Лекарство от изоляции: репортаж RUGRAD.EU

Фото: rugrad.eu

То, что этим летом микрорайон Остров в Калининграде оказался в полной транспортной изоляции – не новость. Сроки решения этой проблемы, которая в той или иной степени касается жителей всего областного центра, зависят ровно от двух вещей: сроков завершения реконструкции Деревянного и Высокого моста через Преголю. Несмотря на все усилия, раньше ноября ждать возобновления проезда не приходится. Об этом стало известно 9 августа во время нового рабочего визита врио губернатора Антона Алиханова в Калининград. 


Мостик, не болей


В деревянном настиле пешеходной части Деревянного моста есть дырка. Сложно сказать, когда она образовалась, но автор статьи помнит её с середины 1990-х. И до сих пор эта брешь живёт и процветает, то есть становится больше. И никакая реконструкция в преддверии ЧМ-2018 года этой дыре не помеха. Конечно, понятно – пешеходная зона на мосту была специально оставлена нетронутой, чтобы сохранить возможность относительно быстрого перемещения с Московского проспекта на ул. Октябрьскую. Поэтому, руки до латания этой отдельной дыры могли просто не дойти. С другой стороны, дыры в ремонтируемом мосту создают впечатление, что весь Деревянный мост, вопреки стараниям подрядчиков, не меняется к лучшему.


От посторонних глаз работы ООО «ТермоПластКомпозит» на этом объекте скрыты щитовым забором. За ним – стройплощадка, раскрытый мост без верхнего асфальтового слоя, обнаженные металлоконструкции, поверх которых еще предстоит уложить железобетонные плиты. Пока их заменяют тут и там переброшенные деревянные настилы – технологические переходы, по которым можно пробраться к основному участку работ – опоре, в которой скрыт старый подъемный механизм. Что с ним делать, пока не определились – то ли демонтировать, то ли консервировать и превращать в музейный объект под открытым небом.

9 августа речь об этом заходит на рабочем выезде врио губернатора Калининградской области Антона Алиханова в Калининград. Обычно, чтобы попасть на Остров на автомобиле со стороны Московского проспекта, требуется проехать сначала в одну сторону по Второй эстакаде, затем развернуться через проспект Калинина, проехать эстакаду еще один раз и только тогда спуститься по одному из съездов. Такова прелесть сложившейся в мае 2017 года транспортной схемы в этом районе. Однако глава региона минует эту участь и бодро пробегает в зону ремонтных работ по пешеходной зоне Деревянного моста со стороны Московского. Вероятно, он успевает заметить солидные дыры в настиле, но не акцентирует на них внимание своего визави – главы города Александра Ярошука. Тот дружелюбно встречает коллегу у входа на мост и провожает на площадку, попутно вводя в курс дела о ходе работ.

Согласно характеристике градоначальника, процент готовности Деревянного моста «намного выше 25%». Работой подрядчиков Ярошук удовлетворен, еще больше его радует то, каким экономичным оказался проект. Напомним, плачевное состояние перехода ставило вопрос о его полной реконструкции, фактически 100%   перестройке. Однако ограниченные лимиты финансирования и отсутствие времени (к началу Чемпионата Мира по футболу мост должен работать как нормальный путепровод) побудили администрацию города выбрать ремонт , а не реконструкцию моста. Стоимость контракта – 91, 8 млн руб., это средства регионального дорожного фонда.

«Основную часть железа тут всю “вылечили”, сейчас “долечат” подъемный механизм, пространства вокруг него. Постепенно начинают готовить объект к заливке. Всю плиту они будут заливать в октябре», – рассказывает Александр Ярошук.

Техническое испытание Деревянного моста запланировано на 14 ноября, 15 – по нему должно открыться движение. После этого подрядчику предстоит продолжить работы по ремонту опор моста. Подрядчик уже успел их «отпескоструить», отчего опоры приобрели исторический светло-песочный цвет, но стали более заметны дефекты и неровности кладки. Видно, что им, выражаясь словами Александра Ярошука, требуется «лечение».

Мост «Деревянный» – объект культурного наследия, что накладывает на «ТермоПластКомпозит» и госзказчика обязательства по сохранению исторического вида строения. Генеральный директор ООО «ТермоПластКомпозит» Анатолий Волкотруб не отвечает однозначно на вопрос, какое количество оригинальных довоенных элементов останется на объекте после ремонта и вообще сторонится журналистов. Впрочем, корреспонденту RUGRAD.EU удаётся найти как минимум один столбик, который выглядит как отреставрированный. А вот кованое ограждение моста с дубовыми листьями и гербами Кнайпхофа будет демонтированно и «сдано в музей». Всё или фрагментарно – не разглашается. Но уже сейчас заметно, что в линии ограждения не хватает небольших секций.


