Новости города БезФормата.Ru
Калининград
Главные новости
 
Задать вопрос?

Мы помним, как всё начиналось: История западной России

Image - Exclav.Ru
Image - Exclav.Ru
Фото: exclav.ru

В средствах массовой информации сейчас довольно активно обсуждается учебный курс «История Западной России», преподаваемый в школах Калининградской области. Создателей курса обвиняют в формировании сепаратистских настроений у калининградской молодежи. Курс существует уже десять лет, и нужно напомнить читателям, что ещё десять лет назад его содержание обсуждалось в патриотических кругах Калининграда.




Рабочая группа «История Западной России» общественной организации Калининградский патриотический форум даже выпустила несколько сборников аналитических материалов по данной теме. Надо отметить, что работа Калининградского патриотического форума имела определенные результаты. Критика учебного курса, хотя далеко не в полном объеме, была учтена Министерством образования Калининградской области при создании действующих ныне учебников. Без этой критики курс «История Западной России» мог быть ещё более вредоносным. В свете последних событий видится полезным напомнить содержание первого сборника аналитических материалов, опубликованного ещё в 2007 году. Естественно, надо учитывать, что эти материалы обсуждались и были опубликованы десять лет назад. Итак, как всё начиналось?

 

 

В школы Калининградской области вводится курс «История западной России. Калининградская область. История края». Эксперимент начался 1.09.2006 г. в каком-то авральном порядке, причины которого не совсем ясны. Учебно-методического комплекса по истории края в школах области на сегодня нет. Заявлено, что он только «будет создан в ближайшее время» и включит в себя «программное обеспечение, учебное пособие (учебник) для учащихся и учебное пособие для учителей, методические рекомендации по календарно-тематическому планированию, рабочие тетради и комплекс информационно-справочных материалов на мультимедийных носителях». В связи с дефицитом времени «было признано целесообразным подготовить, утвердить и издать программу по истории края и учебное пособие для учителей» из нескольких частей. Несмотря на отсутствие учебно-методического комплекса в эксперимент с сентября 2006 года включено 36 школ области (в каждом муниципальном образовании есть хоть одна такая школа). В эксперименте участвуют 55 учителей и 2250 детей. 

 

С чем Министерство образования Калининградской области начало очередной эксперимент? Что было предложено школам к началу учебного года?

 

1). «Программа общего образования по истории края» (авторы-составители Г.В. Кретинин, Н.А. Строганова, - Калининград: Издательство РГУ им. И. Канта, 2006. - 59 с., тираж 300 экз.)

 

2). Кретинин Г.В. «История западной России. Калининградская область: история края. Часть I. С древнейших времён до начала XIX века». (учебное пособие для учителей общеобразовательных школ, Калининград: издательство РГУ им. И. Канта, 2006. – 217 с. тираж 200 экз.)

 

3). Клемешев А.П., Федоров Г.М., Зверев Ю.М. «История западной России. Калининградская область: история края. 1991-2006 годы». (предназначено для учителей истории общеобразовательных школ, может быть использовано преподавателями, студентами, специалистами, интересующимся развитием Калининградской области. Калининград: издательство РГУ им. И. Канта, 2006. – 120 с. тираж 150 экз.)

 

Следует предположить, что должны существовать учебные пособия для учителей на период с начала  XIX века до 1945 года, и с 1945 по 1991 гг. Однако, о наличии этих пособий пока сведений нет. Возможно, эти учебные пособия находятся в стадии написания.

 

Нет сомнения, что разработанные и изданные в условиях дефицита времени программа и учебные пособия обязаны иметь определённые недостатки. Есть серьёзные сомнения, что программа и учебные пособия не несут на себе отпечатка субъективных идей, мировоззрения авторов. Ведь «история – это политика, обращённая в прошлое». Пользу или вред принесёт столь поспешное введение данного курса? Имеет смысл проанализировать программу и учебные пособия.

 

Программу разрабатывали вроде бы специалисты, знающие требования к подобным разработкам. Поэтому мы не будем анализировать её структуру и т.д. Прежде всего посмотрим на распределение учебного времени. Программа (основное общее образование) рассчитана на 136 часов (в VI, VII, VIII, IX классах – по 34 часа из расчёта один учебный час в неделю). Резерва свободного времени не предусмотрено. Для реализации авторских подходов, использования различных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий предлагается воспользоваться резервом свободного времени за счёт предмета «История» по базисному учебному плану.  Это означает, что по усмотрению учителя к 34 часам учебного времени учитель на своё усмотрение может добавить 2, 4 а то и 25 часов резерва.

