Проведен мониторинг социально значимого закона

Проведен мониторинг социально значимого закона
Фото: duma39.ru

ИТОГОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по результатам мониторинга правоприменения Закона Калининградской области

«О защите прав и интересов ребенка в Калининградской области»

В соответствии с Законом Калининградской области от 10 июня 2014 года № 326 «О мониторинге правоприменения в Калининградской области», руководствуясь постановлением Калининградской областной Думы от 25 сентября 2014 года № 261 «О порядке проведения мониторинга правоприменения уставных законов Калининградской области, законов Калининградской области» и в соответствии с планом мониторинга правоприменения уставных законов Калининградской области, законов Калининградской области на 2018 год, утвержденным постановлением Калининградской областной Думы от 14 декабря 2017 года № 433, постоянным комитетом областной Думы по социальной политике, здравоохранению, образованию, культуре и спорту проведен мониторинг правоприменения Закона Калининградской области от 12 июля 2004 года № 415 «О защите прав и интересов ребенка в Калининградской области» (далее по тексту - Закона Калининградской области области № 415).

Государственно - правовым управлением Калининградской областной Думы проведен анализ Закона Калининградской области области № 415 на предмет наличия норм, требующих приведения в соответствие с федеральным законодательством; недостатков юридико - технического характера; коррупциогенных факторов, а также судебной практики в сфере правового регулирования соответствующих отношений.

Законодательство Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области защиты прав и законных интересов ребенка.

В целях реализации полномочий Калининградской области в сфере защиты прав и законных интересов ребенка принят Закон Калининградской области от 12 июля 2004 года № 415 «О защите прав и интересов ребенка в Калининградской области».

Закон Калининградской области № 415 регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией прав и охраняемых законом интересов ребенка на территории Калининградской области. В частности, определены полномочия органов государственной власти в указанных правоотношениях, основные направления защиты прав и охраняемых законом интересов ребенка, а также меры по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей.


После принятия Закона Калининградской области № 415 в него 10 раз вносились изменения, в том числе Уставным законом Калининградской области от 5 июля 2017 года 94 «О внесении изменений в Уставный закон Калининградской области «О Правительстве Калининградской области» и отдельные законы Калининградской области», в части уточнения полномочий исполнительных органов государственной власти Калининградской области в сфере обеспечения и защиты прав, законных интересов ребенка.

Согласно проведенному анализу государственно - правовым управлением областной Думы сделан вывод об отсутствии противоречий Закона Калининградской области № 415 федеральному законодательству.

По результатам мониторинга коррупциогенных факторов не выявлено.

В ходе мониторинга была проведена работа на предмет соответствия Закона Калининградской области № 415 выводам высших судов Российской Федерации (по аналогии с законодательными актами других субъектов Российской Федерации). По итогам изучения судебной практики несоответствия Закона Калининградской области области № 415 федеральному законодательству не выявлено.

В ходе проведения анализа правоприменительной практики установлено следующее.

Реализацию Закона Калининградской области № 415 обеспечивают следующие подзаконные акты Калининградской области:

- постановление Правительства Калининградской области от 24 августа 2015 года № 492 «О бесплатном обеспечении полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет и признании утратившими силу пункта 1 постановления Правительства Калининградской области от 22 февраля 2012 года № 78 и постановления Правительства Калининградской области от 21 февраля 2013 года № 72»;

- постановление Правительства Калининградской области от 25 декабря 2014 года № 905 «О проведении оценки последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной собственностью Калининградской области или муниципальной собственностью, а также о реорганизации или ликвидации государственных и муниципальных организаций Калининградской области, образующих социальную инфраструктуру для детей»;

- нормативными правовыми актами (приказами) исполнительных органов государственной власти Калининградской области утверждены комиссии по оценке последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной собственностью Калининградской области, а также о реорганизации или ликвидации государственных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей;

- правовыми актами представительных органов муниципальных районов (городских округов) утверждены положения об экспертных комиссиях по определению мест, на территории которых не допускается нахождение детей, а также определены места, нахождение в которых вне зависимости от времени суток может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, и общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.

В процессе проведения мониторинга правовых актов представительных органов местного самоуправления, принятых в целях реализации положений, предусмотренных статьями 17.5, 17.6 Закона Калининградской области № 415, выявлена необходимость уточнения состава экспертных комиссий по определению мест, на территории которых не допускается нахождение детей. Целесообразным видится актуализация перечня мест в муниципальных образованиях, нахождение на территории которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию.

При проведении мониторинга правоприменения статьи 17.7 Закона Калининградской области № 415 установлена недостаточность правового регулирования.

Статьей 17.7 Закона Калининградской области № 415 предусмотрено, что лица, виновные в несоблюдении установленных требований к обеспечению мер по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, несут административную ответственность в соответствии с Законом Калининградской области «Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях» (далее - Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях).

