Новости города БезФормата.Ru
Калининград
Главные новости
 
Задать вопрос?

Мы помним, как всё начиналось: История западной России

Image - Exclav.Ru
Image - Exclav.Ru
Фото: exclav.ru

В средствах массовой информации сейчас довольно активно обсуждается учебный курс «История Западной России», преподаваемый в школах Калининградской области. Создателей курса обвиняют в формировании сепаратистских настроений у калининградской молодежи. Курс существует уже десять лет, и нужно напомнить читателям, что ещё десять лет назад его содержание обсуждалось в патриотических кругах Калининграда.




Рабочая группа «История Западной России» общественной организации Калининградский патриотический форум даже выпустила несколько сборников аналитических материалов по данной теме. Надо отметить, что работа Калининградского патриотического форума имела определенные результаты. Критика учебного курса, хотя далеко не в полном объеме, была учтена Министерством образования Калининградской области при создании действующих ныне учебников. Без этой критики курс «История Западной России» мог быть ещё более вредоносным. В свете последних событий видится полезным напомнить содержание первого сборника аналитических материалов, опубликованного ещё в 2007 году. Естественно, надо учитывать, что эти материалы обсуждались и были опубликованы десять лет назад. Итак, как всё начиналось?

 

 

В школы Калининградской области вводится курс «История западной России. Калининградская область. История края». Эксперимент начался 1.09.2006 г. в каком-то авральном порядке, причины которого не совсем ясны. Учебно-методического комплекса по истории края в школах области на сегодня нет. Заявлено, что он только «будет создан в ближайшее время» и включит в себя «программное обеспечение, учебное пособие (учебник) для учащихся и учебное пособие для учителей, методические рекомендации по календарно-тематическому планированию, рабочие тетради и комплекс информационно-справочных материалов на мультимедийных носителях». В связи с дефицитом времени «было признано целесообразным подготовить, утвердить и издать программу по истории края и учебное пособие для учителей» из нескольких частей. Несмотря на отсутствие учебно-методического комплекса в эксперимент с сентября 2006 года включено 36 школ области (в каждом муниципальном образовании есть хоть одна такая школа). В эксперименте участвуют 55 учителей и 2250 детей. 

 

С чем Министерство образования Калининградской области начало очередной эксперимент? Что было предложено школам к началу учебного года?

 

1). «Программа общего образования по истории края» (авторы-составители Г.В. Кретинин, Н.А. Строганова, - Калининград: Издательство РГУ им. И. Канта, 2006. - 59 с., тираж 300 экз.)

 

2). Кретинин Г.В. «История западной России. Калининградская область: история края. Часть I. С древнейших времён до начала XIX века». (учебное пособие для учителей общеобразовательных школ, Калининград: издательство РГУ им. И. Канта, 2006. – 217 с. тираж 200 экз.)

 

3). Клемешев А.П., Федоров Г.М., Зверев Ю.М. «История западной России. Калининградская область: история края. 1991-2006 годы». (предназначено для учителей истории общеобразовательных школ, может быть использовано преподавателями, студентами, специалистами, интересующимся развитием Калининградской области. Калининград: издательство РГУ им. И. Канта, 2006. – 120 с. тираж 150 экз.)

 

Следует предположить, что должны существовать учебные пособия для учителей на период с начала  XIX века до 1945 года, и с 1945 по 1991 гг. Однако, о наличии этих пособий пока сведений нет. Возможно, эти учебные пособия находятся в стадии написания.

 

Нет сомнения, что разработанные и изданные в условиях дефицита времени программа и учебные пособия обязаны иметь определённые недостатки. Есть серьёзные сомнения, что программа и учебные пособия не несут на себе отпечатка субъективных идей, мировоззрения авторов. Ведь «история – это политика, обращённая в прошлое». Пользу или вред принесёт столь поспешное введение данного курса? Имеет смысл проанализировать программу и учебные пособия.

 

Программу разрабатывали вроде бы специалисты, знающие требования к подобным разработкам. Поэтому мы не будем анализировать её структуру и т.д. Прежде всего посмотрим на распределение учебного времени. Программа (основное общее образование) рассчитана на 136 часов (в VI, VII, VIII, IX классах – по 34 часа из расчёта один учебный час в неделю). Резерва свободного времени не предусмотрено. Для реализации авторских подходов, использования различных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий предлагается воспользоваться резервом свободного времени за счёт предмета «История» по базисному учебному плану.  Это означает, что по усмотрению учителя к 34 часам учебного времени учитель на своё усмотрение может добавить 2, 4 а то и 25 часов резерва.

