Между прошлым и будущим

Какой будет судьба Литературного театра? Мало сказать, что печальная весть, но Литературный  театр Альберта Михайлова остается без  «намоленного» зрителями крова — областного Дворца культуры молодежи (прежний ДКМ).  И это может произойти в любое (читайте)  ближайшее время. Трудно поверить... Но многожды труднее  представить доблестных литтеатровцев, репетирующих  «на чемоданах»,  продолжая при том  фонтанировать идеями,  

изящным, умным юмором, «давая креатив».

Ирина МОРГУЛЁВА

- Литературный театр — ровесник Дворца культуры моряков. Нам 45 лет, - напоминает Альберт Сергеевич. - Собирались и полувековой юбилей отметить во Дворце, но, видимо, не придётся.

Вообще этому  уникальному  творческому коллективу не впервой пребывать в ожидании лучших времен. Находясь между прошлым и будущим...  Будущим — на этот раз?

- Долгие годы мы существовали в условиях жёсткого идеологического и цензурного прессинга, - вспоминает лидер Литературного. - Такие спектакли, как «Христиане», «Псевдол», «Приключения мистера Мэтлока в Калининграде», «Вагончик», «Вечер театральной пародии», венчались комиссиями, вызовами в обком партии, и не только, и  однажды доигрались до того, что на  упоминание Литературного в местных СМИ было наложено табу.

Но стараниями калининградских журналистов информация о нашем коллективе прорывалась на страницы центральных газет «Правда», «Советская культура», журналов «Советский Союз», «Молодая гвардия». И особенно мне хочется поблагодарить за неизменную поддержку партийную организацию Морского торгового порта. Выходили мы с  ее секретарём  товарищем Климчуком из обкома партии после очередной головомойки, пожимали друг другу руки, и он желал театру новых творческих успехов.  Ни слова упрёка, никаких просьб  в дальнейшем проявлять осторожность.

Когда решение о ликвидации театра всё-таки было принято (после премьеры «Вагончика»), соответствующий материал поручили подготовить  тогдашнему главному редактору вашей газеты. После чего мы написали обращение к зрителям Литературного театра, думая, что после  закрытия будем распространять свои идеи  методом «самиздата».

Обращение начиналось строкой: «Мы знали, что умрём мы не в постели…» Похоже, пришло время отыскать в архивах это письмо.  

Но, к счастью, нас уберег  тогда от гибели  журналист «Калининградской правды» Борис Нисневич, придержав то самое постановление... как бы «забыв» про него. Со временем история сошла на нет. До сих пор благодарен Борису.

Литературный театр в годы советской власти «ходил  по проволоке», но Дворец культуры моряков стоял незыблемо. Всё изменилось с началом перестройки. Здание бывшей биржи оказалось лакомым куском для огромного числа фирм, новоиспечённых капиталистов, организаций,  всевозможных фондов. Все жаждали Дворец. Нет смысла перечислять потенциальных покупателей. 

Неоднократно  Дворец пытались продать. Однажды этому воспрепятствовал сам губернатор Боос. 

Продержались ещё несколько лет. Репутация у нашего центра культуры по-прежнему  высочайшая, коллективы замечательные. И вдруг… Нет, теперь нас не продают; теперь мы стали  жертвами беспрецедентного проекта по превращению Дворца культуры в Художественную галерею. И тут не могу удержаться от соблазна рассказать, как возникают в области подобные проекты.

Несколько лет назад страницы калининградских газет и местного телевидения буквально затопили восторженные возгласы тех, кто придумал превратить Куршскую косу в Гуляй-поле. Идея была «блистательна» – пропадает райский уголок земли, почему бы там не устроить зону отдыха? Море, залив, пляж, дюны, лес, чистый воздух. Как будет здорово, если там поднимутся корпуса отелей, пансионатов. Прогулочные тропы, велосипедные дорожки, причалы для яхт! Туристы со всего мира ломанутся к нам! Не нужна им Ницца, Майорка, Юрмала! Даёшь Куршскую косу!

 Этот восторг исходил от солидных людей, занимавших ответственные властные посты, имевших научные звания, в том числе и экологов. Ни один листочек не упадёт с дерева, ни одна дюна не рассыплется прахом, уверяли они. Уже инвесторы встали в очередь!

Кто спрашивал мнение об этом  проекте у рядовых калининградцев? Никто! Потому что превращение косы в «туристическую забегаловку»  было вопросом решённым! Уже мерещились подряды. Чем всё кончилось? Из Москвы прозвучало одно-единственное, веское: «Нет!» И всё! Мигом исчезли эксперты, крикуны, чиновники-прожектёры!

