Новости города БезФормата.Ru
Калининград
Главные новости
 
Задать вопрос?

История западной России. Десять лет назад...

Image - Exclav.Ru
Image - Exclav.Ru
Фото: exclav.ru

В средствах массовой информации сейчас продолжает обсуждаться учебный курс «История Западной России», преподаваемый в школах Калининградской области. Создателей курса обвиняют в формировании сепаратистских настроений у калининградской молодежи. Напоминаем, что ещё десять лет назад общественная организация «Калининградский патриотический форум» обратила внимание на опасность введения в школах области этого курса. Рабочая группа «История западной России» КПФ выпустила несколько сборников аналитических материалов по данной теме. В первом таком сборнике, опубликованном в 2007 году, анализируется первое поколение учебных пособий курса, по которым велось преподавание в школах области в течение 2006/2007 учебного года. С содержанием и критикой «Программы общего образования по истории края» (авторы-составители Г.В. Кретинин, Н.А. Строганова) читатели уже имели возможность ознакомиться. Но в первом сборнике (страницы 17-28) был приведен ещё и анализ учебного пособия «История западной России. Калининградская область: история края. Часть 1. С древнейших времен до начала XIX века» авторства того же Г.В. Кретинина.

 

 

В некоторой степени этот материал уже принадлежит истории. Первое поколение учебных пособий сменилось вторым: был отпечатан пилотный тираж учебно-методического комплекса «ИЗР». После корректуры содержания учебников, прошедшей не без влияния критики «Калининградского патриотического форума», был отпечатан основной тираж учебно-методического комплекса «ИЗР». Его можно считать третьим поколением учебных пособий по курсу «История западной России». И всё же мы воспроизводим без купюр текст анализа учебного пособия 2006 года авторства Г.В. Кретинина для более ясного понимания феномена сферы образования Калининградской области.      

 

 

 

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

 

Московские инициаторы введения в школах Калининградской области курса «История Западной России» преследовали, вероятно, вполне благие цели и задачи. Эти цели и задачи, скорее всего, и были декларированы в программе курса. Ведь разработчикам программы необходимо как-то отчитаться перед Москвой. Но краткий анализ этой программы, приведённый выше, показывает определённое несоответствие её содержания заявленным целям и задачам. Следует предположить, что обнаруженная тенденция получит своё дальнейшее развитие в учебных пособиях данного экспериментального курса. Проверим это анализом содержания изданного РГУ им. Канта в 2006 году тиражом 200 экз. учебного пособия автора Г.В. Кретинина «История Западной России. Калининградская область: история края. Часть 1. С древнейших времён до начала XIX века». 

 

Введение.

 

В первом же абзаце автор пособия, профессор РГУ им. Канта Кретинин заявляет, что введение данного курса «не является очередной новацией в образовании»(стр.4). Расценить это заявление можно так: не беспокойтесь, мол, всё это и так делалось. Но, в таком случае непонятно, зачем выделять средства под статус эксперимента?

 

Учебное пособие предназначено для учителей, для тех, кто реально будет организовывать и проводить занятия. Учебное пособие формирует взгляды учителя на преподавание курса, формирует мировоззрение учителя. Во «Введении» мы можем наблюдать интересный ход автора: он отрицает возможность достижения поставленных в «Программе» целей и задач! Любопытно, что при этом Кретинин является соавтором «Программы», т.е. поставленные цели и задачи он, вроде бы, сам же и сформулировал. Если они, конечно, не спущены прямо из Москвы. Цитируем…

 

«Обстоятельства существенно влияют на пути достижения заявленных целей. В частности, когда мы говорим о решении задачи, связанной с необходимостью приобщения во время изучения курса истории края к основам духовных, нравственных, художественных, материальных и других культурных традиций региона, то должны понимать, что предыдущая культурная традиция пресеклась в 1945 г. В крае не осталось её носителей, материальных следов довоенной культуры очень мало, и они продолжают исчезать. В то же время отечественная культурная традиция ещё не имеет твёрдого базиса, она ещё формируется…»(стр.5-6). Кто формирует? Сам Кретинин и формирует! Он является членом Совета по культуре при губернаторе Калининградской области.