 

Следует учесть, что федеральный компонент включает в себя «Историю России» и «Всеобщую историю». Общая картина вырисовывается следующая: для VI класса, например: «История России» - 30 часов, «Всеобщая история» - не менее 75 часов, «Древнейшее прошлое края, древняя история и Средневековье Юго-Восточной Прибалтики – не менее 34 часов. (Введение в учебную дисциплину – 1 час; древнейшая история края – 2 часа; древняя история края – 2 часа; пруссы – 3 часа; начало христианизации и проникновение немецких орденов в Юго-Восточную и Восточную Прибалтику – 4 часа; Тевтонский орден в Пруссии – 22 часа). Таким образом, наблюдается удивительная картина: даже не учитывая «Всеобщую историю», обнаруживаем, что на изучение истории конкретного чужого государства школьникам отводится больше учебного времени (34 часа) чем на изучение истории России (30 часов)! А если учитель воспользуется ещё и резервом свободного времени в пользу Тевтонского ордена? Подобная картина распределения учебного времени наблюдается и в других классах.

 

Предварительный вывод:

 

Внедрение «Истории Западной России» в качестве регионального компонента в нынешнем объёме (34 часа в год) неизбежно будет способствовать воспитанию у учащихся сепаратизма и прогерманской ориентации.

 

Такую ли цель ставили авторы-составители программы Г.В. Кретинин и Н.А. Строганова? Вроде бы нет. На стр. 9 программы ими указано: «Изучение истории края направлено на воспитание у детей чувства  патриотизма (? – и для этого в VI классе нужно 22 часа посвятить изучению истории Тевтонского ордена в Пруссии - ?! а в VII классе 8 часов посвятить теме «Герцогство Пруссия», и 10 часов – теме «Превращение Пруссии в провинцию Бранденбургско-Прусского государства» и т.д.!?), воспитания у них понимания необходимости исторической преемственности поколений (фраза возвышенно-туманная и непонятная); убеждённости в том, что Калининградская область была, есть и останется неотъемлемой частью Российской Федерации (22-мя часами истории Тевтонского ордена эту убеждённость не воспитаешь, скорее наоборот), а также понимания основ культуры межгосударственных отношений (как в «Семнадцати мгновениях весны» - главная фраза произносится в последний момент)».

 

Достижение этих целей авторы-составители Г.В. Кретинин и Н.А. Строганова считают возможным при решении следующих задач (стр.9):

 

- приобщение во время изучения курса истории края к основам духовных, нравственных, художественных, материальных и других культурных традиций региона; (Задача сформулирована замечательно. Но, к каким конкретно духовным традициям региона хотят составители приобщить учащихся? К традициям Тевтонского католического ордена, «огнём и мечом», по выражению Петра из Дусбурга, покорившего эту землю? К традициям лютеран и реформатов? К традициям миссионерского кёнигсбергского университета, созданного именно с целью распространения протестантизма в соседних православных и католических регионах? К политике «Культуркампф» Бисмарка? К агрессивно-воинственным традициям прусской армии, проявившимся в войнах XIX-XX веков? И это при упорном бойкотировании министерством образования курса ОПК! Можно уверенно сказать, что в случае внедрения в школы области курса «История Западной России» учащиеся будут приобщены к культурным традициям чужого государства, и, соответственно, оторваны от культурных традиций России. Успешное решение этой задачи вызовет усиление сепаратизма прогерманской ориентации).


- формирование патриотической убеждённости учащихся, воспитание в их сознании нравственных идеалов; (даже беглый взгляд на распределение учебного времени показывает, что вместо патриотизма будет воспитываться сепаратизм и германофильство. Содержание программы противоречит поставленной задаче).


- сохранение исторической памяти, воспитание уважения к прошлому своего и других народов, несмотря на отсутствие глубоких исторических корней на этой земле; (а зачем так настойчиво программировать себя и учащихся в отсутствии глубоких исторических корней на этой земле, тем более, что это не совсем верно?)