 

Следует учесть, что федеральный компонент включает в себя «Историю России» и «Всеобщую историю». Общая картина вырисовывается следующая: для VI класса, например: «История России» - 30 часов, «Всеобщая история» - не менее 75 часов, «Древнейшее прошлое края, древняя история и Средневековье Юго-Восточной Прибалтики – не менее 34 часов. (Введение в учебную дисциплину – 1 час; древнейшая история края – 2 часа; древняя история края – 2 часа; пруссы – 3 часа; начало христианизации и проникновение немецких орденов в Юго-Восточную и Восточную Прибалтику – 4 часа; Тевтонский орден в Пруссии – 22 часа). Таким образом, наблюдается удивительная картина: даже не учитывая «Всеобщую историю», обнаруживаем, что на изучение истории конкретного чужого государства школьникам отводится больше учебного времени (34 часа) чем на изучение истории России (30 часов)! А если учитель воспользуется ещё и резервом свободного времени в пользу Тевтонского ордена? Подобная картина распределения учебного времени наблюдается и в других классах.

 

Предварительный вывод:

 

Внедрение «Истории Западной России» в качестве регионального компонента в нынешнем объёме (34 часа в год) неизбежно будет способствовать воспитанию у учащихся сепаратизма и прогерманской ориентации.

 

Такую ли цель ставили авторы-составители программы Г.В. Кретинин и Н.А. Строганова? Вроде бы нет. На стр. 9 программы ими указано: «Изучение истории края направлено на воспитание у детей чувства  патриотизма (? – и для этого в VI классе нужно 22 часа посвятить изучению истории Тевтонского ордена в Пруссии - ?! а в VII классе 8 часов посвятить теме «Герцогство Пруссия», и 10 часов – теме «Превращение Пруссии в провинцию Бранденбургско-Прусского государства» и т.д.!?), воспитания у них понимания необходимости исторической преемственности поколений (фраза возвышенно-туманная и непонятная); убеждённости в том, что Калининградская область была, есть и останется неотъемлемой частью Российской Федерации (22-мя часами истории Тевтонского ордена эту убеждённость не воспитаешь, скорее наоборот), а также понимания основ культуры межгосударственных отношений (как в «Семнадцати мгновениях весны» - главная фраза произносится в последний момент)».

 

Достижение этих целей авторы-составители Г.В. Кретинин и Н.А. Строганова считают возможным при решении следующих задач (стр.9):

 

- приобщение во время изучения курса истории края к основам духовных, нравственных, художественных, материальных и других культурных традиций региона; (Задача сформулирована замечательно. Но, к каким конкретно духовным традициям региона хотят составители приобщить учащихся? К традициям Тевтонского католического ордена, «огнём и мечом», по выражению Петра из Дусбурга, покорившего эту землю? К традициям лютеран и реформатов? К традициям миссионерского кёнигсбергского университета, созданного именно с целью распространения протестантизма в соседних православных и католических регионах? К политике «Культуркампф» Бисмарка? К агрессивно-воинственным традициям прусской армии, проявившимся в войнах XIX-XX веков? И это при упорном бойкотировании министерством образования курса ОПК! Можно уверенно сказать, что в случае внедрения в школы области курса «История Западной России» учащиеся будут приобщены к культурным традициям чужого государства, и, соответственно, оторваны от культурных традиций России. Успешное решение этой задачи вызовет усиление сепаратизма прогерманской ориентации).


- формирование патриотической убеждённости учащихся, воспитание в их сознании нравственных идеалов; (даже беглый взгляд на распределение учебного времени показывает, что вместо патриотизма будет воспитываться сепаратизм и германофильство. Содержание программы противоречит поставленной задаче).


- сохранение исторической памяти, воспитание уважения к прошлому своего и других народов, несмотря на отсутствие глубоких исторических корней на этой земле; (а зачем так настойчиво программировать себя и учащихся в отсутствии глубоких исторических корней на этой земле, тем более, что это не совсем верно?)