 

«Решая задачу формирования патриотической убеждённости учащихся, воспитания в их сознании нравственных идеалов, мы должны ясно себе представлять, что отечественные духовные и культурно-исторические ценности, лежащие в основе нравственно-патриотического воспитательного процесса, подвергаются и будут подвергаться эрозии со стороны мощного событийного пласта предшествующей истории» (стр.6).


«Задача сохранения исторической памяти, воспитание уважения к прошлому своего и других народов в отсутствие глубоких исторических корней на этой земле, по сравнению с другими российскими регионами, часто оказывается декларативной, так как послевоенный период истории края не столь насыщен событиями, фактами, явлениями, именами» (стр.6).

 

Таким образом, мы видим, что с первых страниц учебного пособия преподаватель настраивается на недостижимость поставленных в программе целей и задач. Многообещающее начало…

 

Далее во «Введении» Кретинин задаёт следующие педагогические установки: «Говоря в целом об истории той территории, на которой сегодня проживают калининградцы, мы должны чётко себе представлять, что речь может идти только об истории края в его географическо-историческом понимании. Не истории части России, не истории Калининградской области, так как, по сути, всё это будет история последних шести десятилетий»(стр.7). Уму непостижимо! На обложке учебного пособия жирным шрифтом отпечатано: «История Западной России. Калининградская область. История края». А уже на седьмой странице автор объявляет название несоответствующим действительности. И Министерство образования Калининградской области это утвердило в качестве учебного пособия для учителей общеобразовательных школ! Видимо, далее титульного листа в этом министерстве учебные пособия не читают…


«Изучая, по сути, историю другого государства, патриота России воспитать будет исключительно сложно. Тем более что за семисотлетнюю историю немцы добились немалых достижений в освоении этого края. Россияне в своем периоде тоже имеют яркие достижения, однако использование сравнительного метода при преподавании истории края не всегда будет выигрышным для россиян. Это надо признать, и с этим следует согласиться» (стр.7). Вот такая «патриотическая» установка для учителя.

                     

Кретинин оговаривается: «Да, существует известное опасение того, что курс истории края может превратиться в курс истории Восточной Пруссии. Что, собственно говоря, и произошло в 1990-х гг.» Но, сам же и рассеивает опасения: «Определённой гарантией достижения намеченных целей станет то обстоятельство, что новый курс вводится в рамках федерального базисного учебного плана» (стр.8). Не убедительно…

                           

Глава 1.

 

Первые сведения о янтарном крае. Заселение края. Древние пруссы.

 

Первая же глава учебного пособия показывает стиль работы автора. 95% материала практически дословно перепечатано из первой главы «Очерков истории Восточной Пруссии» (Калининград, «Янтарный сказ», 2002 г., автор главы В.С. Суворов), стр.16-32. Довольно странное учебное пособие получается: текст из книги и списки литературы… Из всей литературы, заявленной в списках источников, рекомендованной и дополнительной литературы, сам автор практически использовал только указанную выше главу Суворова из сборника «Очерки истории Восточной Пруссии». Остальная литература практического значения не имеет ни для автора, ни для читателей-преподавателей. Например, сколько экземпляров «Истории Пруссии», изданной в 1847 году в Санкт-Петербурге, можно обнаружить сегодня на территории Калининградской области? Доступна ли эта книга рядовому преподавателю истории? Или статья Перцева В.Н. «Пруссия до завоевания её немцами» из «Исторического журнала» за… 1944 год? Ясно, что обширный список подобной литературы имеет одно назначение – подчеркнуть масштабы исследовательской работы самого автора пособия. Но, когда обнаруживается, что содержание работы почти на 100% взято из одного источника… А сам источник в списке литературы замаскирован так: «Очерки истории Восточной Пруссии / Г.В. Кретинин и др.» Возможные комментарии понятны? Стиль «научной работы» в РГУ им. Канта…

 

Итак, первая глава пособия почти целиком перепечатана из главы Суворова «Очерков истории Восточной Пруссии», без конкретного указания первоисточника. Таким образом, в данном случае собственный труд Кретинина невелик. Но что-то ведь он да сделал? Сделанную работу следует выделить. Дословно переписывая целые страницы труда Суворова, Кретинин сделал определённые купюры. Это тоже есть характеристика работы автора пособия: что отброшено «за ненадобностью»?