 

- изучение учащимися основных принципов межгосударственного, международного общения ;

 

- формирование навыков использования полученных знаний и представлений об исторически сложившейся региональной социальной системе в реальной общественной жизни. (проговорились: внедрение в систему образования курса «История Западной России» служит решению конкретной задачи: взращенные на школьной скамье сепаратисты и германофилы свои знания и представления неизбежно будут использовать в реальной общественной жизни. Как можно использовать эти взгляды и представления? Только одним способом: способствовать отделению Калининградской области от России!)

 

Предварительный вывод:

 

Заявленные составителями цели и задачи программы курса «История Западной России» недостижимы. В случае реализации программы результат может быть прямо противоположный целям и задачам программы.

 

Нам неизвестно, чтобы ещё в какой либо области России ввели в качестве регионального компонента углубленное краеведение с 6 по 11 класс в объёме, превышающем или сопоставимым с «Историей России». Это и понятно: преподавание в таком объёме местной истории, например, в Ростовской области, в Волгоградской области, в Ставропольском или Краснодарском краях неизбежно вызовет в соответствующих регионах рост казачьего сепаратизма, антимосковские настроения. То же самое произойдёт в областях Сибири и Дальнего Востока. Даже в коренных российских областях, бывших некогда удельными княжествами (Новгород, Псков, Тверь, Рязань, Смоленск) усиленное преподавание краеведения вызовет антимосковские настроения. Преступность этой идеи, разрушительность её для России понимают везде, в том числе и в национальных республиках. Даже в Татарстане не стали вводить в качестве регионального компонента «Историю Татарии», а ограничились углубленным изучением татарского языка.

 

Есть смысл проанализировать «Программу общего образования по истории края», а затем и те учебные пособия, которые уже изданы и получили гриф «Утверждено министерством образования Калининградской области в качестве учебного пособия для учителей общеобразовательных школ». Прежде всего – программу.

 

Важнейшим техническим недостатком программы видится то, что она составлена с «использованием программы для студентов исторического факультета РГУ им. Канта «История края с основами исторического краеведения» (составители – М.А. Клемешева и В.Н. Маслов)». Дело не только в том, что университет имени Канта прославился германофильством. По сути, школьников, начиная с VI класса (вариант – с V класса), авторы-составители предлагают учить по программе, предназначенной для студентов университета, либо мало от неё отличающейся! По крайней мере, отведение 22 часов на изучение Тевтонского ордена в VI (или даже в V) классе – это из университетской программы, это явная перегрузка для школьника. Более того, студентам на изучение этого материала отводится меньшее время. Авторы-составители явно не в ладах с действительностью. Нет уверенности, что Кретинин, например, работал в школе учителем истории. Впечатление такое, что он немного не представляет, что и в каком объёме можно дать ученику VI класса, поэтому и загружает в программу темы, достойные студентов университета. Причём, студентов-историков, т.е. узких специалистов. Не филологов, не правоведов, не экологов, не студентов иной специализации. Некоторое изумление вызывает утверждение подобной программы Министерством образования Калининградской области. Изумление, конечно, самим Министерством образования, утвердившим такую программу. Но, повторим, речь пока идёт о техническом недостатке программы.

 

Предварительный вывод:


Программа курса «История Западной России», разработанная на основе программы для студентов исторического факультета РГУ им. Канта, излишне сложна для школьников.

 

Более важным представляется следующее… Историю региона можно изучать с разных точек зрения. И, соответственно, воспитывать у учащихся разные варианты мировоззрения. Выделим три возможных точки зрения.

- Во-первых, можно акцентировать культурно-историческую связь этого региона с Россией, использовав для этого все возможные события, все возможные исторические даты, всех возможных исторических лиц. Такой подход способствовал бы в максимальной степени достижению декларированных в программе целей: воспитание у учащихся «чувства патриотизма» и «убеждённости в том, что Калининградская область была, есть и будет неотъемлемой частью Российской Федерации»

- Второй вариант: можно сделать акцент на российско-германские связи на примере истории данного региона. Такой подход позволил бы достичь цели «понимания учащимися основ культуры межгосударственных отношений». Впрочем, первый и второй варианты отнюдь не исключают друг друга. Их можно и нужно было использовать одновременно.