 

- изучение учащимися основных принципов межгосударственного, международного общения ;

 

- формирование навыков использования полученных знаний и представлений об исторически сложившейся региональной социальной системе в реальной общественной жизни. (проговорились: внедрение в систему образования курса «История Западной России» служит решению конкретной задачи: взращенные на школьной скамье сепаратисты и германофилы свои знания и представления неизбежно будут использовать в реальной общественной жизни. Как можно использовать эти взгляды и представления? Только одним способом: способствовать отделению Калининградской области от России!)

 

Предварительный вывод:

 

Заявленные составителями цели и задачи программы курса «История Западной России» недостижимы. В случае реализации программы результат может быть прямо противоположный целям и задачам программы.

 

Нам неизвестно, чтобы ещё в какой либо области России ввели в качестве регионального компонента углубленное краеведение с 6 по 11 класс в объёме, превышающем или сопоставимым с «Историей России». Это и понятно: преподавание в таком объёме местной истории, например, в Ростовской области, в Волгоградской области, в Ставропольском или Краснодарском краях неизбежно вызовет в соответствующих регионах рост казачьего сепаратизма, антимосковские настроения. То же самое произойдёт в областях Сибири и Дальнего Востока. Даже в коренных российских областях, бывших некогда удельными княжествами (Новгород, Псков, Тверь, Рязань, Смоленск) усиленное преподавание краеведения вызовет антимосковские настроения. Преступность этой идеи, разрушительность её для России понимают везде, в том числе и в национальных республиках. Даже в Татарстане не стали вводить в качестве регионального компонента «Историю Татарии», а ограничились углубленным изучением татарского языка.

 

Есть смысл проанализировать «Программу общего образования по истории края», а затем и те учебные пособия, которые уже изданы и получили гриф «Утверждено министерством образования Калининградской области в качестве учебного пособия для учителей общеобразовательных школ». Прежде всего – программу.

 

Важнейшим техническим недостатком программы видится то, что она составлена с «использованием программы для студентов исторического факультета РГУ им. Канта «История края с основами исторического краеведения» (составители – М.А. Клемешева и В.Н. Маслов)». Дело не только в том, что университет имени Канта прославился германофильством. По сути, школьников, начиная с VI класса (вариант – с V класса), авторы-составители предлагают учить по программе, предназначенной для студентов университета, либо мало от неё отличающейся! По крайней мере, отведение 22 часов на изучение Тевтонского ордена в VI (или даже в V) классе – это из университетской программы, это явная перегрузка для школьника. Более того, студентам на изучение этого материала отводится меньшее время. Авторы-составители явно не в ладах с действительностью. Нет уверенности, что Кретинин, например, работал в школе учителем истории. Впечатление такое, что он немного не представляет, что и в каком объёме можно дать ученику VI класса, поэтому и загружает в программу темы, достойные студентов университета. Причём, студентов-историков, т.е. узких специалистов. Не филологов, не правоведов, не экологов, не студентов иной специализации. Некоторое изумление вызывает утверждение подобной программы Министерством образования Калининградской области. Изумление, конечно, самим Министерством образования, утвердившим такую программу. Но, повторим, речь пока идёт о техническом недостатке программы.

 

Предварительный вывод:


Программа курса «История Западной России», разработанная на основе программы для студентов исторического факультета РГУ им. Канта, излишне сложна для школьников.

 

Более важным представляется следующее… Историю региона можно изучать с разных точек зрения. И, соответственно, воспитывать у учащихся разные варианты мировоззрения. Выделим три возможных точки зрения.

- Во-первых, можно акцентировать культурно-историческую связь этого региона с Россией, использовав для этого все возможные события, все возможные исторические даты, всех возможных исторических лиц. Такой подход способствовал бы в максимальной степени достижению декларированных в программе целей: воспитание у учащихся «чувства патриотизма» и «убеждённости в том, что Калининградская область была, есть и будет неотъемлемой частью Российской Федерации»

- Второй вариант: можно сделать акцент на российско-германские связи на примере истории данного региона. Такой подход позволил бы достичь цели «понимания учащимися основ культуры межгосударственных отношений». Впрочем, первый и второй варианты отнюдь не исключают друг друга. Их можно и нужно было использовать одновременно.

- Но возможен и третий вариант - упор на преподавание истории Восточной Пруссии вне связи региона с Россией, не рассматривая особо примеры российско-германского сотрудничества, намеренно замалчивая некоторые темы. Преподавание по третьему варианту не позволяет достичь декларированных в программе целей, зато позволит усилить в регионе сепаратистские настроения. Естественно, важно выяснить, по какому варианту составлялись программа и учебные пособия.

