакана» в Светлогорске, используя для этого цитаты из фильма «Достучаться до небес». Эффект рекламной кампании для «КД пицца» может оценить, наверное, только «КД пицца» (но негатива в калининградском сегменте Facebook было очень много), а что произошло со стаканом — прекрасно известно. Его не будет.

Сейчас Пронин занимается продвижением новой калининградской сети фаст-фуда Brod'n'roll. Пытаясь конвертировать страсть молодежи к рок-н-роллу в покупку сендвичей, он использует образ музыканта Сида Вишеса из группы Sex Pistols. В комментариях к постам Пронина о работе над Brod'n'roll наблюдатели отмечают, что пик популярности Вишеса прошел примерно 40 лет назад, не говоря уже о том, что он был героиновым наркоманом и умер в 1979 году от передозировки. То есть люди, у которых есть эмоциональная связь с ним, в большинстве своем фастфудом уже не увлекаются.

Реклама действительно всегда стремится к обострению и провокации. Это самый легкий способ установить эмоциональную связь с клиентом. Даже федеральная рекламная кампания по обновлению корпуса губернаторов, которая началась с назначения радикально молодого Антона Алиханова в Калининградскую область, построена по этому же принципу. Если бы Алиханов не был «самым молодым в истории России главой региона», то какая же это была рекламная кампания Путина – 2018?

При этом рекламщик похож на сапера, который постоянно ходит по грани и может перерезать не тот провод, как в случае с эксплуатацией темы гомофобии и межнациональной вражды.

Чувства горожан были оскорблены видом девушки в душе так же, как время от времени оскорбляются чувства верующих по отмашке РПЦ. Только в отличие от взрывотехников у пиарщиков есть возможность совершить ошибку больше одного раза.

Проблема с дискуссией по поводу рекламы «Бауцентра» состоит в том, что рекламщик и близко не подошел к грани. Его туда насильно переместили и подвергли остракизму, как, например, депутат Наталья Поклонская осудила фильм «Матильда», который она не смотрела; чувства горожан были оскорблены видом девушки в душе так же, как время от времени оскорбляются чувства верующих по отмашке РПЦ и как показательно сходят с ума от названия сети калининградских пекарен Königsbacker условные представители ГТРК «Калининград» и местного филиала ИА Regnum, полагающие, что данный бренд — это прямое доказательство не существующей в реальности «германизации» в Калининградской области.

Иначе говоря, представители калининградской интеллигенции, по логике, должны быть оплотом толерантности и здравомыслия, а они зачем-то начинают уподобляться ровно тем, от кого это здравомыслие в нашей уютной и спокойной области следовало бы защищать.

Но хорошо, что у нас есть УФАС, которое может разместить на своем сайте опрос, и всё сразу встанет на свои места.

 
По теме
Ежегодно Социальный фонд России проводит индексацию социальных пенсий. Такое пенсионное обеспечение получают люди, которые по тем или иным причинам не имеют трудового стажа или его недостаточно для получения страховой пенсии,
«Весна, весна, пора любви…» - Детская библиотека им. А.П. Гайдара Заслуженый артист России Николай Горлов С пушкинскиой поэтической строки «Весна, весна, пора любви…» и солнечным посылом начался концерт музыкального колледжа им.
Детская библиотека им. А.П. Гайдара