- Но возможен и третий вариант - упор на преподавание истории Восточной Пруссии вне связи региона с Россией, не рассматривая особо примеры российско-германского сотрудничества, намеренно замалчивая некоторые темы. Преподавание по третьему варианту не позволяет достичь декларированных в программе целей, зато позволит усилить в регионе сепаратистские настроения. Естественно, важно выяснить, по какому варианту составлялись программа и учебные пособия.

 

Следует учесть, что программа устанавливает распределение учебного времени в рамках трёх этапов (V-VI, VII-VIII и IX классы). Эти этапы соответственно: «Древнейшая история, древняя история и Средневековье Юго-Восточной Прибалтики», «Новая история края (XVI-начало XX вв.)» и «Новейшая история региона. Создание и развитие Калининградской области. Калининградская область на рубеже XX-XXI вв. – российский эксклав». Львиную долю третьего этапа, составляет материал, касающийся Калининградской области в составе Российской Федерации (32 часа).

 

  ПРОГРАММА КУРСА

общего образования по истории края

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

(136 часов)

 

Анализ показывает, что «Древнейшую историю, древнюю историю и Средневековье Юго-Восточной Прибалтики» авторы-составители программы предлагают преподавать как историю чужого государства, то есть по третьему варианту. Основной объём времени занимает «Средневековый период истории края» (26 часов). Соответственно на темы: «Начало христианизации и проникновения немецких орденов в Юго-Восточную и Восточную Прибалтику» отводится 4 часа, а на «Тевтонский орден в Пруссии» - 22 часа. Таким образом, практически весь шестой (вариант: пятый-шестой) класс учащиеся будут изучать Тевтонский орден. Его устройство, историю будут знать лучше, чем историю Древней и Средневековой Руси. Таким образом, уже в VI (и даже в V) классе начинается воспитание сепаратиста, создание у школьников менталитета, отличного от общероссийского.

 

Тем, раскрывающих связь региона с Русью, на данном этапе распределения учебного времени практически не предусмотрено. Даже немногие указанные в программе темы «пруссоцентричны»: «Древняя Пруссия и Древняя Русь», «Ятвяги и Древняя Русь», «Борьба меченосцев с русскими князьями»… Такая формулировка тем противопоставляет регион и Древней Руси, и сегодняшней России. Кроме того, она подразумевает отсутствие какой-либо активности Руси в Юго-Восточной Прибалтике. Мол, пруссы, ятвяги и крестоносцы контактировали с Русью, но не наоборот.

 

Феноменально, но составители программы «забыли» одну выдающуюся тему: князь Рюрик с братьями пришёл на Русь из Пруссии (Об этом упоминается в Западнорусских летописях, в «Степенной книге» 16 века, в «Синопсисе» Иннокентия Гизеля. Об этом, как о достоверном факте, писали историки Ломоносов, Щербатов Карамзин). Тема крайне выигрышна для подчёркивания культурно-исторических связей между Древней Русью и Пруссией, но именно она и пропущена авторами-составителями.

 

Предварительный вывод:

 

В VI (вариант – в V) классе школьники Калининградской области будут изучать историю чужого государства. Уже с VI (вариант – с V) класса калининградские школы начнут воспитание сепаратистов.

 

Анализ показывает, что «Новую историю края» (68 часов) (это – седьмой и восьмой классы) авторы-составители также предлагают преподавать как историю чужого государства. Так в разделе «Герцогство Пруссия (1525-1618)» (8 часов) полностью отсутствуют российские темы. Единственная: «Регентство в обмен на участие в походе на Москву во время российской Смуты». Но и эта тема касается России лишь опосредовано. Возможность преподавать в основном связи региона с Россией и деятельность россиян в Восточной Пруссии упускается.

 

Нет тем: Адам Зерникав и Иннокентий Гизель; первые православные общины в Кенигсберге (1655 г. и последующие годы); Мемельская торговля с Западной Русью (речной путь по Неману); деятельность Василия Квасовского и его типографии, печатавшей в Кенигсберге книги на русском языке; попытка брестских монахов создания в Кенигсберге духовного центра в начале XVIII века; деятельность российского флота (проход галерной эскадры внутренними водами Восточной Пруссии в 1716 г. и обратно в 1717 г.), выгрузка осадной артиллерии в Пиллау в 1734 г. и переброска её по территории Пруссии к Гданьску.

