Короли бюджетного пиара

Короли бюджетного пиара
Короли бюджетного пиара
Короли бюджетного пиара
Короли бюджетного пиара
Короли бюджетного пиара
Короли бюджетного пиара
Короли бюджетного пиара
Короли бюджетного пиара
Короли бюджетного пиара
Фото: rugrad.eu

Какие СМИ находятся на контракте у властей и можно ли им после этого доверять. Ежегодный рейтинг RUGRAD.EU.


RUGRAD.EU представляет ежегодный рейтинг «Короли бюджетного пиара», в котором собраны все калининградские медиаменеджеры, зарабатывающие на пиаре органов власти в своих СМИ. Уже четвертый по счету рейтинг (проанализированы данные за 2016 год) означает, что региональные чиновники по-прежнему тратят бюджетные деньги не на информирование населения: вместо актуальных для граждан новостей (изменения в законодательстве, порядок предоставления услуг, новые возможности, объявления) «законтрактованные» СМИ всё больше озабочены личным пиаром чиновников. Известны случаи, когда такие СМИ «помогали» чиновникам избегать негативных информповодов (обвинения в коррупции, уголовные дела и другие скандальные ситуации), предоставляя площадку для оправданий, чем еще больше вводили в заблуждение население — за его же деньги. Хотя еще в 2014 году президент Владимир Путин поручил губернаторам сократить расходы на пиар.

Отказ от «официальной» скупки СМИ для бывшего губернатора Николая Цуканова означал окончательный провал информационной политики. Учитывая и без того сложные отношения экс-губернатора с местными изданиями и журналистами, СМИ были готовы «любить» Цуканова только за деньги. Поручение Путина его нынешний полпред в СЗФО выполнил творчески: региональные власти просто перераспределили заказчиков пиара между своими структурами, сократив официальные расходы самого правительства.

С приходом Антона Алиханова появилась надежда на «переформатирование» политики бюджетного пиара. Алиханов хоть и заявил , что продолжит платить региональным СМИ, но якобы только тем, кто без поддержки «может загнуться». Большинство муниципальных газет в регионе действительно глубоко убыточны, и местным властям приходится их содержать из-за потребности в официальном публикаторе их документов (по российскому законодательству, все документы органов власти без публикации их в СМИ считаются недействительными).

Изменить систему финансирования СМИ был призван финансовый вице-премьер Эдуард Батанов: вместо розыгрыша пиар-контрактов через госзакупки правительства он ввел питерскую практику грантовой поддержки СМИ. Редакции должны были представить конкурсной комиссии медиапроект, который бы, как и прежде, освещал деятельность региональных властей. В отличие от госзакупок, заседания конкурсной комиссии проходили в закрытом формате, проекты претендентов — скрыты от посторонних глаз, логика принятия решений осталась непонятной. Среди получателей грантов оказались почти все старые-добрые «пиарщики» правительства Николая Цуканова. Как телеканал «Каскад», который демонстрирует свою официальную выручку ниже общего объема пиар-контрактов. Или медиахолдинг «Западная пресса», чьи владельцы Александр Власов и Марина Васильева настойчиво позиционируют себя как успешные медиаменеджеры, рассказывая о прибыльности своего бизнеса, тогда как сами подаются на гранты для «нуждающихся» СМИ.

С каждым годом в освещении своей деятельности нуждаются все больше органов власти: к областным и федеральным добавляются муниципалитеты, которым, видимо, становится мало пиара в районных газетах. Помимо администрации Гурьевска (глава — Сергей Подольский), в 2015 году о своих успехах решили рассказать всем жителям Калининградской области администрации Советска (Николай Воищев) и Янтарного (Алексей Заливатский), заплатив из местных бюджетов за пиар в региональных СМИ.


1. Николай Долгачев (ВГТРК) — 35,9 млн руб.

В 2015 году: 32 млн руб.

Кого пиарит: правительство Калининградской области, администрацию Калининграда, горсовет Калининграда, Калининградскую областную Думу, администрацию Гурьевска, администрацию Советска, администрацию Янтарного — 19 контрактов

Калининградский филиал ВГТРК традиционно зарабатывает больше всех на государственном пиаре. К схеме, когда власти финансируют государственный канал, в задачи которого как раз входит освещение государственной политики и позиции, было меньше всего вопросов. Пока в мае 2016 года должность директора телекомпании не занял калининградец Николай Долгачев, вернувшийся в регион из горячей точки на Донбассе. За короткое время Долгачев превратил информационное пространство региона в поле для сражения с «внешними врагами», которых, похоже, и вовсе не существует. ГТРК «Калининград» стала активно интересоваться событиями на Украине, в Прибалтике, тратить профинансированный из бюджета эфир на «ползучую германизацию», « которая в Калининграде невозможна » (цитата по Антону Алиханову). Региональная повестка всё больше вытесняется федеральными и международными темами в духе информационной войны России с Западом, за которую активно принялся Николай Долгачев на деньги из калининградского бюджета.