Статьей 28-1 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях установлена административная ответственность за непринятие мер по недопущению нахождения несовершеннолетних в общественных и иных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием несовершеннолетних. Частью 3 статьи 90 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях полномочия по составлению соответствующих протоколов об административных правонарушениях возложены на должностные лица Министерства образования Калининградской области.

Вместе с тем в Положении о Министерстве образования Калининградской области, утвержденном постановлением Правительства Калининградской области от 16 октября 2013 года № 747, указанные полномочия не предусмотрены. Деятельность по составлению протоколов об административных правонарушениях должностными лицами Министерства образования Калининградской области не осуществляется.

Принимая во внимание, что Министерство образования Калининградской области, как исполнительный орган государственной власти Калининградской области, осуществляет на территории Калининградской области реализацию государственной политики в сфере образования, обязанности по составлению протоколов об административных правонарушениях полагаем целесообразным возлагать на компетентные органы.

В соответствии с абзацем вторым части 6 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) в случае, если передача этих полномочий предусматривается соглашениями между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий.

Кроме того 15 июня 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 4 июня 2018 года № 136-ФЗ «О внесении изменения в статью 13 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», которым уточнен порядок сдачи в аренду, а также передачи в безвозмездное пользование государственной или муниципальной организацией, образующей социальную инфраструктуру для детей, закрепленных за ней объектов.

В этой связи необходимости проработать вопрос о приведении статьи 14 Закона Калининградской области № 415 в соответствие с вновь принятыми изменениями федерального законодательства.

По результатам мониторинга РЕКОМЕНДОВАНО:

1. Постоянному комитету областной Думы по социальной политике, здравоохранению, образованию, культуре и спорту проработать вопрос о необходимости приведения статьи 14 Закона Калининградской области от 12 июля 2004 года № 415 «О защите прав и интересов ребенка в Калининградской области» в соответствие Федеральному закону от 4 июня 2018 года № 136-ФЗ «О внесении изменения в статью 13 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

2. Правительству Калининградской области проработать вопрос о заключении соглашения с Министерством внутренних дел Российской Федерации о передаче Министерству внутренних дел Российской Федерации полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 28-1 Закона Калининградской области от 12 мая 2008 года № 244 «Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях».

3. Органам местного самоуправления, руководствуясь положениями статей 17.5, 17.6 Закона Калининградской области от 12 июля 2004 года № 415 «О защите прав и законных интересов ребенка в Калининградской области» проанализировать и актуализировать нормативные правовые акты, определяющие и утверждающие:

места на территории соответствующего муниципального образования, нахождение в которых детей в соответствии с пунктом 3 статьи 14.1 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» не допускается;

положение об экспертной комиссии для оценки предложений об определении мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.

Председатель постоянного комитета

по социальной политике, здравоохранению,образованию, культуре и спорту            Л.В. Швалкене

 
По теме
Федеральным законом от 27.06.2018 № 157-ФЗ «о внесении  изменений в Уголовный Кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный  Кодекс Российской Федерации»  введена  уголовная ответственность  в  статье  158.
   © Фото: Алексей Шабунин     Совет Федерации одобрил законопроекты, устанавливающие режим Специального административного района на острове Октябрьский (стадион к ЧМ-2018) в Калининграде.
По результатам внеплановой документарной проверки в отношении ООО «РСУ-24» Управлением Роспотребнадзора по Калининградской области (далее - Управление)  выдано предписание о прекращении нарушений прав потребителей в част
В Управлении Судебного департамента в Калининградской области проведена проверка Счетной палатой Российской Федерации В период с 18 июня по 13 июля 2018 года в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от
Управлением Роскомнадзора по Калининградской области, с целью контроля за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных,
Федеральным законом предусматривается, что заключение договоров безвозмездного пользования имуществом, закреплённым за государственными или муниципальными организациями, образующими социальную инфраструктуру для детей,
Федеральным законом от 27.06.2018 внесены изменения в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,
В Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области (далее – Управление) поступают обращения с просьбой разъяснить,
В Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области (далее – Управление) поступают обращения с просьбой разъяснить,
Прокурорской проверкой установлено, что в действиях ООО «ТрансНафта» усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.
Житель Калининграда в Пионерском похитил гаражные ворота и сдал их в пункт приема металлолома Александр КАТЕРУША В Пионерском у 65-летнего местного жителя с гаража пропали ворота.
Комсомольская правда
Мероприятие включено в программу профилактических мероприятий для взрослого населения с начала этого года, объявленного Указом Президента Российской Федерации Годом семьи.
Министерство здравоохранения
Знакомьтесь, Балтийское море! - Детская библиотека им. А.П. Гайдара 26 марта в рамках Недели детской книги состоялась встреча, посвящённая Дню Балтийского моря.
Детская библиотека им. А.П. Гайдара