 

Норманскую теорию (стр. 18) следовало бы дополнить и парировать теорией Ломоносова о происхождении Рюрика из славянской земли Порусье, вспомнить «Синопсис» Гизеля и западнорусские летописи; а также позднейшие работы российских историков, например, Карамзина (происхождение Рюрика из Пруссии). Авторы-составители программы сами могут, конечно, быть сторонниками норманнской теории, но элементарная объективность требует раскрыть и иную точку зрения, тем более, что она связана именно с изучаемым регионом. Этого же требуют и интересы государства Российского.

 

Семилетнюю войну следует дополнить действиями российского флота (тем более, что область морская, даже, можно сказать, военно-морская). Отсутствует тема православных церквей в Кенигсберге, Пиллау и Мемеле в годы Семилетней войны. Совершенно незаслуженно забыт Андрей Болотов.

 

Не выделена тема «Новой Восточной Пруссии», т.е. белорусских, польских и литовских земель, включенных в составе Пруссии после третьего раздела Польши. С 1795 по 1807 гг. гражданами Пруссии было довольно большое число православных, старообрядцев и униатов Белостоцкого округа, со всеми вытекающими проблемами прусского правительства: секуляризация церковной собственности, имущества монастырей, подготовка духовенства, работа по созданию в Пруссии православной епархии и т.д. Для решения задачи изучения учащимися основных принципов межгосударственного, международного общения эта тема была бы полезна. Понятно, что эта тема неизбежно показывает агрессивное стремление Пруссии расширить свою территорию на Восток, но зачем замалчивать то, что было? Тем более, что в последние два десятилетия слишком много сил и средств было брошено на воспитание у местного русского населения чувства вины за включение нынешней территории Калининградской области в состав СССР в 1945 году. Очень полезно запомнить факты попыток Пруссии захватить славянские земли на востоке.


Стр. 19. Отсутствует тема действия в 1813 году галерной эскадры в Гданьском заливе и её зимовки в Кенигсберге. Авторы программы российский военно-морской флот не замечают, так же как и русскую православную церковь. Это несколько обедняет программу.

Совершенно отсутствует тема поселения в Восточной Пруссии русских старообрядцев (1825 г. и далее), создания сёл, монастырей, деятельности Павла Прусского, типографии Константина Голубова, издания «Истины». Православные темы авторы принципиально замалчивают. Тема старообрядцев в Восточной Пруссии даёт исключительно полезный пример межнациональных отношений. Она бы способствовала достижению целей программы, но именно её авторы-составители не пожелали в программу включить.

 

Отсутствует тема строительства военных кораблей для российского военно-морского флота (1876-1914 гг.). Эта тема также была бы полезна для решения задачи изучения основных принципов межгосударственных, международных отношений. Отсутствие её в программе подтверждает какое-то предвзято отрицательное отношение авторов-составителей к российскому военно-морскому флоту.

 

Отсутствует тема переговоров в Роминтене в 1905 году Витте и Вильгельма II. Принципы построения международных отношений в Европе, декларированные в Роминтене, исключительно важны сегодня.

 

Отсутствует тема Восточной Пруссии, как тыловой базы Западной Русской армии Бермонт-Авалова (1919 г.). Отступление русской армии Бермонт-Авалова на территорию Восточной Пруссии и её интернирование. Раскрытие данной темы позволило бы достичь той же цели: «понимание основ культуры межгосударственных отношений». Это всё-таки очень интересный пример военного российско-германского сотрудничества.

 

Предварительный вывод:


Воспитание сепаратистов будет продолжено в VII-VIII классах. Авторы-составители программы отказались от ряда тем, раскрывающих российское культурное, политическое и военное присутствие в регионе; отказались от ряда тем, раскрывающих плодотворное российско-германское сотрудничество. Авторы-составители пошли по варианту преподавания истории чужого государства.

 

Новейшая история региона (34 часа)

 

Не касаясь пока советского периода истории региона, обратим внимание на раздел «Восточная Пруссия в период Веймарской республики. Вторая мировая война (2 часа)». Опять перед нами - история чужого государства. Естественно, ни слова не сказано о Николае Арсеньеве, в течение 24 лет работавшем профессором Кенигсбергского университета. Чувствуется, что в РГУ им. Канта люто ненавидят этого всемирно известного русского человека. Угораздило же поручить разработку программы именно представителям этого университета, прославившегося германофильскими настроениями. Можно вспомнить 2005 год, когда в ожесточённой борьбе университет добился права на своё нынешнее название. В этой борьбе калининградский университет принципиально отказался от возможности носить имя Арсеньева. Как видим, борьба против великого русского философа продолжается и сегодня: негласный запрет на всякое о нём упоминание!