Проблемы островитян

На осмотр «Деревянного» делегация в составе врио губернатора, врио вице-премьеров Максима Федосеева и Александра Рольбинова, главы Калининграда Александра Ярошука и председателя горсовета Андрея Кропоткина отводит считаные минуты. Кажется, что с мостом всё понятно: работы ведутся, у них есть нормативные сроки окончания – январь 2018 года, и желание властей предъявить действенный результат раньше этого времени. Однако в планы чиновников вносятся внезапные коррективы: на стройплощадку проникают инициативные жильцы дома по наб. Ген. Карбышева, 20. Активисты из числа собственников квартир в этой многоэтажке на Острове ранее уже «подлавливали» Алиханова во время его визита в Калининград и врио губернатора даже давал поручения разобраться с их обращением. Но вопрос судьбы здания, которое стоит на протокольном маршруте ЧМ-2018 и не попало в программу капитального ремонта, всё равно волнует жильцов. Причем интересует их не только косметическая проблема дома, но и вопрос его сохранения.


«Проводится реконструкция набережной генерала Карбышева. Подрядчик забивает сваи. Кто может гарантировать, что наш дом не повторит судьбу дома на Московском, 70, который после активности Беляева (и меется в виду Игорь Беляев, учредитель ООО «Балтийская строительная компания», выполнявшего берегоукрепительные работы на Трибуца в 2014-2016 годах, –  прим. ред .) «поплыл»,  и люди остались без квартир», – взволнованно обращаются к чиновникам активисты. В ответ они узнают, что администрация города уже приобрела прибор для обследования состояния зданий, однако в районе наб. Карбышева его планируют применять только после завершения всех работ по формированию набережной. Вопрос о том, не логичнее ли проверить заранее, выдержат ли окружающие дома столь бурную строительную деятельность по соседству, почему-то не возникает.

Возможно, слабым утешением для жителей этого микрорайона может стать обещание Александра Рольбинова, что набережная Карбышева будет реконструироваться по щадящему варианту. Её не собираются зашивать в гранит.

«Она не будет такая парадная, как Трибуца. Тут и деньги другие, скверик небольшой сделаем. Думаю, что в результате место будет не зажато в камень, а такое, экологическое с точки зрения проведения времени, потому что мы увидели, как такое времяпрепровождение востребовано у людей», – немного рассеянно комментирует врио вице-премьера.

Еще одна надежда – собственно на подрядчика, формирующего променад на Карбышева. Это – компания ООО «АБЗ Дорстрой» из Санкт-Петербурга. Несколько лет назад она претендовала и на право реконструировать набережную Трибуца, но уступила на торгах ООО «БСК». Зато сейчас эти петербургские строители знают Остров не хуже местных – они делали съезды со Второй эстакады и они же ведут реконструкцию Высокого моста. В региональной прессе на эту компанию время от времени ссыпают шишки за перенос сроков завершения работ на этом путепроводе. Но положа руку на сердце, неужели кто-то считал реальным построить мост через Старую Преголю за 1 год?


Секретное немецкое наследие


Генеральный директор ООО «АБЗ Дорстрой» Леонид Гиндин от журналистов RUGRAD.EU убежать не пытается. Напротив, воодушевленно рассказывает о том, что ему нравится трудиться в Калининграде , а мост Высокий он называет «самым сложным в карьере», но не самым большим. После всех корректировок цена этого калининградского контракта составляет 864,5 млн руб.

Работы в русле Старой Преголи только называются «реконструкцией моста «Высокий». На самом деле речь шла о разборе старых обветшалых конструкций и сборке на их месте новых и надёжных. И как отмечают петербургские строители, каждый из этих этапов оказался полон неожиданностей.


Так, демонтаж старых опор оказался невозможен без переноса теплотрассы. Начинать его было нельзя до конца отопительного сезона, что и сдвинуло сроки проведения основных работ на полгода. За это время подрядчики смогли убедиться, что проект их петербургских коллег не учитывал ряда местных особенностей, борьба с которыми вылилась в дополнительные объемы работ. Но как отмечает руководитель проекта реконструкции Максим Носов, «было интересно».

«Тут сделать за год.. (качает головой).   Реально, начинаешь вскрывать, а там – старый мост, старые опоры, конструкции. И это всё на глубине более 10 м, всё под водой. Когда мы стали работать по первой опоре, то выяснили, что у неё вообще не такой фундамент, как предполагалось, что он расположен намного глубже. Поэтому нам пришлось изменить техническое решение, увеличить количество свай до 72. Ту старую опору мы полностью убрали, достали бетон и сделали новую», – рассказывает Максим Носов.