2. Алиса Шкиль, Алла Дацышина (медиагруппа «Каскад») — 32,5 млн руб.

Телеканал «Каскад», портал «Калининград.ру», радиостанция «Монте-Карло»

В 2015 году: 26,2 млн руб.

Кого пиарит: правительство Калининградской области, администрацию Калининграда, горсовет Калининграда, Калининградскую областную Думу, избирательную комиссию Калининградской области — 20 контрактов

НТРК «Каскад» — единственное в регионе частное СМИ, которое настолько сильно зависит от бюджетного финансирования: получив госконтракты на 32,5 млн руб., компания демонстрирует официальную выручку в 21,6 млн руб. Страшно представить, что случится с «Каскадом», если власти перестанут тратить бюджетные средства на «освещение деятельности» и свой пиар. Тем более что у них уже есть один телеканал, через который можно донести свою позицию до народа — ГТРК.


3. Марина Васильева, Александр Власов (медиагруппа «Западная пресса») — 15,5 млн руб.

Газеты «Комсомольская правда в Калининграде», «Страна Калининград», «Вечерний трамвай», журнал «Королевские ворота», портал «Клопс.ру», радиостанция «Бизнес ФМ-Калининград»

В 2015 году: 24,3 млн руб.

Кого пиарят: правительство Калининградской области, администрацию Калининграда, горсовет Калининграда, Калининградскую областную Думу, администрацию Гурьевска — 19 контрактов

Супруги Марина Васильева и Александр Власов неоднократно заявляли, что пиарят власть из идейных соображений: задача их медиа — стать неким связующим звеном между властью и народом, и деньги здесь не так важны. Власов регулярно рассказывает о прибыльности своего бизнеса и незначительности государственных вливаний. По нашим подсчетам, в годовой выручке флагманского издания холдинга «Комсомольская правда в Калининграде» объем госконтрактов составляет около 25 %. Как известно, для любого бизнеса лучше, когда эти 25 % есть, нежели когда их нет. С новым подходом Антона Алиханова к распределению финансирования на пиар Власов и Васильева оказались в интересной ситуации: если их бизнес так успешен, то они не должны были подаваться на правительственные гранты для «малоимущих» СМИ. Как ни в чем не бывало, «Западная пресса» получила от правительства грант.


4. Валерий Атаманов («Калининградская правда») — 3,8 млн руб.

В 2015 году: 4,9 млн руб.

Кого пиарит: правительство Калининградской области, администрацию Калининграда, горсовет Калининграда, Калининградскую областную Думу — 4 контракта

«Калининградка» в основном зарабатывает не на пиаре власти, а на публикации официальных документов, без чего они не вступят в законную силу: постановления правительства, законы, официальные предвыборные материалы. За это издание дополнительно получило 10 млн руб.


5. Олег Альтовский («Новый караван») — 3,75 млн руб.

В 2015 году: 3,3 млн руб.

Кого пиарит: администрацию Калининграда, горсовет Калининграда — 5 контрактов

Несмотря на то, что экс-супруга Олега Альтовского Елена Новожилова больше не возглавляет пресс-службу мэрии Калининграда, это не отразилось на объеме госзаказа, который он получал от мэрии и горсовета Калининграда. Более того, с уходом Новожиловой Альтовский даже увеличил свой заработок.


6. Игорь Рудников («Новые колеса») — 3,2 млн руб.

В 2015 году: 3,2 млн руб.

Кого пиарит: правительство Калининградской области, администрацию Калининграда, горсовет Калининграда — 3 контракта

Депутат Облдумы Игорь Рудников — единственный, кто позиционирует свое издание как независимое, но при этом умудряется получать госконтракты на пиар властей всех уровней.


7. Дмитрий Киселев (МИА «Россия сегодня») — 1,5 млн руб.

В 2015 году: 1,5 млн руб.

Кого пиарит: правительство Калининградской области — 1 контракт

Уже второй год подряд правительство Калининградской области не ограничивается пиаром, получаемым от региональных СМИ, и обращается за поддержкой к федеральным медиа.


8. Сергей Руднов (ИА «Регнум») — 1,5 млн руб.

В 2015 году: 1,5 млн руб.

Кого пиарит: правительство Калининградской области — 1 контракт

Еще одно федеральное СМИ, которому правительство Калининградской области второй год подряд платит за свой пиар.


9. Виктория Кашинская («Калининградская вечерка») — 1,4 млн руб.

В 2015 году: 2,6 млн руб.