 

Естественно, ни слова в программе о православных христианах в Восточной Пруссии в период между мировыми войнами, о праздновании 100-летия поселения русских старообрядцев на Мазурах. Ни слова и о православных христианах на территории Восточной Пруссии в годы второй мировой войны. Нет темы бегства русских из Литвы в Восточную Пруссию в 1940 году, после введения в Прибалтику советских войск. В качестве примеров можно привести семью князя Васильчикова, лидера старообрядцев в Польше Пимонова и других известных людей. С другой стороны – отсутствует тема включения в состав Восточной Пруссии Сувалкского края, переименования города Сувалки в Судауэн; насильственного интернирования немецкими властями оттуда в 1941 году в СССР русских и белорусов; поселение в их жилищах немецких колонистов; уничтожение немецкими колонистами в Сувалкском регионе русского крестьянского быта и уклада жизни. Полезно было бы также раскрыть тему включения в 1941 году в состав Третьего Рейха Гродненской области с планами последующего изгнания местных жителей и заселения территории немцами. Данная тема полезна тем, что может несколько парировать обвинения по поводу выселения немецкого населения из Калининградской области и страсти по поводу переименования Кенигсберга в Калининград. Первые начали присоединять чужую территорию, переименовывать славянские города и выселять коренное русское население сами немцы! Замалчивание этой темы играет на руку местным сепаратистам, но можно ли было ожидать чего иного от разработчиков из университета имени Канта?!

 

Данные замечания касаются только наиболее заметных тем, авторами-составителями сознательно либо несознательно пропущенными. Увы, даже поверхностный анализ показывает:


авторы-составители программы в целом пошли по третьему варианту, предложив преподавать историю чужого государства. Они отказались от многих тем, акцентирующих культурно-исторические связи региона с Россией, а также от тем российско-прусских связей. Можно сделать вывод, что преподавание по данной программе в её нынешнем виде будет воспитывать сепаратистов. Благодаря преподаванию курса «История Западной России» школьники Калининградской области обязаны будут приобрести особый менталитет, отличный от общероссийского.

 

(Калининградский патриотический форум, сектор образования, рабочая группа «История Западной России». Аналитические материалы по курсу «История Западной России», сборник первый, Калининград, 2007 год, стр.5-16).

 

