Иван Охлобыстин: «Как многодетный отец, я не могу позволить себе быть циником»

21-Охлобыстин.jpg
Фото: strana39.ru
Фирменная противоречивость и нетривиальность актера, писателя и сценариста Ивана Охлобыстина в полной мере проявилась в беседе с корреспондентом «СК». А побеседовали о многом – об особенностях русской церкви и кинематографа и о том, почему замолк наш рок-н-ролл.

Об изломах души

– Иван, насколько мне известно, боевая история вашей семьи связана с Калининградом… 
– И с Кёнигсбергом тоже. Мой прадедушка служил в гарнизоне Кёнигсберга. А папа получил медаль «За взятие Кёнигсберга». Полковник медицинской службы, он был глубоко погружен в профессию, и случилось так, что я стал весьма поздним ребенком. Может, отсюда – артистическая жилка…

– Вы по первой специальности режиссер. Могли себе в пору обучения представить, что станете сценаристом, писателем, актером и медийной персоной?
– Ни на минуту не мог! Я совершенно искренне не хотел быть артистом. И поэтому для меня все последующие события стали шокирующей неожиданностью. И в результате пережитого я обрел немалый опыт. В том числе писательский: как поймать свой маленький дзен, когда вокруг все кипит, все бегут, все ругаются,  а ты на телефончике, на компьютере, на планшетике колотишь.

– А что вас вдохновляет как читателя?
– Пожалуй, «Сто лет одиночества», «Мастер и Маргарита», «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» – люблю чтиво, в котором имеют место изломы души….

– Кстати, об «изломах души». Ваш сценарий к фильму «Даун Хаус» по мотивам романа Достоевского «Идиот» (Иван сыграл роль Рогожина. – Прим. авт.) – это о них, об изломах, или черный юмор а-ля Тарантино?
– Могу с полной ответственностью сказать – фильм сделан с большой нежностью, для души, хотя и получился хулиганистым. Черный юмор? Да, конечно, но тени создают объем. И у меня не было задачи стебаться над Достоевским. Мне захотелось несколько принизить пафос и внести в мрачную возвышенность нотку иронии. Знаете, мне «Даун Хаус» представляется гораздо более реалистичным, чем сериал Хотиненко с замечательным Женей Мироновым с придыханиями и аффектацией. 

Церковь  и прагматизм

  – А вам в сплин случалось погружаться?
– Периодически ты переутомляешься, уходишь на уровень фола. Именно в такие мгновения приближаешься к ощущению ничем не мотивированного ужаса (в психиатрии это называется «зарница»). Тот ужас, который испытал я в течение своей жизни, по биохимической причине, от личного страха или какой-то физической боли, доказывает мне, что все это переживаемо. Хотя соблазн покинуть этот мир то и дело маячит перед нами. Но покинуть мир посредством самоубийства – один из самых не драйвовых. Можно пожертвовать свои органы человеку, который хочет жить, но не имеет такой возможности. Можно устроиться уборщиком в больнице города Малый Ярославец и там внутренне себя разорвать в куски. Может быть, то самое мрачное и отчаянное мгновение, которое переживает человек, есть первый шаг навстречу самому себе счастливому. В этом случае цепи оборачиваются веригами. А вериги – это уже относится к святым.

– Как случилось, что вы стали верующим человеком?
– Это из детства. Оно прошло в деревне. На Пасху мы непременно красили яйца. Чуть позже я пришел в церковь из сугубо прагматичных соображений.

– ???
– Это было желание создать и сохранить семью. Я был влюблен неистово, я хотел это сохранить навсегда. Я понимал, что я могу любить только такого человека, который как факел пылает. 
И чтобы сохранить наши отношения, нужно что-то такое фундаментальное, что-то вот должно было нас держать, помимо наших чувств. А это, по моему разумению, только вера. 