Кого пиарит: администрацию Калининграда, горсовет Калининграда — 2 контракта

Советник Александра Ярошука, как обычно, не только помогает главе города управляться с информационной политикой, но и получает от горадминистрации контракты на пиар своего руководства.


10. Валерий Корнилов («Фри Калининград») — 1,05 млн руб.

В 2015 году: 1 млн руб.

Кого пиарит: правительство Калининградской области, Корпорацию развития Калининградской области — 2 контракта

Депутат Облдумы Валерий Корнилов тесно связан с бывшим вице-премьером по внутренней политике Александром Егорычевым: с его приходом Корнилов и стал получать деньги за пиар региональных властей, хотя его издания вряд ли являются сильным каналом между властью и обществом, учитывая, что их посещаемость не превышает уровень статистической погрешности.


11. Михаил Черенков («Русский край») — 1 млн руб.

В 2015 году: 500 тыс. руб.

Кого пиарит: администрацию Калининграда, горсовет Калининграда, Калининградскую областную Думу — 4 контракта

После того, как в 2015 году Михаил Черенков решил поспорить с Николаем Цукановым из-за фестиваля Kubana, он был изгнан не только из состава губернаторского совета по культуре, но и лишился госконтрактов на пиар областного правительства.


12. «Интерфакс» — 1 млн руб.

В 2015 году: 900 тыс. руб.

Кого пиарят: правительство Калининградской области — 1 контракт

Федеральное информагенство «Интерфакс» — давний пиар-партнер правительства Калининградской области: на протяжении 5 лет агентство стабильно получает по одному контракту от правительства.


13. Анатолий Стародворский («Балтик плюс») — 900 тыс. руб.

В 2015 году: 1,7 млн руб.

Кого пиарит: правительство Калининградской области, администрацию Калининграда, горсовет Калининграда, Калининградскую областную Думу — 6 контрактов


14. Роман Говоров (Infox.ru) — 800 тыс. руб.

В 2015 году: 800 тыс. руб.

Кого пиарит: правительство Калининградской области — 1 контракт


15. Владимир Суворов, Максим Солодякин («Первый городской») — 190 тыс. руб.

В 2015 году: 1,5 млн руб.

Кого пиарят: Калининградскую областную Думу — 1 контракт

Из-за того, что в 2015 году «Первый городской» не смог выполнить два правительственных пиар-конракта, его внесли в реестр недобросовестных поставщиков и по идее больше не должны были заключать госконтракты. Однако Владимиру Суворову и Максиму Солодякину все-таки достался контракт от Облдумы.


16. Елена Клеветова («Серебряный дождь», «Love radio») – 170 тыс. руб.

В 2015 году: -

Кого пиарит: Калининградскую областную Думу — 2 контракта


Короли бюджетного пиара 2015

Короли бюджетного пиара 2014

Короли бюджетного пиара 2013


Текст: Роман Романовский, аналитик калининградского отделения «Трансперенси Интернешнл – Россия»
Рейтинг: Анна Афонина, стажер калининградского отделения «Трансперенси Интернешнл – Россия» Фото: RUGRAD.EU, facebook.com, gov39.ru
 
По теме
В целях обеспечения бесплатными направлениями (путёвками) в загородные организации отдыха детей и их оздоровления детей военнослужащих и других участников специальной военной операции администрация Советского городского
22 марта на площадке Калининградской торгово-промышленной палаты прошел круглый стол с участием экспертов Комитета ТПП РФ по предпринимательству в текстильной и легкой промышленности,
Направить средства маткапитала на погашение жилищного кредита, а также уплату первоначального взноса по кредиту на приобретение жилья можно сразу после рождения (усыновления) ребенка, в том числе по кредитному договору,
Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 248-ФЗ) предусмотрено, что контроль (деятельность,
Прокуратура Калининградской области провела проверку соблюдения законодательства при осуществлении выплат участникам Специальной военной операции.
26 марта 14-00 сотрудники ФНС по Калининградской области проведут вебинар на темы: «Декларационная кампания 2024.
Житель Калининграда в Пионерском похитил гаражные ворота и сдал их в пункт приема металлолома Александр КАТЕРУША В Пионерском у 65-летнего местного жителя с гаража пропали ворота.
Комсомольская правда
Мероприятие включено в программу профилактических мероприятий для взрослого населения с начала этого года, объявленного Указом Президента Российской Федерации Годом семьи.
Министерство здравоохранения
«Весна, весна, пора любви…» - Детская библиотека им. А.П. Гайдара Заслуженый артист России Николай Горлов С пушкинскиой поэтической строки «Весна, весна, пора любви…» и солнечным посылом начался концерт музыкального колледжа им.
Детская библиотека им. А.П. Гайдара