Работа по формированию новых опор для моста запомнилась и непосредственным исполнителям. «Народ работал с интересом, ставили ограждения, насосами откачивали воду, туда спускались. Но очень переживали, по первому звуку взлетали обратно», – дополняет повествование Носова калининградский мастер одного из участков реконструкции.


«Что-то было в проектном решении, чего-то не было. Объективно, даже лучшие проектировщики России не могли на стадии изысканий физически всё учесть. Всё-таки мост строили в 1930-е годы, немецкие компании, и многие вещи были непонятны: чертежей не осталось, ничего не осталось. А так - бикфордовы шнуры нашли, наверное в 1945 году заложили, немцы хорошие были вояки», – рассуждает Максим Носов.

Кроме бикфордовых шнуров Высокий мост «открыл» строителям еще немало секретов, к примеру то, что опоры, расположенные в русле реки, были укреплены не только немецким, но и американским бетоном, что на оси моста было два, еще более старых. В конце концов, именно благодаря этой реконструкции стало известно о таинственном гигантском соме, который якобы пугал водолазов, обследовавших опоры строения.

Оценивая, действительно ли Высокому мосту требовалась такая перестройка, Максим Носов отвечает утвердительно.

«Сами пролетные строения были мягко говоря в аварийном состоянии. То есть, если бы произвели не реконструкцию, а ремонт, то запаса хватило бы года на два. Несущая способность тоже уже ничему не соответствовала», – рассказывает он.


У Высокого моста в его современном виде – 4 опоры, причем первая (со стороны ул. Дзержинского) полностью сформирована заново, а в конструкцию остальных входят исторические фундаменты. Немецкое наследие продолжает свою службу.

Немного немецкого будет присутствовать и во внешнем облике моста. Предполагается, что его опоры будут облицованы клинкером. Его упаковки с маркировкой «Лихтерфельде» уже завезены на стройплощадку. Однако происхождение стройматериалов вызывает внезапное раздражение Антона Алиханова.

«У нас у «Пятого элемента» ( завод по производству керамического кирпича, - прим. ред .) стоят забитые склады, если мы можем делать такой кирпич, почему не покупаем, а закладываем немецкий?», – обращается врио губернатора к сопровождающим его вице-премьерам. Тут же он дает поручение «зашивать» в техническое задание по подобным контрактам условия, которым будет соответствовать кирпич, произведенный в Калининградской области. Впрочем, обращаясь уже скорее к журналистам, врио губернатора оговаривается, что против немецкого в целом, и немецкого кирпича в частности ничего не имеет.


Визит Антона Алиханова на Высокий мост оказывается молниеносным. Врио и команде городских чиновников предстоит успеть посетить школы Московского района и «Шпандина», дворы на ул. Ульяны Громовой и бог весть что еще. Мостостроители после отъезда представителей госзаказчика возвращаются к своим делам. Им предстоит смонтировать еще 40 т металлоконструкций, подготовить основание для будущей проезжей части и сделать её.

«Аккуратно скажу, что завершение работ планируется на конец ноября, чтобы больше не переносить», – сообщает Леонид Гиндин.

Сроки сдачи Высокого моста сдвигался уже 4 раза. В официальный контракт с «АБЗ Дорстроем» муниципальный заказчик изменения при этом не вносил . Как пояснил RUGRAD.EU Александр Ярошук, кроме его собственных заявлений, эти переносы были оформлены «соответствующими поручениями». Сегодня градоначальник согласился с тем, что в ноябре для движения будут открыты оба моста – и Деревянный и Высокий. Антон Алиханов не удержался, чтобы не пошутить о «символизме» этого срока. Как известно, в середине ноября – День рождения Александра Ярошука, к этой дате подрядчики обычно успевают завершить исполнение контрактов.


Текст, фото:   Мария Пустовая



Последние новости Калининградской области по теме:
Лекарство от изоляции: репортаж RUGRAD.EU