                     

Прежде всего, отметим, что Кретинин, дословно перепечатав страницы Суворова о религиозных представлениях древних пруссов (кстати, в этих представлениях слишком много вымысла), принципиально не стал цитировать материал о происхождении и значении термина «пруссы» (стр.26-27). Удивительно, но объяснения названия жителей края в учебном пособии Кретинина нет. Много о чём сказано, не очень то и нужном, а вот что означает имя «пруссы» (а от них название получил и сам край) – об этом учебное пособие умалчивает. Такое вот учебное пособие по истории края. А ведь в «Программе» предусматривался вопрос «Происхождение этнонима «пруссы».

 

Что ещё могло не понравиться автору в тексте Суворова? Что удостоилось печальной судьбы не быть включенным в учебное пособие? Связь пруссов с Русью? «Россия – Пруссия, Рутения – Прутения, Русь – Прусь»? Факт происхождения из Пруссии одного из родоначальников рода Романовых Андрея Кобылы, «имя которого без перевода на старославянский на самом деле Андрей Прусс»? Так ведь это факты связей древней Пруссии с Древней Русью. Это было бы раскрытие темы «Пруссы» программы! Что же, «задача сохранения исторической памяти, воспитания уважения к прошлому своего и других народов в отсутствие глубоких исторических корней на этой земле… часто оказывается декларативной». Автор последователен в этом утверждении, по крайней мере – лично для себя. Задачи декларирует, но если обнаруживаются глубокие исторические корни, закапывает их поглубже, чтобы никто не узнал.

 

Так, перепечатывая текст Суворова, Кретинин не включил в своё учебное пособие события саги об Олаве Трюгвиссоне (стр.28-29). А ведь Суворов на основе саги доказывает существование новгородского представительства в Пруссии, факт существования активных торговых связей между Новгородом и Самбией в X веке! Не эти ли факты в первую очередь нужно было поместить в учебном пособии? Но нет, Кретинин как то нелепо перепечатал абзац про прусский рынок у нынешнего Зеленоградска, про чёрного козла, которого приносили в жертву… При этом совершенно непонятно, при чём тут рынок? При чём тут чёрный козёл? У Суворова то чётко сказано в предыдущем абзаце, что, согласно тексту исландской саги, на рынке представителем новгородского князя был выкуплен из рабства мальчик Олав и увезён в Новгород. Ценой выкупа стал чёрный козёл. В этом смысле в тексте Суворова всё логично и понятно: ряд фактов доказывает связь между Пруссией и Русью, между Самбией и Новгородом. А так как Кретинин именно этот материал учителям истории, видимо, решил не давать, то в его учебное пособие вошли просто рынок и чёрный козёл, без Олава, без его выкупа из рабства представителем новгородского князя. И становится совершенно непонятно, к чему этот чёрный козёл? Что учителю истории делать с этим отдельно взятым чёрным козлом?

 

Связи пруссов с Древней Русью у Кретинина минимализированы.

 

Про версию прихода Рюрика на Русь через Пруссию уже говорилось выше. Но она отвергнута ещё в «Программе». Связи Пруссии с Новгородом в главе не раскрыты.

 

Однако, если учесть, что настоящий автор В.С. Суворов отнюдь не пособие по курсу «История Западной России» писал, а главу в сборник очерков, то возникает вопрос: стоит ли это «Учебное пособие» анализировать как учебное пособие? С той ли меркой мы к нему подходим? 

 

Глава 2.


Завоевание Пруссии Тевтонским орденом.

 

Вторая глава «учебного пособия» является почти на 100% перепечаткой материала главы «Образование орденского государства. Его взлёт и падение», написанной покойным В.С. Исуповым для сборника «Восточная Пруссия с древнейших времён до конца второй мировой войны», изданного в 1996 году в Калининграде. Список источников, рекомендуемой и дополнительной литературы, приведённый Кретининым, можно охарактеризовать так же, как и предыдущий. Увы, в списке Кретинина в данном случае сборник «Восточная Пруссия…» вообще не указан. Да, однако… Жил Исупов, трудился, написал несколько глав для первого в области исторического сборника… Теперь собранный им материал перепечатан в «учебном пособии» под другим «авторством»… А если в будущем напишут учебник для школьников, и процитируют что-либо из данного «учебного пособия», то автором будет считаться уже Кретинин. Стиль научной работы в РГУ им. Канта. Грустно…