 

Следует учесть, что программа устанавливает распределение учебного времени в рамках трёх этапов (V-VI, VII-VIII и IX классы). Эти этапы соответственно: «Древнейшая история, древняя история и Средневековье Юго-Восточной Прибалтики», «Новая история края (XVI-начало XX вв.)» и «Новейшая история региона. Создание и развитие Калининградской области. Калининградская область на рубеже XX-XXI вв. – российский эксклав». Львиную долю третьего этапа, составляет материал, касающийся Калининградской области в составе Российской Федерации (32 часа).

 

  ПРОГРАММА КУРСА

общего образования по истории края

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

(136 часов)

 

Анализ показывает, что «Древнейшую историю, древнюю историю и Средневековье Юго-Восточной Прибалтики» авторы-составители программы предлагают преподавать как историю чужого государства, то есть по третьему варианту. Основной объём времени занимает «Средневековый период истории края» (26 часов). Соответственно на темы: «Начало христианизации и проникновения немецких орденов в Юго-Восточную и Восточную Прибалтику» отводится 4 часа, а на «Тевтонский орден в Пруссии» - 22 часа. Таким образом, практически весь шестой (вариант: пятый-шестой) класс учащиеся будут изучать Тевтонский орден. Его устройство, историю будут знать лучше, чем историю Древней и Средневековой Руси. Таким образом, уже в VI (и даже в V) классе начинается воспитание сепаратиста, создание у школьников менталитета, отличного от общероссийского.

 

Тем, раскрывающих связь региона с Русью, на данном этапе распределения учебного времени практически не предусмотрено. Даже немногие указанные в программе темы «пруссоцентричны»: «Древняя Пруссия и Древняя Русь», «Ятвяги и Древняя Русь», «Борьба меченосцев с русскими князьями»… Такая формулировка тем противопоставляет регион и Древней Руси, и сегодняшней России. Кроме того, она подразумевает отсутствие какой-либо активности Руси в Юго-Восточной Прибалтике. Мол, пруссы, ятвяги и крестоносцы контактировали с Русью, но не наоборот.

 

Феноменально, но составители программы «забыли» одну выдающуюся тему: князь Рюрик с братьями пришёл на Русь из Пруссии (Об этом упоминается в Западнорусских летописях, в «Степенной книге» 16 века, в «Синопсисе» Иннокентия Гизеля. Об этом, как о достоверном факте, писали историки Ломоносов, Щербатов Карамзин). Тема крайне выигрышна для подчёркивания культурно-исторических связей между Древней Русью и Пруссией, но именно она и пропущена авторами-составителями.

 

Предварительный вывод:

 

В VI (вариант – в V) классе школьники Калининградской области будут изучать историю чужого государства. Уже с VI (вариант – с V) класса калининградские школы начнут воспитание сепаратистов.

 

Анализ показывает, что «Новую историю края» (68 часов) (это – седьмой и восьмой классы) авторы-составители также предлагают преподавать как историю чужого государства. Так в разделе «Герцогство Пруссия (1525-1618)» (8 часов) полностью отсутствуют российские темы. Единственная: «Регентство в обмен на участие в походе на Москву во время российской Смуты». Но и эта тема касается России лишь опосредовано. Возможность преподавать в основном связи региона с Россией и деятельность россиян в Восточной Пруссии упускается.

 

Нет тем: Адам Зерникав и Иннокентий Гизель; первые православные общины в Кенигсберге (1655 г. и последующие годы); Мемельская торговля с Западной Русью (речной путь по Неману); деятельность Василия Квасовского и его типографии, печатавшей в Кенигсберге книги на русском языке; попытка брестских монахов создания в Кенигсберге духовного центра в начале XVIII века; деятельность российского флота (проход галерной эскадры внутренними водами Восточной Пруссии в 1716 г. и обратно в 1717 г.), выгрузка осадной артиллерии в Пиллау в 1734 г. и переброска её по территории Пруссии к Гданьску.