Материал подготовлен
рабочей группой КРОД "Калининградский патриотический форум"
по курсу "История Западной России"
Image - Exclav.RuВ средствах массовой информации сейчас продолжает обсуждаться учебный курс «История Западной России», преподаваемый в школах Калининградской области.
19.07.2017 Exclav.Ru
Image - Exclav.RuСамые яркие цитаты с круглого стола о "концептуальной ошибочности" школьного краеведческого курса "История западной России"   Ректор БФУ им.
12.07.2017 Exclav.Ru
Image - Exclav.RuНиколай Стариков   В современном нашем образовании проблем немало. Если их свести к нескольким главным, то получится три проблемы: кто, как (тут и проблема ЕГЭ) и чему учит.
11.07.2017 Exclav.Ru
На площади Победы в Калининграде загорелась ёлка - ИА Русский Запад   © Фото: Алексей Шабунин     Площадь Победы в Калининграде 16 декабря 2017 года в 17:18 на площади Победы в Калининграде загорелась искусственная ёлка.
17.12.2017 ИА Русский Запад
Глава Приморского городского поселения Игорь Коваль заявил, что на него напали полицейские.
17.12.2017 NewKaliningrad.Ru
Самому длинному мосту в России выбрали имя - Калининградская ГТРКНа сайте «Назовимост.рф» завершилось онлайн-голосование за название моста в Крым.
17.12.2017 Калининградская ГТРК
Image - Exclav.RuМеждународный олимпийский комитет (МОК) запретил нашим спортсменам, которые планируют выступать на Олимпийских играх 2018 года, размещать где-либо у себя на форме российскую символику.
17.12.2017 Exclav.Ru
Глава МИД Британии Борис Джонсон сравнил Россию со Спартой. Об этом он заявил в интервью Sunday Times пишет "РИА Новости" .
17.12.2017 Klops.Ru
   © Фото: Анна Михайлова     В Калининграде и Санкт-Петербурге бойцы Росгвардии к ЧМ-2018 пройдут базовый курс английского языка.
17.12.2017 ИА Русский Запад
Image - Exclav.RuПрокуратура Калининградской области завершила проверку в лицее 49 Калининграда.
14.12.2017 Exclav.Ru
Cудно «Виктор Пацаев» остаётся в Калининграде как филиал парка «Патриот» - Калининградская ГТРКНаучно-исследовательское судно «Виктор Пацаев» остаётся в Калининграде в качестве музейного объекта.
17.12.2017 Калининградская ГТРК
Почти 80% опрошенных российских предпринимателей сталкивались с коррупцией за последние полгода.
17.12.2017 NewKaliningrad.Ru
Калининградцы собирают подписи в поддержку директора лицея №49 Людмилы Осиповой, которой грозит увольнение после скандального мероприятия.
17.12.2017 Klops.Ru
В Калининграде двое мужчин, подозреваемых в мошенничестве, объявлены  розыск - ИА Русский Запад   © Фото: УМВД России по Калининградской области     Трифонов Юрий Константинович 04.08.1991 года рождения и Бабанов Сергей Сергеевич 05.04.
17.12.2017 ИА Русский Запад
На турбазе под Калининградом обнаружены 7 артиллерийских снарядов - FreeKaliningrad.RuВ субботу, 16 декабря, во время строительных работ на турбазе «Чайка» в Ладушкинском округе обнаружены семь130-мм артиллерийских снарядов времен Великой Отечественной войны.
17.12.2017 FreeKaliningrad.Ru
Алиханов презентовал Калининградскую область в Youtube (видео) - ИА Русский Запад   © Фото: Пётр Старцев     Губернатор Калининградской области Антон Алиханов на ремонте Высокого моста Губернатор Калининградской области Антон Алиханов презентовал Калининградскую область в Youtube .
15.12.2017 ИА Русский Запад
Экс-министра экономического развития Алексея Улюкаева признали виновным в получении взятки.
15.12.2017 Klops.Ru
Правительство России дополнило правила дорожного движения (ПДД) пунктом, который обязывает водителей надевать светоотражающие куртку или жилет в случае вынужденной остановки автомобиля вне населенных пунктов при выходе и
17.12.2017 Exclav.Ru
Алиханов: обоснования моста через залив нужно поднимать из архивов - ИА Русский Запад   © Фото: Канал телекомпании "Россия. Калининград" в социальной сети Youtube     Антон Алиханов на прямой линии в МФЦ для бизнеса, 14 декабря 2017 года Губернатор Антон Алиханов заявил,
15.12.2017 ИА Русский Запад
На «Межколхозной промысловой базе» в Светлом сегодня спустили на воду новый рыболовецкий траулер.
15.12.2017 Rugrad.Eu
Калининградские полицейские задержали подозреваемых в ограблении магазина элитных напитков - Калининградская ГТРККалининградские полицейские задержали подозреваемых в ограблении магазина элитных напитков, расположенного на улице Куйбышева.
15.12.2017 Калининградская ГТРК