 

Грустно, и… смешно. Кретинин присвоил не только труд, но и все ошибки, всю наивность отдельных высказываний Исупова. Так, красивая фраза «…под благотворным влиянием христианских идей над Западной Европой уже брезжил рассвет эпохи Возрождения» («Восточная Пруссия…» с.74) не вызвала у Кретинина никакого удивления (в его «пособии» она присутствует на с.29). Впрочем, перепечатывая абзацами и страницами, он, возможно, даже вообще не вчитывался в текст. Например, «пруссы-христиане на Ливонском соборе в 1245 г.» («Восточная Пруссия…» - с.85; «учебное пособие» Кретинина – с.33). Ошибка Суворова в слове «Ливонский» автоматически перетекла в «пособие» Кретинина, что характеризует его как историка. Ливония, конечно, существовала, был и Ливонский орден. Но вот Ливонского собора не было. Зато во французском городе Лион в 1245 году действительно состоялся знаменитейший собор, имевший отношение и к Восточной Пруссии. Для историка это элементарные знания. Но их, оказывается, нет.

 

Возникает ещё один интересный вопрос. Как известно, сборник «Очерки истории Восточной Пруссии», изданный в 2002 году, стал дальнейшим развитием изданной в 1996 году книги «Восточная Пруссия с древнейших времён до конца второй мировой войны». Процитируем самого Г.В. Кретинина, написавшего «Введение» к изданию 2002 года: «Прошло пять лет с момента издания «Восточной Пруссии». Современная жизнь очень динамична. То, что вчера казалось совершенством, сегодня уже нуждается в корректировке, привнесении нового. У авторов «Восточной Пруссии» сформировалось убеждение, что необходимо издание новой книги. Появились новые научные разработки, новые идеи и подходы; выявилась необходимость ввести в научный оборот новые архивные документы, позволяющие уточнить трактовку тех или иных исторических событий. За прошедшие после издания «Восточной Пруссии» годы была создана основа для новых обобщений, подведения промежуточных итогов изучения проблем региональной истории… И вот новая книга написана».

 

Хорошо сказано, логично, правильно… Но, обратим внимание, что в новой книге (2002 года) глава «Тевтонский орден в Пруссии» имеет автором… самого Кретинина! Исупов скончался ещё до выхода в свет сборника 1996 года. Почему же в «Учебное пособие» Кретинин поместил не свой материал, в котором «новые научные разработки, новые идеи и подходы…», а якобы устаревший материал покойного Исупова из книги 1996 года, но под своей фамилией? Только для того, чтобы присвоить себе авторство разработок Исупова? Но, в таком случае получается, что написание самого по себе «Учебного пособия» не было для Кретинина главной целью. Это может объяснить и столь необычные для пособия структуру и содержание. Впрочем, нужно проанализировать работу далее, чтобы не возводить напраслину. Если наше наблюдение не подтвердиться, следует принести извинения. Но, если подтвердится, то придётся признать пособие для учителей Г.В. Кретинина «История Западной России. Калининградская область: история края. Часть 1» не соответствующим требованиям, предъявляемым к такого рода учебникам.

 

Глава 3

 

Ганзейская торговля.

Отношения Ордена с Новгородом и Москвой.

 

Третья глава «Учебного пособия» имеет два источника. На 50% это – перепечатанный дословно материал той же главы Исупова из сборника «Восточная Пруссия…», из раздела «Ганза и коммерция» (стр.130-135). На 50% это – материал, взятый из сборника «Очерки истории Восточной Пруссии», глава «Тевтонский орден в Пруссии» авторства самого Кретинина, раздел «Ганза и Орден. Торговые отношения» (стр.58-63). Впрочем, Кретинин для своей работы использовал труд профессора Лесникова (видимо, так же перепечатывая абзацами), о чём хоть как-то, вскользь, упомянул в сборнике. Зато об авторстве Исупова – опять ни слова. Списки источников, дополнительной и рекомендованной литературы можно охарактеризовать аналогично предыдущим.