 

Норманскую теорию (стр. 18) следовало бы дополнить и парировать теорией Ломоносова о происхождении Рюрика из славянской земли Порусье, вспомнить «Синопсис» Гизеля и западнорусские летописи; а также позднейшие работы российских историков, например, Карамзина (происхождение Рюрика из Пруссии). Авторы-составители программы сами могут, конечно, быть сторонниками норманнской теории, но элементарная объективность требует раскрыть и иную точку зрения, тем более, что она связана именно с изучаемым регионом. Этого же требуют и интересы государства Российского.

 

Семилетнюю войну следует дополнить действиями российского флота (тем более, что область морская, даже, можно сказать, военно-морская). Отсутствует тема православных церквей в Кенигсберге, Пиллау и Мемеле в годы Семилетней войны. Совершенно незаслуженно забыт Андрей Болотов.

 

Не выделена тема «Новой Восточной Пруссии», т.е. белорусских, польских и литовских земель, включенных в составе Пруссии после третьего раздела Польши. С 1795 по 1807 гг. гражданами Пруссии было довольно большое число православных, старообрядцев и униатов Белостоцкого округа, со всеми вытекающими проблемами прусского правительства: секуляризация церковной собственности, имущества монастырей, подготовка духовенства, работа по созданию в Пруссии православной епархии и т.д. Для решения задачи изучения учащимися основных принципов межгосударственного, международного общения эта тема была бы полезна. Понятно, что эта тема неизбежно показывает агрессивное стремление Пруссии расширить свою территорию на Восток, но зачем замалчивать то, что было? Тем более, что в последние два десятилетия слишком много сил и средств было брошено на воспитание у местного русского населения чувства вины за включение нынешней территории Калининградской области в состав СССР в 1945 году. Очень полезно запомнить факты попыток Пруссии захватить славянские земли на востоке.


Стр. 19. Отсутствует тема действия в 1813 году галерной эскадры в Гданьском заливе и её зимовки в Кенигсберге. Авторы программы российский военно-морской флот не замечают, так же как и русскую православную церковь. Это несколько обедняет программу.

Совершенно отсутствует тема поселения в Восточной Пруссии русских старообрядцев (1825 г. и далее), создания сёл, монастырей, деятельности Павла Прусского, типографии Константина Голубова, издания «Истины». Православные темы авторы принципиально замалчивают. Тема старообрядцев в Восточной Пруссии даёт исключительно полезный пример межнациональных отношений. Она бы способствовала достижению целей программы, но именно её авторы-составители не пожелали в программу включить.

 

Отсутствует тема строительства военных кораблей для российского военно-морского флота (1876-1914 гг.). Эта тема также была бы полезна для решения задачи изучения основных принципов межгосударственных, международных отношений. Отсутствие её в программе подтверждает какое-то предвзято отрицательное отношение авторов-составителей к российскому военно-морскому флоту.

 

Отсутствует тема переговоров в Роминтене в 1905 году Витте и Вильгельма II. Принципы построения международных отношений в Европе, декларированные в Роминтене, исключительно важны сегодня.

 

Отсутствует тема Восточной Пруссии, как тыловой базы Западной Русской армии Бермонт-Авалова (1919 г.). Отступление русской армии Бермонт-Авалова на территорию Восточной Пруссии и её интернирование. Раскрытие данной темы позволило бы достичь той же цели: «понимание основ культуры межгосударственных отношений». Это всё-таки очень интересный пример военного российско-германского сотрудничества.

 

Предварительный вывод:


Воспитание сепаратистов будет продолжено в VII-VIII классах. Авторы-составители программы отказались от ряда тем, раскрывающих российское культурное, политическое и военное присутствие в регионе; отказались от ряда тем, раскрывающих плодотворное российско-германское сотрудничество. Авторы-составители пошли по варианту преподавания истории чужого государства.

 

Новейшая история региона (34 часа)

 

Не касаясь пока советского периода истории региона, обратим внимание на раздел «Восточная Пруссия в период Веймарской республики. Вторая мировая война (2 часа)». Опять перед нами - история чужого государства. Естественно, ни слова не сказано о Николае Арсеньеве, в течение 24 лет работавшем профессором Кенигсбергского университета. Чувствуется, что в РГУ им. Канта люто ненавидят этого всемирно известного русского человека. Угораздило же поручить разработку программы именно представителям этого университета, прославившегося германофильскими настроениями. Можно вспомнить 2005 год, когда в ожесточённой борьбе университет добился права на своё нынешнее название. В этой борьбе калининградский университет принципиально отказался от возможности носить имя Арсеньева. Как видим, борьба против великого русского философа продолжается и сегодня: негласный запрет на всякое о нём упоминание!

