Сергей ШЕРСТЮК: «Коммунальные услуги многим не по карману»

Кирилл СИНЬКОВСКИЙ

Член областной Общественной палаты – о «тарифной пирамиде» и политической воле. 

Сергей Шерстюк возглавляет в Общественной палате рабочую группу по ЖКХ и энергетике. 

В течение долгих лет он борется с чиновниками разного уровня за снижение тарифов, но понимания с их стороны пока не находит.

- Сергей Анатольевич, какова нынешняя ситуация с тарифами на коммунальные услуги в Калининградской области?

- Она не внушает оптимизма. Судите сами: стоимость газа у нас в два раза выше, чем в среднем по Северо-Западу. Отопление и горячая вода дороже в 1,7 раза. И это при том, что зарплаты здесь не самые высокие в стране. Такой дисбаланс между расходами и доходами привел к тому, что долги населения перед ресурсоснабжающими организациями сегодня составляют около полутора миллиардов рублей. Год назад жители области были должны где-то миллиард. Полтора года назад - 500-600 миллионов. Складывается впечатление, что люди просто не могут платить, и это подтверждается проведённой совместно с БФУ им. Канта научно-исследовательской работой.

Недавно на состоявшейся в Общественной палате пресс-конференции я озвучил все эти цифры, чем вызвал недовольство чиновников. Используя самые разные площадки, например, межфракционное заседание в областной думе с участием губернатора, общественно-политический совет при главе региона, они стали утверждать, что с тарифами все у нас хорошо. Якобы их рост не превышает допустимых норм.

При этом, как мне кажется, происходит подмена понятий. Во-первых, мы говорим не о росте тарифов, а об их величине, это разные вещи. Так вот, величина тарифов на отдельные энергоносители в нашей области больше, чем в других регионах страны. Во-вторых, рост тарифов на тепло, горячую воду, газ и так далее следует оценивать не за календарный год, как это делают чиновники, а сравнивая текущий отопительный сезон с предыдущим. Например, за год тарифы, как нам говорят, повысились на шесть процентов. Однако если сравнить отопительный сезон 2012-го с отопительным сезоном 2013-го, то получается, что на восемь. Как говорится, почувствуйте разницу! Ну а, в-третьих, в управлении сферой ЖКХ нет системного подхода, наблюдаются постоянный аврал и латание дыр. А страдают от этого в конечном итоге люди, простые потребители! По моему глубочайшему убеждению, тарифы в Калининградской области являются непосильными для большинства ее жителей, и никто из чиновников не хочет заниматься их снижением.

- Почему стоимость коммунальных услуг все время повышается?

- Есть две причины. Первая кроется в изъянах федерального законодательства. У нас создана своего рода «пирамида роста тарифов». Если очень коротко и просто, то основана она на постулате, что тариф должен расти. Объясняется все это инфляцией, ростом цен на топливо и так далее. Федеральная служба по тарифам спускает для регионов что-то вроде плана. Дескать, тариф может вырасти на столько и на столько. Позвольте, а если предприятие, которое производит коммунальные услуги, хорошо сработало? Если оно применило новые технологии? Зачем ему повышать тариф? Стоит ли это делать? Может, нет? Но все повышают, потому что можно. И даже как бы нужно! Этим самым у ресурсоснабжающих предприятий убивается мотивация что-то делать в рамках ФЗ № 261, то есть ежегодно снижать потребление энергоресурсов на четыре процента.

Впрочем, даже в этой ситуации на местном уровне есть реальная возможность установить, скажем так, разумные тарифы. Однако этого не происходит. Позиция местной службы по тарифам мне непонятна, в её работе, как мне кажется, присутствует субъективный подход.

В 2011 году тарифы почти не росли, потому что были выборы, в 2012-м росли терпимо, а в 2013-м как с цепи сорвались. С первого июля электроэнергия подорожает на 12,8 процента, природный газ – на 8,7 процентов, отопление – на 7,5, горячая вода – на 9,8, холодная – на 5,8, водоотведение – на 5,2 процента.

- Откуда взялись эти цифры? На чем основаны расчеты? Почему электроэнергия подорожает на 12,8 процента , а горячая вода - на 9,8?

- Общественная палата пытается это выяснить, но пока безуспешно. Предприятия, которые производят эти услуги, не очень-то склонны делиться информацией о том, что происходит у них на кухнях. Хотелось бы, например, посмотреть результаты экспертизы обоснованности установленных тарифов. Но нам этих бумаг просто не показывают. Может, экспертизы и не проводились вовсе? То же можно сказать и о расчётах доступности тарифов для населения.

- В чем вы видите выход из сложившейся ситуации?

- Общественная палата считает, что необходимо проведение независимых экспертиз.

- А кто их будет проводить? И главное, кто оплатит работу специалистов?