К чему так подробно описываю эту эпопею? Да потому, что реконструкция нынешнего областного центра культуры молодежи, этого памятника архитектуры 19-го века, превращающего его в Художественную галерею, -  столь же невнятная затея.

Пусть хотя бы один «эксперт» с «административным веществом» (Салтыков-Щедрин) в голове пройдёт по тротуару вдоль Художественной галереи. Он будет идти от рассвета до заката. Мало того: галерея построена с учётом специфики подобных объектов – протяжённость стен, верхний ярус, лестничные переходы. 

Что ждёт этого «эксперта» во Дворце культуры моряков? Колонный зал – изысканная  «изюминка» творения  знаменитого архитектора Мюллера. Но ведь здание придётся переоборудовать. А что скажут люди, ответственные за охрану архитектурных памятников? Какие помещения есть ещё во Дворце? Никаких! Такова  его особенность.

Но есть зрительный зал. Вот на него и положили глаз «реконструкторы». Превратить зрительный зал в демонстрационный  - дело нехитрое. Убираются кресла, ликвидируется наклон пола, устанавливаются стенды, подвешивается осветительная аппаратура.

Всё! Театрального зала больше нет! А ведь таких залов в городе только два. Конечно, зал в драмтеатре богат техническим оснащением, но по пространственным параметрам, по сценической функциональности зал в ДКМ, пожалуй, не уступает ему.

Превращение театрального зала в демонстрационный лишает город замечательной сцены.

И всякие разговоры о том, что Литературный театр может продолжить свою работу под крышей новоявленной  галереи, не имеют под собой никакого основания.

Очевидно, что любая экспозиция в музее устанавливается не на один день и не на неделю. О каких репетициях, каких спектаклях может идти речь, когда в зале будут экспонироваться произведения живописи, требующие особого режима, сохранности.  К тому же галерея — режимное предприятие, в 18  часов закрывается.  А у меня же любительский коллектив. Они должны день отработать, после семи только мы собираемся.

Возвращаясь к реконструкции здания. Даже трансформация зрительного зала не позволит галерее развернуть все свои собрания. Галерея в здании ДК – это попытка запихнуть машину дров в спичечный коробок. И еще один аспект. Костюмерная внизу под сценой. Там — сырость. Все покрыто мхом и плесенью.. А еще  гидроизоляция в здании нарушена, рушится все.

В очередной раз поражает атмосфера безаппеляционности по поводу переезда галереи на новое место жительства. Между тем возникают простые вопросы. Например: почему, «убив» денисовскую галерею, надо уничтожить  ещё одно учреждение культуры, чтобы музей мог продолжить своё существование? Почему речь не идет о реконструкции самой галереи? Почему не разобрать высотные дома, прилепившиеся к музею (эти три девятиэтажки всё равно обречены, они или сползут в реку либо будут ликвидированы во время обновления Московского проспекта). Убрав высотки, приведя в порядок нынешнюю галерею, можно возвести красивую надстройку — будет  нам «Лувр». Так можно украсить проспект архитектурным шедевром, а параллельно  создать для галереи идеальные условия жизни. Творческой. И не на костях других творческих коллективов, двум из которых — скоро полвека. (Речь идет о студии спортивного бального танца  Сергея Мартынюка «ОниОна». Ее участники - победители мировых турниров: в Польше, Германии, Италии, чемпионы Нью-Йорка в 1996 году. К слову, участникам студии Мартынюка — от трех до 80 лет. В Калининграде нет площадки, где можно было бы разместить такое количество людей). 

…И вроде оптимизму места нет — ну, очень тесно оптимизму в таких  предлагаемых обстоятельствах. Но, как выяснилось, некогда литтеатровцам отсиживаться на чемоданах.  Да никто те чемоданы и не собирал. Потому как планов — громадье.

Новую версию сказки «Золотой горшок» делать надо? Надо. А к 1  апреля Хармса будут ставить, режиссер - Александр Смирнов. Плюс вечер одноактной пьесы «Причуды судьбы». 

- Потом у нас в работе — спектакль к юбилею Тургенева, фрагменты из его произведений, - устало улыбаясь, говорит Альберт Сергеевич Михайлов.

 
По теме
«Весна, весна, пора любви…» - Детская библиотека им. А.П. Гайдара Заслуженый артист России Николай Горлов С пушкинскиой поэтической строки «Весна, весна, пора любви…» и солнечным посылом начался концерт музыкального колледжа им.
Детская библиотека им. А.П. Гайдара