 

Естественно, ни слова в программе о православных христианах в Восточной Пруссии в период между мировыми войнами, о праздновании 100-летия поселения русских старообрядцев на Мазурах. Ни слова и о православных христианах на территории Восточной Пруссии в годы второй мировой войны. Нет темы бегства русских из Литвы в Восточную Пруссию в 1940 году, после введения в Прибалтику советских войск. В качестве примеров можно привести семью князя Васильчикова, лидера старообрядцев в Польше Пимонова и других известных людей. С другой стороны – отсутствует тема включения в состав Восточной Пруссии Сувалкского края, переименования города Сувалки в Судауэн; насильственного интернирования немецкими властями оттуда в 1941 году в СССР русских и белорусов; поселение в их жилищах немецких колонистов; уничтожение немецкими колонистами в Сувалкском регионе русского крестьянского быта и уклада жизни. Полезно было бы также раскрыть тему включения в 1941 году в состав Третьего Рейха Гродненской области с планами последующего изгнания местных жителей и заселения территории немцами. Данная тема полезна тем, что может несколько парировать обвинения по поводу выселения немецкого населения из Калининградской области и страсти по поводу переименования Кенигсберга в Калининград. Первые начали присоединять чужую территорию, переименовывать славянские города и выселять коренное русское население сами немцы! Замалчивание этой темы играет на руку местным сепаратистам, но можно ли было ожидать чего иного от разработчиков из университета имени Канта?!

 

Данные замечания касаются только наиболее заметных тем, авторами-составителями сознательно либо несознательно пропущенными. Увы, даже поверхностный анализ показывает:


авторы-составители программы в целом пошли по третьему варианту, предложив преподавать историю чужого государства. Они отказались от многих тем, акцентирующих культурно-исторические связи региона с Россией, а также от тем российско-прусских связей. Можно сделать вывод, что преподавание по данной программе в её нынешнем виде будет воспитывать сепаратистов. Благодаря преподаванию курса «История Западной России» школьники Калининградской области обязаны будут приобрести особый менталитет, отличный от общероссийского.

 

(Калининградский патриотический форум, сектор образования, рабочая группа «История Западной России». Аналитические материалы по курсу «История Западной России», сборник первый, Калининград, 2007 год, стр.5-16).

 