– Как вы прокомментируете тезис о том, что сегодняшняя РПЦ – прежде всего бизнес-структура?
– Непростой вопрос. Я знаю много деревень, где священники сидят на картошке и морковке, с пятью детьми. С трудом покупают учебники и берут секонд-хенд. И я знаю примеры жирующих. Ни тех, ни других я не осуждаю, не оцениваю. Большая иллюзия считать, что даже если ты 20 свечек купишь, что ты обогатил церковь. И большая иллюзия считать, что «бэху» приобрел некий священник на то, что ты купил свечку. Нет! Он ее приобрел, скорее всего, познакомившись в Сочи на камушке со случайным чуваком, который в пылу после трех мохито спросил: «Блин, чего-то у меня на душе черно! Скажи мне, отец Василий, есть Бог или нет?» Вот как- то так. Уличить лично меня в излишней корысти тоже нельзя, потому что я всегда на границах находился. Просто я не стесняюсь выражать то, что я чувствую.

– Многие воспринимают вас как циника, а вы частенько называете себя ортодоксом…
– Я многодетный отец. Поэтому быть циником – совершенно непозволительная для меня роскошь. А ортодоксальность моя выражается в том, что я отдаю предпочтение моделям, которые прошли клиническое испытание эволюцией. Например: батискаф сначала нащупал Жюль Верн, потом стал практически применяться. Это свойство можно назвать и консервативностью. Но при этом я стремлюсь к самым простым житейским радостям – обожаю по 100 раз смотреть что-нибудь вроде «Голого пистолета».

Трудные времена только закалили

– Как вы среагируете, если дети захотят пойти в шоу-бизнес? 
– Я не буду возражать. Он ведь разный бывает. Коллеги по «Интернам» за эти годы стали мне практически родственниками. Любое творчество – а шоу-бизнес тоже может быть творчеством – это пот, труд, искушение и одиночество. Разваливается огромное множество творческих семей.

– Что позволило вашей семье выжить?
– Прежде всего моя прекрасная одаренная супруга пошла на жертву и всецело посвятила себя семье. Но есть еще и такое обстоятельство: в 1990-е годы уровень адреналина зашкаливал. Мы – тушинские панки, и в период безденежья нам с Оксанкой жилось так же комфортно, как и позже, когда появились деньги. Трудные времена нас закалили. Вообще, я убежден, что низкий уровень стресса делает современную молодежь инфантильной. Отчего сейчас такая звонкая тишина и притих рок-н-ролл? Я думаю, оттого, что общество стабилизировалось. 

– Конфликтуете ли вы с друзьями по поводу несовпадения политических пристрастий? С Михаилом Ефремовым, например.
– О, Миша периодически на меня ругается! Но есть вещи на порядок выше нас. Миша – крестный моей дочери Анфисы. И вообще, это совершенно родной для меня человек. Спорить с ним – все равно, что спорить со своей левой ногой…

Справка «СК»
Иван Охлобыстин родился в 1966 г. Окончил режиссерский факультет ВГИКа. Первая картина Охлобыстина-режиссера  «Арбитр» в 1991 г. победила 
на «Кинотавре» в номинации «Фильмы для избранных». Снялся более чем в 40 фильмах. Имеет 9 наград за роли и более 20 за лучший сценарий. В 2001 г. рукоположен в священники. Служил в Ташкентской епархии, 
затем в московском храме Святителя Николая и в храме Софии Премудрости Божией. В 2010 г. Патриарх Кирилл по просьбе Охлобыстина временно освободил его от священнослужения. 
Жена – актриса Оксана Арбузова. У пары шесть детей. 


Иван Охлобыстин совмещает в себе много граней: он и ярчайшая медиаперсона, и любящий глава большой семьи
цитата ,
: , : Я убежден, что низкий уровень стресса делает современную молодежь инфантильной
 
По теме
Для всех православных верующих началась самая ответственная, напряженная и одновременно чистая и радостная пора духовной жизни и приготовления к главному православному празднику – Светлому Христову Воскресению.
В Свято-Тихоновском университете прошла научная конференция, посвященная философско-религиозным идеям Иммануила Канта.
Житель Калининграда в Пионерском похитил гаражные ворота и сдал их в пункт приема металлолома Александр КАТЕРУША В Пионерском у 65-летнего местного жителя с гаража пропали ворота.
Комсомольская правда
Мероприятие включено в программу профилактических мероприятий для взрослого населения с начала этого года, объявленного Указом Президента Российской Федерации Годом семьи.
Министерство здравоохранения
Знакомьтесь, Балтийское море! - Детская библиотека им. А.П. Гайдара 26 марта в рамках Недели детской книги состоялась встреча, посвящённая Дню Балтийского моря.
Детская библиотека им. А.П. Гайдара