– В Москве, в Санкт-Петербурге есть организации, которые имеют право этим заниматься. Средняя стоимость экспертизы одного тарифа – примерно 200 тысяч рублей. А что касается источника финансирования, то, во-первых, труд экспертов могут оплатить предприятия, поставляющие коммунальные услуги. Если учесть, что все они тут у нас – монополисты, то это, на мой взгляд, было бы справедливым. Ну а, кроме того, средства можно взять из регионального бюджета.

Этой мыслью я, кстати, поделился с губернатором Цукановым во время межфракционного заседания областной думы, которое состоялось 18 марта. Но она, как показалось, не привела его в восторг. Он сразу же поинтересовался, какую именно статью расходов я предлагаю сократить. У меня нашлось что ответить. Я сказал, что не все в регионе с пониманием относятся к тому, что на содержание футбольной команды «Балтика» из областной казны выделяются сумасшедшие деньги. Есть вещи и поважнее, чем футбол. Это благополучие тысяч калининградцев, которые оплачивают сейчас коммунальные услуги по каким-то запредельным тарифам. Кроме того, я напомнил Цуканову о существовании его личного губернаторского фонда.

По моему глубокому убеждению, деньги на экспертизу можно найти. Просто нужно желание решить проблему, политическая воля. Без нее дело с мертвой точки не сдвинется.

- Как отреагировал на ваши предложения губернатор?

- Прямого ответа я не получил, но надеюсь, что глава региона меня услышал и все понял правильно.

Вообще же от этой беседы осталось странное впечатление. Губернатор сказал мне: «Вот вы, Сергей Анатольевич, всех критикуете, в том числе и региональные власти. Но критиковать – легко. А где конкретные предложения?» Меня этот вопрос очень удивил. Ведь мы каждый год проводим заседания Общественной палаты по вопросам ЖКХ и направляем свои предложения в областное правительство. Иногда даже дважды в год. Последний документ , который мы направили губернатору и областной думе, содержит аж 29 конкретных предложений. Надеюсь они будут оперативно рассмотрены и воплощены в жизнь. Ну а пока лично я предложил бы просто заморозить рост тарифов в 2013 году. Хотя бы на год. Иначе может произойти социальный взрыв.

Предложения Общественной палаты Калининградской области по вопросам реформирования ЖКХ  и тарифам на коммунальные услуги.

Для рассмотрения и принятия решения органами исполнительной и законодательной власти Калининградской области.