 

Глава 4

Отношения Московской Руси и Тевтонского ордена в первой четверти XVI века.

 

Четвёртая глава «Учебного пособия» практически на 100% перепечатана с главы 5 «Россия – Пруссия (XVI – XVIII вв.)» сборника «Восточная Пруссия» издания 1996 года, авторства (совместного?) В.И. Гальцова и Г.В. Кретинина. Долю участия соавторов в написании главы сборника можно только предполагать. В сборнике «Очерки истории Восточной Пруссии» 2002 года аналогичная по содержанию 5 глава написана Гальцовым и (касательно российских студентов) Костяшовым. Почему то Кретинин опять перепечатал дословно материал из устаревшего издания, не сославшись на него. Так, в списке литературы на 85 стр. «Учебного пособия» отсутствует упоминание о сборнике «Восточная Пруссия», откуда со страниц 202-213 перепечатан материал, зато вся упомянутая литература фактически в работе не использовалась. Такая вот конспирация. Естественно, В.И. Гальцов в качестве автора (или хотя бы соавтора) не упомянут.

 

Глава 5

Закат Ордена.

 

Пятая глава «Учебного пособия» практически на 100% перепечатана со всё той же главы 2 (написана В.С. Исуповым) из сборника «Восточная Пруссия» издания 1996 года, со страниц 140-159. Опять Кретинин предпочёл не использовать свой материал (есть ведь такой раздел «Закат Ордена» его же авторства из главы 2 сборника «Очерки истории Восточной Пруссии»). Опять в целях конспирации не указана нигде фамилия фактического автора, покойного В.С. Исупова. Также не указан в списке литературы (на стр. 105 пособия) сборник «Восточная Пруссия», откуда «заимствован» материал главы. Видимо, для того, чтобы фактического автора материала нельзя было обнаружить.

 

Глава 6

Прусское герцогство.

 

70% текста главы перепечатано дословно из главы 3 сборника «Очерки истории Восточной Пруссии»: «Образование прусского герцогства. Политические и культурные аспекты» (страницы 88-102). Фактический автор – покойный К.К. Лавринович. В «пособии» Кретинина материал Лавриновича заполнил страницы со 107 по 117. На страницах 117-121 (раздел «Наследие Альбрехта) Кретинин разместил вроде бы свои разработки из четвертой главы упомянутого сборника.

 

Глава 7

Российские дипломаты в прусском герцогстве в середине и второй половине XVII века.

 

Основу этой главы составили перепечатки опять-таки из «устаревшего», вроде бы, сборника «Восточная Пруссия» издания 1996 года, из его 5 главы, написанной Гальцовым вроде бы в соавторстве с Кретининым. В целях всё той же конспирации в списке литературы (с. 136-137 «пособия») сей первоисточник не указан. Не указана и фамилия Гальцова.

 

Глава 8

Первые прусские короли. Петр I в Пруссии.

 

Эта глава также представляет собою практически дословную перепечатку материала из «Очерков истории Восточной Пруссии». Материал о пребывании Петра I в Пруссии Кретинин почему то перепечатал из раздела «Внешняя политика Петра I и Прусское королевство» 5 главы сборника. Автор, конечно, неназванный – Гальцов. Любопытно, что эта разработка Гальцова была ещё в сборнике «Восточная Пруссия» 1996 года (5 глава), откуда с небольшими изменениями перешла в сборник 2002 года, а теперь – под «авторством» Кретинина – в «учебное пособие». Вроде бы у Кретинина были и свои труды по данной теме. Даже целая книга – «Прусские маршруты Петра I». Что-то уж больно мелочно перепечатывать дословно чужой материал. Впрочем, в данной главе «пособия» основной объём занимает дословная перепечатка собственных разработок из 4 главы «Очерков истории Восточной Пруссии» (со стр. 118-126).

 

Глава 9

Под управлением российских губернаторов

 

Перепечатана избранными абзацами с одноименной главы 6 сборника «Очерки истории Восточной Пруссии» авторства самого Кретинина. В данном случае вопрос один – сборник «Очерки истории…» печатался в 2002 году отнюдь не как «учебное пособие», и даже при сокращении многих абзацев текста он таковым не становится.