Материал подготовлен
рабочей группой КРОД "Калининградский патриотический форум"
по курсу "История Западной России"
Image - Exclav.RuВ средствах массовой информации сейчас продолжает обсуждаться учебный курс «История Западной России», преподаваемый в школах Калининградской области.
19.07.2017 Exclav.Ru
Image - Exclav.RuСамые яркие цитаты с круглого стола о "концептуальной ошибочности" школьного краеведческого курса "История западной России"   Ректор БФУ им.
12.07.2017 Exclav.Ru
Image - Exclav.RuНиколай Стариков   В современном нашем образовании проблем немало. Если их свести к нескольким главным, то получится три проблемы: кто, как (тут и проблема ЕГЭ) и чему учит.
11.07.2017 Exclav.Ru
В Калининграде четверо местных жителей подозреваются в убийстве приятеля - Следственный комитет19 августа 2017 года в вечернее время в своей квартире на улице Лужской в городе Калининграде обнаружено тело 36-летнего мужчины с повреждениями, указывающими на криминальный характер смерти.
21.08.2017 Следственный комитет
ipad-820272_960_720 - KaliningradNews.RuВ Калининградской области 44-летний житель Зеленоградска оказался фигурантом уголовного дела о распространении порнографических материалов, которые были нацелены на педофилов.
21.08.2017 KaliningradNews.Ru
Очередной чемпионат мира по фейерверкам стартует в сентябре в Зеленоградске Калининградской области.
21.08.2017 ИА Бесспорно RU
8 августа Россия полностью расплатилась по внешним долгам СССР, уплатив последние 125,2 миллионов долларов Боснии и Герцеговине.
21.08.2017 Klops.Ru
Чиновники назвали дату запуска рельсобуса на проспект Победы - ИА Русский Запад   © Фото: Борис Регистер     В кабине машиниста рельсобуса Чиновники назвали дату запуска рельсобуса на проспект Победы.
21.08.2017 ИА Русский Запад
Сообщение о происшествии поступило в отдел МВД России по Гурьевскому району 20 августа в 14:44.
21.08.2017 УМВД Калининградской области
Власти: дополнительного рельсобуса в Гурьевск не будет - ИА Русский Запад   © Фото: Борис Регистер     Водитель рельсобуса на Калининградской железной дороге Дополнительного рельсобуса в Гурьевск не будет и до конца 2017 года расписание пригородного сообщения на этом направлении не изменится.
21.08.2017 ИА Русский Запад
Заседание состоялось 21 августа в женской колонии общего режима, расположенной в пос.
21.08.2017 Правительство Калининградской области
Калининград вновь подтверждает свое звание органной столицы и одного из важнейших музыкальных центров России, а Остров Канта в эти сентябрьские дни станет Территорией мира и музыки!
21.08.2017 Министерство культуры
В Калининграде сотрудники ГИБДД задержали иностранца за нетрезвое вождение и нарушение миграционного законодательства - ГИБДДСегодня, 21 августа, в 9 часов утра в дежурную часть ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по городу Калининграду поступила информация о том, что по улице Славянской двигается автомобиль «БМВ» под управлением нетрезвого водителя.
21.08.2017 ГИБДД
В Вильнюсе полиция задержала россиянина и молдаванина по подозрению в совершении серии краж из банкоматов.
21.08.2017 NewKaliningrad.Ru
Внимание! Новые дорожные знаки - Администрация г. КалининградаПо информации дорожно-транспортного управления администрации Калининграда в сентябре в районе ул.
21.08.2017 Администрация г. Калининграда
В Калининграде лженачальник службы безопасности ТЦ украл 95 тысяч рублей - ИА Русский Запад   © Фото: УМВД России по Калининградской области     25-летний молодой человек весь день изображал начальника охраны,
21.08.2017 ИА Русский Запад
JPG Файл - УМВД Калининградской областиДействия злоумышленника, напавшего на 34-летнего калининградца, первыми заметили специалисты аппаратно-программного комплекса «Безопасный город».
21.08.2017 УМВД Калининградской области
С 22 августа в Зеленоградске начнут ремонтировать ж/д платформу - Калининград.RuФото из архива Калининград.Ru Со вторника, 22 августа, на станции в Зеленоградске начнут ремонтировать пассажирскую платформу №1.
21.08.2017 Калининград.Ru
Представитель компании "Регио Экспресс" Виталий Парменов второй год подряд победил в конкурсе среди водителей пассажирских автобусов.
21.08.2017 Klops.Ru
фото - Агентство по спортуМеждународные соревнования под эгидой планетарной федерации студенческого спорта принимает Тайвань.
21.08.2017 Агентство по спорту
Дятлова призвала калининградцев комментировать состояние дорог на сайте министерства инфраструктуры (ссылка) - ИА Русский Запад   © Фото: Борис Регистер     Елена Дятлова, врио министра развития инфраструктуры региона Елена Дятлова призвала калининградцев, оставлять комментарии на сайте министерства инфраструктуры Калининградской области.
21.08.2017 ИА Русский Запад
В районный суд обратилась S. с иском к ООО «N.», ГУ региональному отделению Фонда социального страхования РФ о взыскании страховой выплаты, компенсации морального вреда.