I. Законодательные инициативы, программы,
обращения
1) Разработать региональный закон «О жилищно-коммунальной политике в Калининградской области».
2) Разработать и провести общественное обсуждение Комплексной программы по реформированию ЖКХ в регионе.
3) Разработать программу льготного финансирования по проведению капитальных ремонтов в многоквартирных жилых домах с долевым участием собственников жилья, муниципалитетов и правительства Калининградской области.
4) Разработать программу по переводу угольных и мазутных котельных в муниципальных образованиях Калининградской области на местные виды топлива (торф, щепа).
5) Рассмотреть возможность обращений в Правительство Российской Федерации по вопросам:
а) включения объема потребляемого газа КТЭЦ-2 в общий баланс ОАО «Калининградгазификация» с целью снижения тарифа на газ для населения Калининградской области;
б) установления экономически обоснованной цены на электроэнергию и мощность для КТЭЦ-2, а не для Интер РАО в целом;
в) введения государственного регулирования цен на уголь и мазут, используемых для нужд ЖКХ Калининградской области.
6) Разработать конкретные мероприятия по реализации Указа Президента РФ от 07.05.2012 г. №600.
II. Тарифы и нормативы
7) Разработать новые подходы по совершенствованию региональной системы тарифообразования на услуги ЖКХ с соблюдением условий доступности тарифов для населения.
8) Подготовить предложения по внесению изменений в федеральные законодательные акты, касающиеся вопросов тарифообразования, функционирования объединенных рынков электрической энергии, мощности и т.д., которые бы учитывали особенности функционирования энергетики Калининградской области.
9) Периодически (1 раз в 3 года) проводить независимую экспертизу установленных тарифов на услуги ресурсоснабжающих предприятий, занимающих монопольное положение на рынке электрической и тепловой энергии в Калининградской области.
10) Провести централизованный расчет нормативов потребления услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения для всех муниципальных образований Калининградской области с привлечением специализированной организации по конкурсу.
11) Провести независимую экспертизу тарифов на услуги ОАО «Калининградгазификация» и ЗАО «Петербургрегионгаз», а также на тепло, вырабатываемое МУП «Калининградтеплосеть».
12) Создать региональный информационно-аналитический центр по мониторингу и экспертизе цен и тарифов на базе БФУ им.И.Канта с софинансированием со стороны Правительства Калининградской области.
13) Провести широкое обсуждение проделанной работы БФУ им. И. Канта и Общественной палаты Калининградской области «Региональная тарифная политика в сфере ЖКХ и её влияние на уровень жизни населения Калининградской области».
III. Работа управляющих компаний
14) Подготовить предложения по внесению изменений в законодательные акты, регулирующие взаимоотношения между УК и ресурсоснабжающими организациями, по совершенствованию системы предоставления коммунальных услуг и проведения расчетов за предоставленные услуги.
15) Разработать на региональном уровне методические рекомендации, содержащие перечень обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов в соответствии с нормами технической эксплуатации жилищного фонда, а также по определению удельной стоимости (единичн. расц.) оказанных услуг, с учетом конструктивных особенностей и технического состояния конкретного многоквартирного дома.
16) С целью автоматизации деятельности по начислению платежей, обеспечения целевого характера использования поступающих от потребителей средств за получаемые жилищно-коммунальные услуги, своевременного начисления и учета льгот, субсидий и компенсаций, обеспечения прозрачности прохождения финансовых потоков, формирования единой информационной и платежной системы, создать по всей области расчетно-кассовые центры в форме биллинговых центров.
IV. Жилищный фонд
17) Создать базу данных технического состояния инженерных систем коммунальных предприятий, а также технического состояния многоквартирных домов.
18) Принять целевую программу по капитальному ремонту жилых домов довоенной постройки с источниками финансирования регионального бюджета», муниципальных средств и возможностью привлечения федеральных средств.
19) Внести изменения в методику по отбору многоквартирных домов для проведения в них капитального ремонта. В первую очередь должны ремонтировать те дома, в которых конструктивные особенности строительной части (стены, крыши, окна и т.д.) не соответствуют нормативным требованиям, в результате чего происходит сверхнормативное потребление тепла населением.
20) В каждом муниципальном образовании составить программу по проведению регулировочных работ в системах отопления многоквартирных жилых домов. Только после этого планировать установку и эксплуатацию общедомовых приборов учета тепла.
21) На региональном уровне принять решение о приобретении и установке общедомовых приборов учета коммунальных услуг за счет ресурсоснабжающих организаций с долевым финансированием собственников жилых помещений, с возможностью дистанционного снятия показаний приборов учета.
V. Прочие
22) Создать информационную систему по работе с обращениями граждан по вопросам ЖКХ (по системе «одного окна»).
23) Организовать централизованную закупку угля и мазута для всех муниципальных образований с обязательным входным контролем ввозимого топлива. Рассмотреть возможность введения отдельной статьи в бюджете по выделению средств для оплаты топлива и тепла в муниципальных образованиях Калининградской области.
24) Разработать программу по реализации технической возможности потребления тепла от КТЭЦ-2 населением и промышленными объектами г. Калининграда в объеме выработки тепла энергоисточником.
25) Разработать программу строительства ТЭЦ малой мощности на принципах когенерации, работающих на местном топливе (отходах древесины, ТБО) для муниципальных образований со сложившимся дефицитом электроэнергии и тепла или их высокими тарифами.
26) Разработать региональную программу по созданию в муниципалитетах централизованных сетей горячего водоснабжения.
27) Внести изменения в региональную программу по работе с отходами и привести её в соответствие с требованиями федерального законодательства и региональными особенностями.
28) Обеспечить создание, финансирование и оказывать содействие в работе регионального Центра общественного контроля в сфере ЖКХ.
29) Разработать программу по созданию в регионе автономных энерго-производственных кластеров с целью создания сети независимой распределенной энергетики и одновременным снижением тарифов на энергоносители.

Председатель Общественной палаты
Калининградской области
Г.Д.Чмыхов. 
 
По теме
29.03.2024 г. ГП КО «Водоканал» планирует проведение ремонтных работ, требующих отключения подачи воды в водопроводную сеть диаметром 100-150 мм., на период: с 09.00 д 17.00 ч. Характер работы:
Ведём работы во всех 22 муниципалитетах. Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.
28.03.2024 г. с 9:00 до 17:00, в связи с проведением работ  на ВЛ 15-29, будет произведено отключение электроэнергии в: 1. п. Озерки : ТП 29-14 газовая котельная , ТП 29-10 , ТП 29-1 школа п. Озерки , скважина , АТС , почта ,
Окружной Калининграда перерубили освещение - ИА Русский Запад Условное изображение. Северный обход Калининграда. Ремонтники планируют восстановить освещение Северного обхода Калининграда до конца дня четверга, 28 марта 2024 года.
ИА Русский Запад
«Весна, весна, пора любви…» - Детская библиотека им. А.П. Гайдара Заслуженый артист России Николай Горлов С пушкинскиой поэтической строки «Весна, весна, пора любви…» и солнечным посылом начался концерт музыкального колледжа им.
Детская библиотека им. А.П. Гайдара
В гостях у Мурра - Детская библиотека им. А.П. Гайдара 27 марта в дни Всероссийской Недели детской книги в уютном зале библиотеки состоялась встреча друзей – калининградских писателей, художников, читателей и библиотекарей.
Детская библиотека им. А.П. Гайдара
Великий поиск с Михаэлем Энде - Детская библиотека им. А.П. Гайдара Михаэль Энде В честь 45-летия со дня издания бессмертного романа об испытаниях, отваге,
Детская библиотека им. А.П. Гайдара