Археологи обнажили фундаменты зданий из разных эпох

14-основной.jpg
14-руководитель-(1).jpg
14-вырезать-(1).jpg
Фото: strana39.ru
Если вдуматься, почти любой европейский город похож на слоеный пирог. Только вместо крема и теста – археологические слои. 
Чем город старше, тем больше у него этих слоев и тем интереснее путешествовать в прошлое земли, на которой он стоит. 
В Калининграде почти любое такое путешествие получается захватывающим. Недавно археологи раскопали на берегу Нижнего пруда – на участке между историко-художественным музеем и ГТРК – фундаменты зданий, которые никогда не стояли рядом друг с другом, поскольку принадлежат разным эпохам. 
– Видите серые бетонные блоки? – спрашивает руководитель археологических работ (их ведет ООО НПО «Балтспецархеология») Дмитрий Говердовский. – На этом месте стоял кинотеатр «Урания». Рядом – основания домов ХIХ века, которые несколько раз перестраивались. И все это соседствует с остатками гончарного цеха, работавшего двумя столетиями раньше. 

Вот это кино!
«Урания» – один из тринадцати кёнигсбергских кинотеатров. Информации о нем крайне мало. Практически ее нет. 
В рассказывающей о первых послевоенных годах нашего города книге Юрия Иванова «Танцы в крематории» можно прочитать: «Мы с ребятами и с Литой уже несколько раз побывали в «Урании» — в ее уютном, с красными бархатными креслами, зале. Электричества в городе еще не было, и киноаппарат работал от передвижной динамо-машины, тарахтевшей во дворе. В дополнение к «Волге-Волге» показывали и три части немецкого фильма под названием «Девушка моей мечты». Эти три коробки были найдены здесь же, в кинобудке. 
Коля как-то рассказывал мне, что ребята, танкисты из второй роты бывшего его батальона, застряли восьмого апреля возле огромной баррикады, перегородившей Штайндамм как раз возле «Урании». Вызвали минеров. Бой шел где-то впереди, за Тиергартеном, а тут было относительно тихо. Танкисты вылезли из машины, кто-то заглянул в кинотеатр, а там... шел фильм! Какая-то музыкальная комедия. В зале было человек десять каменно застывших, будто вросших в кресла немцев, не шевельнувшихся даже, когда пахнущие соляркой, черные, неуклюжие танкисты вошли в зал. Кто такие? Что за публика? Что за сумасшедший дом?» 
Однако вряд ли этот отрывок может пролить свет на историю «Урании», поскольку в текст, судя по всему, вкралась ошибка. Причем двойная. В сноске указывается, что «Урания» – это современный кинотеатр «Победа». Но «Победа» до 1945 года называлась «Аполло». Кроме того, из контекста можно понять, что речь все-таки идет о кинотеатре «Заря» (прежде «Скала» – Прим. авт.). И в этом случае не очень понятно, при чем здесь Штайндамм. «Скала»-то располагалась на Хуфеналлее (сегодня проспект Мира). В общем, географической путаницы много, но книга все равно прекрасная.

Средневековая гончарная фабрика 
По словам Дмитрия Говердовского, ничего любопытного на месте «Урании» не нашли. Обнаружили только полуистлевшую, не поддающуюся восстановлению кинопленку, но советская она или немецкая – выяснить оказалось невозможным. 
А вот место, где раньше находилось гончарное производство, дало много интересного материала. Найдено несколько ям, которые заполнены, судя по всему, бракованными и потому выброшенными керамическими изделиями – кувшинами, тарелками, сковородками, копилками, рыболовными грузилами, печными изразцами.
По тем временам это было довольно крупное производство, которое, как бы сейчас сказали, изготавливало широкую линейку керамической продукции, и его благоразумно вынесли за городские стены, поскольку оно являлось пожароопасным. Своего рода средневековая фабрика располагалась в замковой слободе – на территории, принадлежавшей сначала Ордену, потом герцогу. Можно предположить, что жили здесь люди разных национальностей – французы, голландцы, австрийцы. Переселенцам-ремесленникам выделялись на достаточно льготных условиях земли, и они здесь работали. 
Тем не менее, по словам Говердовского, несмотря на то, что на исследуемой территории происходило пересечение разных культур, найденная керамика характерна для Восточной Пруссии. В известном смысле ее можно назвать стандартной. 

Найти мастерскую
Археологические раскопки будут вестись до тех пор, пока позволяет погода. Говердовский надеется найти место, где изготовлялись найденные керамические изделия. Собственно мастерскую, цех. Если это удастся, то наши представления о том, как жил наш город три-четыре века назад, значительно расширятся. 
Кстати, известно, что на месте, где сейчас проводятся археологические работы, планируется построить многоэтажный дом, который своими очертаниями будет напоминать знаменитую гостиницу «Бельвью», разрушенную во время войны. Но стоит отметить, что здание это стояло чуть в стороне от того места, где ведутся раскопки. Исследование его фундамента пока не планируется. 


Археологические изыскания идут на берегу Нижнего пруда на участке между историко-художественным музеем и ГТРК 


Дмитрий Говердовский: «Раскопки будут вестись до тех пор, пока позволяет погода»


Так выглядит сковородка  XVII века
 
По теме
Окружной Калининграда перерубили освещение - ИА Русский Запад Условное изображение. Северный обход Калининграда. Ремонтники планируют восстановить освещение Северного обхода Калининграда до конца дня четверга, 28 марта 2024 года.
ИА Русский Запад
«Весна, весна, пора любви…» - Детская библиотека им. А.П. Гайдара Заслуженый артист России Николай Горлов С пушкинскиой поэтической строки «Весна, весна, пора любви…» и солнечным посылом начался концерт музыкального колледжа им.
Детская библиотека им. А.П. Гайдара
l87654 - Светловский городской округ В честь Дня работника культуры, который отмечался в последний понедельник марта, мы хотим познакомить наших читателей поближе с этими талантливыми людьми.
Светловский городской округ