JPG Файл - УМВД Калининградской областиОтдел полиции № 3 УМВД России по Калининграду разыскивает Трифонова Юрия Константиновича 04.08.1991 года рождения и Бабанова Сергея Сергеевича 05.04.1993 года рождения,
16.12.2017 УМВД Калининградской области
Ленинградский районный суд решил взыскать с ООО «ЖЭУ-23» 83,7 тыс. руб. в пользу жителя Калининграда в качестве возмещения ущерба за поврежденный автомобиль.
18.12.2017 Rugrad.Eu
На площади Победы в Калининграде загорелась ёлка - ИА Русский Запад   © Фото: Алексей Шабунин     Площадь Победы в Калининграде 16 декабря 2017 года в 17:18 на площади Победы в Калининграде загорелась искусственная ёлка.
17.12.2017 ИА Русский Запад
В Калининграде двое мужчин, подозреваемых в мошенничестве, объявлены  розыск - ИА Русский Запад   © Фото: УМВД России по Калининградской области     Трифонов Юрий Константинович 04.08.1991 года рождения и Бабанов Сергей Сергеевич 05.04.
17.12.2017 ИА Русский Запад
Итальянцы в «Заре»: в Калининграде в шестой раз пройдет фестиваль кино N.I.C.E. - ИА Русский Запад   © Фото: кинотеатр "Заря"     21-24 декабря 2017 года в кинотеатре «Заря» в Калининграде в шестой раз пройдет фестиваль итальянского кино N.I.C.E.
17.12.2017 ИА Русский Запад
С ПУТИ К СОЦИАЛИЗМУ НЕ СВЕРНЁМ - КПРФУважаемые товарищи! Друзья! В череде дел и событий как-то по-особому быстро летит время.
16.12.2017 КПРФ
В Кафедральном соборе выступят звезды мировой музыкальной сцены - FreeKaliningrad.RuВ Кафедральном соборе продолжается фестиваль «Декабристские вечера». 22 декабря в 19:00 состоится главный фестивальный концерт - «Сон Вагнера» - с участием звезд музыкальной сцены: солистки Михайловского театра,
16.12.2017 FreeKaliningrad.Ru
IMG_0839.JPG - Страна Калининград
Бывшая Кёнигсбергская биржа на пороге перемен
Решение о переезде Музея изобразительных искусств (прежде он назывался Художественной галереей.
Страна Калининград
Ученики студии ставят спектакли и показывюат их на разных городскиъ сценах .jpg - Страна Калининград
Калининградец поменял бухгалтерию на театр
Мы продолжаем рассказывать о предпринимателях, которые, несмотря на кризис и другие сложности, начали свой бизнес.
Страна Калининград
11-IMG_4469.jpg - Страна Калининград
Рядом со знаменитым Кунстхалле появится торговый центр
Первая попытка построить торговый центр рядом с бывшим Кунстхалле на улице Баранова была предпринята несколько лет назад.
Страна Калининград
Владимир Жириновский вдохновил хоккейную сборную России на победу - ЛДПРСегодня сборная России по хоккею в шестой раз встретилась с национальной командой Канады в рамках Евротура.
16.12.2017 ЛДПР
Калининградки с подмосковным трофеем /  Фото: kld-sport.ru Главный сезонный старт среди региональных сурдлимпийских команд проводился в Дмитрове и собрал 14 коллективов.
17.12.2017 Калининград.Ru
   © Фото: Анна Михайлова     В Калининграде и Санкт-Петербурге бойцы Росгвардии к ЧМ-2018 пройдут базовый курс английского языка.
17.12.2017 ИА Русский Запад
Спортафиша 14–17 декабря (четверг-воскресенье)
14–15 декабря (четверг-пятница) Зимнее первенство области по фигурному катанию на коньках «Зимняя сказка».
Страна Калининград
Где можно получить паспорт болельщика
Первые пять центров выдачи персонифицированных карт зрителей открылись в городах – организаторах ЧМ-2018.
Страна Калининград
«Золотая Комета» вырвала победу в золотом сете
Обычно своеобразной «разминкой» для мужских команд выступает розыгрыш кубка области или суперкубка, но в этом году ситуация кардинально изменилась.
Страна Калининград
На площади Победы в Калининграде загорелась ёлка - ИА Русский Запад   © Фото: Алексей Шабунин     Площадь Победы в Калининграде 16 декабря 2017 года в 17:18 на площади Победы в Калининграде загорелась искусственная ёлка.
17.12.2017 ИА Русский Запад
Глава Приморского городского поселения Игорь Коваль заявил, что на него напали полицейские.
17.12.2017 NewKaliningrad.Ru
Самому длинному мосту в России выбрали имя - Калининградская ГТРКНа сайте «Назовимост.рф» завершилось онлайн-голосование за название моста в Крым.
17.12.2017 Калининградская ГТРК
Image - Exclav.RuМеждународный олимпийский комитет (МОК) запретил нашим спортсменам, которые планируют выступать на Олимпийских играх 2018 года, размещать где-либо у себя на форме российскую символику.
17.12.2017 Exclav.Ru
Глава МИД Британии Борис Джонсон сравнил Россию со Спартой. Об этом он заявил в интервью Sunday Times пишет "РИА Новости" .
17.12.2017 Klops.Ru