Как янтарный край получил путёвку в большое кино.
В мае 1948 года в заштатный, лежащий в руинах Калининград приехал один из тогдашних «главных людей» в советском кинематографе – режиссёр Григорий Александров. К тому времени за плечами у него уже были такие хиты, как «Весёлые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь», «Весна». И к нам живой классик прибыл, чтобы поискать натуру для своей будущей картины – «Встреча на Эльбе».
Вместе с ним приехал оператор Эдуард Тиссэ. Подбирая места для натурных съёмок, они объездили всю область. Если и имелись сомнения, они отпали. Бывшая Восточная Пруссия была идеальной (и при этом – бесплатной) декорацией для будущей ленты.
Съёмки притягивали множество зевак. Но посторонних не гнали – наоборот, привлекали к участию в массовках. Так, в номере нашей газеты за 18 июля 1948-го – чёрным по белому: «Располагающие свободным временем могут войти в тесный контакт с мастерами советского кино и помочь им создать новый фильм».
А вот с немцами-мужчинами для массовок в бывшем Кёнигсберге было туго. Киношникам приходилось просить на время пленных из лагеря на окраине города.
Сегодня, оформляя обложки дисков с этим фильмом, на первый план выносят Орлову. Хотя она сыграла там второстепенную роль. И будучи не сильно занятой на съёмочной площадке, Любовь Петровна попутно устроила гастрольный тур по области.
Первое её выступление состоялось 17 июля. Поначалу она собиралась дать 25 концертов. Но народ просил ещё и ещё. В результате, например, к 29 августа она успела побывать в двенадцати городах и посёлках, дав сорок концертов! А впереди были всё новые и новые выступления…
Большое внимание было и к мужу Орловой – режиссёру Александрову. Ему приходилось тоже изыскивать время ещё и на общение с народом. Так, 27 августа он прочитал лекцию на тему «Буржуазная кинематография на службе реакции». Лекция прошла с успехом.
А за неделю до отъезда в Москву Александров решил заглянуть в ресторан «Прибой». Но аппетит пропал, когда он увидел, как там относятся к делу. Своё возмущение режиссёр выразил в письме, которое 7 сентября опубликовала наша газета. «К ресторану подошла машина с хлебными изделиями. Сдобные булочки оказались наваленными прямо в кузов на грязные мешки из-под картофеля. Во время разгрузки они падали на землю, тут же рядом находились бочки с помоями и ящики с мусором. Упавшие булочки подбирались и вместе с остальными отправлялись на склад ресторана. Судя по всему, волна антисанитарии захлестнула «Прибой». Вмешательство санинспекции необходимо».
В общем, уехали на хорошей волне. А что же «Прибой», воды которого замутились? Тому, кто перевозил булочки, объявили строгий выговор с предупреждением. Для доставки продуктов был срочно оборудован специальный ящик. Спешно устранили и все безобразия на территории двора «Прибоя»…
Когда-то большинство искренне восхищалось «Встречей на Эльбе», в 1950-м она получила Сталинскую премию I степени. Теперь этот фильм выглядит, скорее, пародией: пафосные речи, картинные позы, агитация в лоб. Но то, как он сделан с точки зрения операторской работы, вызывает восхищение и сейчас. Не говоря о том, что во «Встрече на Эльбе» можно видеть тот Калининград, которого давно нет.
Правда, самые первые «конкуренты» появились ещё во время съёмок «Встречи на Эльбе», в августе 1948-го. Однако снимавшуюся у нас тогда же «Сталинградскую битву» сегодня мало кто вспомнит. Увы, как бы ни была хороша натура, для хорошего фильма этого всё же маловато.
Впрочем, хороших фильмов у нас потом снимут ещё немало. Но это уже другая история.