 

Глава 10

Восточная Пруссия и российское просвещение в XVIII веке

 

                      Материал данной главы взят из пятой главы «Очерков истории Восточной Пруссии» всё тем же методом поабзацного копирования. Конкретно: из раздела «Российские студенты в Кенигсберге» (автор – Ю.В. Костяшов, стр. 171-176) и из раздела «Прусское влияние на европеизацию России» (автор – В.И. Гальцов, стр. 168-171).

 

Глава 11

Восточная Пруссия – арена войны 1806-1807 годов

и

Глава 12

От Тильзита до Таурогена

Освободительный поход русской армии в Восточную Пруссию в 1812-1813 годах


Эти две главы перепечатаны с главы 9 «Наполеоновские войны в Восточной Пруссии» сборника «Очерки истории Восточной Пруссии» (стр.268-290). Автором 9 главы сборника обозначен сам Кретинин. Вопросы прежние: материалы сборника 2002 года писались явно не в качестве учебного пособия для учителей общеобразовательных школ по курсу «История Западной России»; список источников, рекомендуемой и дополнительной литературы излишне велик, учитывая то, что материал перепечатан из одного источника.

 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ:

 

Учебное пособие «История Западной России. Калининградская область: история края. Часть 1» содержит в себе дословную перепечатку материалов двух сборников: «Восточная Пруссия» 1996 года и «Очерки истории Восточной Пруссии» 2002 года. Материал это не адаптирован к программе курса «История Западной России», просто перепечатан страницами, абзацами, кусками. Списки источников, дополнительной и рекомендованной литературы имеет малую практическую ценность. Анализировать это издание РГУ им. Канта в качестве учебного пособия для учителей общеобразовательных школ не имеет смысла, так как оно фактически таковым не является. 

 

Возникает вопрос о стиле «научной работы» в РГУ им. Канта. Фактически Г.В. Кретинин присваивает себе авторство ряда разработок других авторов (Исупова В.С. и др.), перепечатав из указанных сборников их работы без конкретных на них ссылок.

 

Отдельный вопрос к рецензенту – доктору педагогических наук Г.Б. Корнетову (г. Москва). 

 

Отдельный вопрос к Министерству образования Калининградской области, утвердившему это «пособие» в качестве такового.

 

Пример работы Кретинина показывает, что на сегодня в РГУ им. Канта нет специалистов, способных создать качественные учебные пособия по курсу «История Западной России». Отдельный вопрос: что это за учёные скрываются за могучей спиной Канта?

 

Следует подвергнуть всестороннему анализу иные учебные пособия по данному курсу.

 

(Текст анализа взят из сборника «Калининградский патриотический форум, сектор образования, рабочая группа «История Западной России». Аналитические материалы по курсу «История Западной России», сборник первый, Калининград, 2007 год», стр.17-28).        

 