21.08.2017 Калининградский областной суд
Камеры «Безопасного города» записали у Южного вокзала троих вымогателей, избивающих калининградца (фото, видео) - Калининград.RuКадр с видео "Безопасного города" Камеры системы «Безопасный город» записали, как трое вымогателей избивают местного жителя.
21.08.2017 Калининград.Ru
ipad-820272_960_720 - KaliningradNews.RuВ Калининградской области 44-летний житель Зеленоградска оказался фигурантом уголовного дела о распространении порнографических материалов, которые были нацелены на педофилов.
21.08.2017 KaliningradNews.Ru
Пассажир маршрутки, попавшей в ДТП на Тельмана: спасибо водителю, все живы - ИА Русский Запад   © Фото: Александр Чемыртан     ДТП на ул. Тельмана в Калининграде 21 августа 2017 года 21 августа 2017 года на ул.
21.08.2017 ИА Русский Запад
В Калининграде  открыли памятный знак генерал-фельдмаршалу Петру Румянцеву - Единая РоссияВ субботу, 19 августа, состоялась церемония открытия памятного знака генерал - фельдмаршалу Петру Румянцеву, участнику семилетней войны В мероприятии приняли участие глава региона Антон Алиханов,
21.08.2017 Единая Россия
Очередной чемпионат мира по фейерверкам стартует в сентябре в Зеленоградске Калининградской области.
21.08.2017 ИА Бесспорно RU
В Калининградской области прошел традиционный фестиваль военно-исторической реконструкции - Калининградская ГТРКВ субботу, 19 августа, на площадке «Гумбинненского сражения» у поселка Лермонтово были воссозданы эпизоды последнего наступления русской армии на германцев в июне 1917 года.
21.08.2017 Калининградская ГТРК
За кулисами фестиваля «Калининград Сити Джаз» - Страна Калининград
За кулисами фестиваля «Калининград Сити Джаз»
Фестиваль «Калининград Сити Джаз» давно стал главным событием лета. В последний из трех фестивальных дней послушать музыкантов пришло больше 3 000 человек (и это только те,
Страна Калининград
В коллекции — памятники и скульптуры
У Маши Шадриной из Школы будущего необычное увлечение: девочка коллекционирует памятники и скульптуры.
Страна Калининград
26-IMG_8603.jpg - Страна Калининград
В цирке долго обижаться нельзя
В Калининграде все лето гостит молодежный цирк. На его представлениях вы не увидите привычных номеров с животными, в труппе — только «двуногие артисты».
Страна Калининград
«Не ты, так тебе»: как «Балтика» проиграла третий матч подряд (фото) - Калининград.RuФото: Елена Тишина, Калининград.Ru Фиаско при полном доминировании — владея мячом большую часть игры, калининградская «Балтика» на своём поле сенсационно уступила команде с последней строчки турнирной таблицы.
21.08.2017 Калининград.Ru
С 22 августа в Зеленоградске начнут ремонтировать ж/д платформу - Калининград.RuФото из архива Калининград.Ru Со вторника, 22 августа, на станции в Зеленоградске начнут ремонтировать пассажирскую платформу №1.
21.08.2017 Калининград.Ru
В центре Калининграда хотят оборудовать остановки для областных автобусов, чтобы уменьшить заторы - Калининград.RuФото из архива Калининград.Ru В 2018 году власти региона планируют разграничить места посадки-высадки пассажиров для городских и областных автобусов в центре Калининграда.
21.08.2017 Калининград.Ru
25-балтика---помазан-впервые-пропустил-пять-мячей.jpg - Страна Калининград
Черная неделя «Балтики»
На прошлой неделе калининградские футболисты в рамках первенства России сыграли два матча.
Страна Калининград
Спортивная афиша (16-19 августа 2017 года)
16 августа (среда) Заключительный матч чемпионата Калининграда по футболу – «Шторм» – «КГТУ-Паруса Балтики».
Страна Калининград
25-волейбол2.jpg - Страна Калининград
В Янтарном разыграли восемь тысяч евро
Соревнования среди мужских и женских пар принимал стадион пляжных видов спорта в Янтарном.
Страна Калининград
В Калининграде четверо местных жителей подозреваются в убийстве приятеля - Следственный комитет19 августа 2017 года в вечернее время в своей квартире на улице Лужской в городе Калининграде обнаружено тело 36-летнего мужчины с повреждениями, указывающими на криминальный характер смерти.
21.08.2017 Следственный комитет
ipad-820272_960_720 - KaliningradNews.RuВ Калининградской области 44-летний житель Зеленоградска оказался фигурантом уголовного дела о распространении порнографических материалов, которые были нацелены на педофилов.
21.08.2017 KaliningradNews.Ru
Очередной чемпионат мира по фейерверкам стартует в сентябре в Зеленоградске Калининградской области.
21.08.2017 ИА Бесспорно RU
8 августа Россия полностью расплатилась по внешним долгам СССР, уплатив последние 125,2 миллионов долларов Боснии и Герцеговине.
21.08.2017 Klops.Ru
Чиновники назвали дату запуска рельсобуса на проспект Победы - ИА Русский Запад   © Фото: Борис Регистер     В кабине машиниста рельсобуса Чиновники назвали дату запуска рельсобуса на проспект Победы.
21.08.2017 ИА Русский Запад