«От Матисса — до Дали»: в Калининграде открылась выставка мастеров Парижской школы (фото)

Фото: Андрей Вологодский, Калининград.Ru

В четверг, 14 декабря, в Калининграде открылась выставка графики «Шедевры мастеров Парижской школы» из личных собраний известного коллекционера Марка Башмакова. 

Париж, 1900 год. Ещё никому не известный Пабло Пикассо приезжает в столицу Франции. Именно этот момент и считают отправной точкой для такого явления, как Парижская школа. Монмартр и — в большей степени — Монпарнас быстро наполняются голосами художников-эмигрантов из России, Европы и даже Японии. Их не связывает единый стиль, направление или метод. Совсем наоборот: именно в спорах, соперничестве и столкновении самобытных подходов и культур возникают новые шедевры. Но объединяет их любовь к многоликой и прекрасной музе — Парижу.

И теперь калининградцы и жители области смогут оценить графические работы известных мастеров, а также открыть для себя новые имена. Почти 90 произведений — собственность известного математика и коллекционера Марка Башмакова. Ещё в 60-е годы он стал профессором Сорбонны, и именно в тот период раз и навсегда влюбился в Париж и его художников. Кстати, в «Эрмитаже» действуют несколько залов с его коллекциями. И это единственный случай, когда живой человек может похвастаться постоянной экспозицией в этом музее.

Представил экспозицию совладелец PS Gallery и племянник  коллекционера  Павел Башмаков. «Я думаю, что неспроста эта выставка проходит именно здесь. Калининград даже территориально находится наиболее близко к Парижу среди всех городов Российской Федерации. Город, который исконно владеет глубокой связью с западной культурой, а именно западная культура здесь будет представлена», — отметил он.

Кстати, размещение выставки в Музее изобразительных искусств не менее символично. «Сильнейшая часть нашей коллекции — это графика. Это даже самая большая коллекция не только по количественным показателям, но и по качественным. Наш музей — это первое бьеннале графического искусства страны, и вообще первое бьеннале на постсоветском пространстве», — подчеркнула директор Музея изобразительных искусств Галина Заболотская.

Выставка разделена на шесть частей. Первая — признание в любви к городу «Мой Париж». Неудивительно, что в этом блоке можно найти работы «главного поэта» столицы, с которым в первую очередь ассоциируют её в XX веке — Мориса Утрилло. Он с бесконечной любовью изображал улочки Монмартра и Монпарнаса, передавая их лёгкость и шарм. По-другому видел город выходец из России Михаил Шемякин. Две работы из знаменитой серии «Чрево Парижа» связывают первый блок с секцией «Россия — Франция». Знаменитые тушеноши с рынка словно напоминают, что за внешним лоском столицы скрывается мрачная, но от этого не менее чарующая сторона.

В части «Россия — Франция» представлена не только графика выходцев из России, но и работы иностранных мастеров по мотивам русских произведений: «Тараса Бульбы» Максима Горького и «Пиковой дамы» Александра Пушкина. Но безусловной звездой этой секции можно считать серию Марка Шагала по гоголевским «Мёртвым душам». Специалисты считают, что именно в этих произведениях он достиг наивысшего мастерства как художник-график. Однако за знакомым сюжетом и первоклассным исполнением можно разглядеть и другую эмоцию: тоску художника по родному Витебску.

Продолжает книжную тему и блок Livre d'artiste. Этим термином, который крайне нежелательно заменять калькированным переводом на русском, обозначают работу художника над книгой как отдельное произведение искусства. И это единственная секция выставки, в которой можно найти художника из XIX века. Но именно Эжен Делакруа впервые иллюстрировал книгу («Фауста» Гёте), полностью отстранившись от текста. И хотя современники раскритиковали мастера, уже в XX веке такой подход обрёл небывалую популярность в Париже, а затем и в остальном мире.

Мастером подобного метода считается Сальвадор Дали. И на выставке представлены иллюстрации Дали к «Моисею и монотеизму» Зигмунда Фрейда. Описывать их бесполезно, так что стоит лишь упомянуть, что художник соединил старинные литографские методы с собственными наработками. Ах, и да: вместо бумаги он использовал высушенную кожу.

Блок «Линия. Форма. Цвет» отображает многогранность абстракционизма. Например, здесь есть графика Кандинского. Но остановитесь возле работы Сони Делане. Яркие краски, закрученные в спираль, неизменно вызывают внутренний отклик. Кроме того, где-то на подсознательном уровне могут всплыть неожиданные ассоциации с миром моды. Ничего удивительного, ткани по эскизам Делоне заказывали именитые модельеры, например, Ив Сен-Лоран.

В секции «Мир природы» находятся самые яркие работы экспозиции. Так, в PS Gallery уверяют, что с «Ананасом» Сальвадора Дали гости делают больше всего селфи. Но не пропустите и «Птицу» Жоржа Барка: во Франции этот художник знаменит и любим так же, как у нас Иван Шишкин.

Завершает экспозицию «Душа цирка». Здесь вы найдёте, например, декупажи Анри Матисса. Они изначально назывались «Цирк», но потом стали «Джазом», потому что художник увлёкся этим музыкальным направлением во время работы. Мастер-фовист отказался от смешения краски, а использовал яркие чистые цвета. Такой подход позволяет минимальными средствами добиться максимального погружения в картину: вот на жёлтой тревожной арене цирка белого невинного слона поражают красные стрелы — зрители. И ему лишь остаётся мечтать о родных чёрных джунглях.

Как отметило руководство Музея изобразительных искусств, сотрудничество с GS Gallery продолжится и в следующем году. Так, калининградцы смогут увидеть работы русских эмигрантов и Сальвадора Дали. А после переезда в здание биржи состоится грандиозная выставка, вдохновлённая ар-деко. «В дальнейшем если удастся повторить опыт, будет более интересно не только калининрадцам, но и гостям города. Туристы приедут и увидят вдруг выставку, где находятся картины Шагала, причём по произведениям Гоголя, например, — а такое сочетание редко когда встречается», — отметил министр по культуре и туризму области Андрей Ермак.

Увидеть экспозицию можно в Музее изобразительных искусств (бывшая Художественная галерея) до 25 февраля 2018 года.  В рамках выставки организовали экскурсии, а также прочитают лекцию о художниках этой школы. Не сомневайтесь: вам точно понравится. Эта выставка так же разнообразна, как Париж: каждый сможет найти произведение по душе. И так же удивительна, как он: вы не только откроете для себя новые имена, но и по-другому взглянете на уже известных мастеров.

Фото: Андрей Вологодский, Калининград.Ru

Анжелика Кубряк
 
По теме
Житель Калининграда в Пионерском похитил гаражные ворота и сдал их в пункт приема металлолома Александр КАТЕРУША В Пионерском у 65-летнего местного жителя с гаража пропали ворота.
Комсомольская правда
Мероприятие включено в программу профилактических мероприятий для взрослого населения с начала этого года, объявленного Указом Президента Российской Федерации Годом семьи.
Министерство здравоохранения
«Весна, весна, пора любви…» - Детская библиотека им. А.П. Гайдара Заслуженый артист России Николай Горлов С пушкинскиой поэтической строки «Весна, весна, пора любви…» и солнечным посылом начался концерт музыкального колледжа им.
Детская библиотека им. А.П. Гайдара