- Калининград
Ход работ по ремонту и реконструкции на этих двух объектах, связывающих  остров Октябрьский с материковыми частями регионального центра,
17:17 10.08.2017 Администрация г. Калининграда
- Калининград
Активность врио губернатора Калининградской области Антона Алиханова оценивается на 4 балла из 10 возможных.
17:16 10.08.2017 Rugrad.Eu
- Калининград
Врио губернатора Калининградской области предложил проработать вопрос о создании альтернативы Дню балтийского поля.
16:11 10.08.2017 Exclav.Ru
- Калининград
9 августа врио губернатора Калининградской области Антон Алиханов и глава Калининграда Александр Ярошук проинспектировав, как движутся ремонтные работы в областном центре, задержались в одном из дворов,
15:49 10.08.2017 Администрация г. Калининграда
- Калининград
Фото: Андрей Вологодский, Калининград.Ru Активная подготовка к учебному году стала поводом для выезда в образовательные учреждения врио губернатора Антоном Алихановым и мэра Александра Ярошука.
14:51 10.08.2017 Калининград.Ru
- Калининград
   © Фото: Пётр Старцев     Александр Торба, Александр Ярошук и Антон Алиханов на тротуаре Деревянного моста Власти обещают не перекрывать тротуар Деревянного моста.
13:51 10.08.2017 ИА Русский Запад
- Калининград
Во время оперативного совещания в региональном правительстве в среду, 9 августа, врио губернатора Калининградской области посетовал на работу проектантов, а также на хитрых друзей глав муниципалитетов.
01:08 10.08.2017 Exclav.Ru
FullSizeRender 16.jpg - Rugrad.Eu
Лекарство от изоляции: репортаж RUGRAD.EU - Калининград
То, что этим летом микрорайон Остров в Калининграде оказался в полной транспортной изоляции – не новость.
00:53 10.08.2017 Rugrad.Eu
- Калининград
   © Фото: Пётр Старцев     Жительница ул У Громовой Галина Лещук рассказала Алиханову свою правду о местном разгуле Алиханов и Ярошук узнали о чаде кутежа Балтрайона.
20:56 09.08.2017 ИА Русский Запад
- Калининград
В среду, 9 августа,  глава региона Антон Алиханов проконтролировал в Калининграде ход реконструкции Высокого и Деревянного моста, а также подготовку школ в областном центре к новому учебному году.
20:20 09.08.2017 Калининградская ГТРК
- Калининград
Глава региона Антон Алиханов в среду, 9 августа, осмотрел инфраструктурные объекты Калининграда.
18:00 09.08.2017 FreeKaliningrad.Ru
- Калининград
Врио губернатора Антон Алиханов заявил, что главы муниципалитетов должны резервировать земельные участки, через которые впоследствии пройдут инфраструктурные сети.
17:43 09.08.2017 NewKaliningrad.Ru
 
По теме
Сегодня  глава города  Александр Ярошук проконтролировал в Калининграде ход реконструкции Высокого и Деревянного моста, а также ремонт тротуара на привокзальной площади.
13.09.2017
 
Мост Высокий в Калининграде откроют в ноябре, но только для движения автотранспорта - FreeKaliningrad.Ru Сначала по мосту Высокому пойдут автомобили. Движение для пешеходов откроется позже из-за строительства подземного пешеходного перехода из Рыбной деревни на набережную Ветеранов.
13.09.2017
На Деревянном мосту уложат «некондиционные» трамвайные пути, чтобы закончить ремонт ко дню рождения мэра (фото) - Калининград.Ru Фото: Андрей Вологодский, Калининград.Ru На Деревянном мосту уложат трамвайные пути некондиционных размеров, чтобы завершить ремонт путепровода к 15 ноября.
13.09.2017
 
 
 
Деревянный мост, соединяющий Московский проспект с Островом, не пришлось полностью закрывать для пешеходов — проход перенесли на другую сторону, передаёт корреспондент «Нового Калининграда».
07.09.2017
 
19 июля 2018 года в 16.00 ч. Управление Роспотребнадзора по Калининград­ской области проводит публичные слушания результатов правоприменительной практики за 2 квартал 2018 года.
16.07.2018 Светловский городской округ
JPG Файл - УМВД Калининградской области 13 июля 2018 года на церемонии закрытия международного кинофестиваля «Балтийские дебюты» в концертном зале «Янтарь-холл» г. Светлогорска  состоялось награждение творческой группы Музея оружия,
16.07.2018 УМВД Калининградской области
Один из всемирно знаменитых шедевров Третьяковской галереи – «Московский дворик» Василия Поленова месяц могут видеть калининградцы и гости города.
22.06.2018 Страна Калининград
фото - Агентство по спорту Второй по значимости национальный турнир по плаванию проводился в Калужской области и собрал на водах пятидесятиметрового бассейна спорткомплекса "Олимп" в Обнинске свыше 580 представителей 51 региона Российской Федерации.
16.07.2018 Агентство по спорту
Тема спорта сейчас популярна: в том числе благодаря ЧМ-2018 по футболу построили стадионы, открывают новые площадки и залы.
13.07.2018 Страна Калининград
В Калининграде до устранения неисправностей или для выполнения необходимых плановых работ отключена подача газа в 55 домах в разных районах города, сообщает в понедельник пресс-служба горадминистрации.
16.07.2018 NewKaliningrad.Ru