Материал подготовлен
рабочей группой КРОД "Калининградский патриотический форум"
по курсу "История Западной России"
Фото: http://www.klgd.ru/upload/medialibrary/f86/f86f0d45087a52bfda019227fda19ac1.JPG - ИА Бесспорно RUИА Бесспорно RU . В Калининграде в музее «Фридландские ворота» 25 июля открылась экспозиция «Город чистого разума».
26.07.2017 ИА Бесспорно RU
В музее открылась новая экспозиция - Администрация г. КалининградаВо вторник, 25 июля, в музее «Фридландские ворота» торжественно открылась новая экспозиция «Город чистого разума».
26.07.2017 Администрация г. Калининграда
Image - Exclav.RuВ средствах массовой информации сейчас довольно активно обсуждается учебный курс «История Западной России», преподаваемый в школах Калининградской области.
18.07.2017 Exclav.Ru
Image - Exclav.RuСамые яркие цитаты с круглого стола о "концептуальной ошибочности" школьного краеведческого курса "История западной России"   Ректор БФУ им.
12.07.2017 Exclav.Ru
Image - Exclav.RuНиколай Стариков   В современном нашем образовании проблем немало. Если их свести к нескольким главным, то получится три проблемы: кто, как (тут и проблема ЕГЭ) и чему учит.
11.07.2017 Exclav.Ru
С начала года наши дети 79 раз попадали под машины. Рост составил 20%. Такую статистику обнародовали в управлении ГИБДД.
20.10.2017 Калининградская ГТРК
350 тысяч рублей штрафа, компенсации и неустойки должен будет заплатить индивидуальный предприниматель, который продал калининградке бракованную кофемашину.
20.10.2017 NewKaliningrad.Ru
Губернатор Калининградской области Антон Алиханов утвердил Александра Рольбинова в должности вице-премьера.
20.10.2017 Klops.Ru
Учебный корабль «Перекоп» вышел из Балтийска в штурманский поход - Калининградская ГТРКУчебный корабль Балтийского флота «Перекоп» вышел в море из Балтийска для проведения морской практики с курсантами филиала ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» в г. Калининграде.
20.10.2017 Калининградская ГТРК
Вячеслав Моше Кантор, президент Европейского еврейского конгресса (ЕЕК), поздравил правоцентристскую Австрийскую народную партию (ÖVP) и её главу Себастьяна Курца с победой на всеобщих выборах в стране и призвал исключит
20.10.2017 Kgzt.Ru
За последнее время в России количество нелегальных мигрантов сократилось до 2,6 млн человек.
20.10.2017 NewKaliningrad.Ru
В пятницу, 20 октября, в посёлке Круглово Зеленоградского района загорелась свалка.
20.10.2017 Klops.Ru
    В Калининграде суд взыскал с индивидуального предпринимателя более 350 тыс.
20.10.2017 ИА Русский Запад
В Советске полицейские оказали помощь женщине, которой угрожала ее собственная дочь.
20.10.2017 NewKaliningrad.Ru
Большинство жителей России смотрит ТВ-передачи, однако не доверяет рекламным роликам, которые прерывают трансляцию.
20.10.2017 Klops.Ru
Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, который должен позволить выписывать нарушителям ПДД штрафы на основе видеороликов, снятых гражданами.
20.10.2017 NewKaliningrad.Ru
Движение по улицам А. Невского и Старшины Дадаева утром в пятницу оказалось сильно затруднено из-за аварии.
20.10.2017 NewKaliningrad.Ru
В четверг вечером Балтийск, в котором проживают почти 40 тысяч человек, оказался полностью обесточен из-за аварии на подстанции.
20.10.2017 NewKaliningrad.Ru
Для ликвидации пожара, после которого Балтийск остался без света, привлекался расчет в составе 4 человек и 1 единицы техники.
20.10.2017 NewKaliningrad.Ru
27-1.jpg - Страна КалининградПо ценам, указанным на портале недвижимости НайдиДом, видно, что купить квартиру в Калининграде по карману любому покупателю.
20.10.2017 Страна Калининград
Неизвестный «заминировал» несколько кинотеатров в Калининградсвой области - Калининградская ГТРКВ Калининградской области эвакуировали посетителей нескольких кинотеатров.
20.10.2017 Калининградская ГТРК
Пропавший в Неманском районе грибник найден мертвым - ИА Русский Запад   © Фото: УМВД России по Калининградской области     68-летнего Вячеслава Корогодина искали с 11 октября 2017 года В Неманском районе полицейские нашли мертвым 68-летнего Вячеслава Корогодина,
20.10.2017 ИА Русский Запад
Экс-председатель окружного совета депутатов Пионерска подозревается в превышении должностных полномочий - Следственный комитетВ Светлогорском межрайонном следственном отделе СУ СК России по Калининградской области в отношении бывшего председателя окружного совета депутатов Пионерского городского округа возбуждено уголовное дело.
19.10.2017 Следственный комитет
Улицы, танки и история под землей - Страна КалининградВ марте в Гданьске открылся Музей Второй мировой войны. Не высказался на его счет разве что ленивый, одно время власти его даже закрыть хотели.
20.10.2017 Страна Калининград
JPG Файл - УМВД Калининградской областиВ Калининградском областном художественно-историческом музее при поддержке регионального Министерства образования и Госавтоинспекции состоялась премьера спектакля «Приключения Маши и Вовы в стране Светофория».
20.10.2017 УМВД Калининградской области
Музей на краю области: кто сшил платье из парашюта и как нашли в огороде топор каменного века - Klops.RuНа самой границе с Литвой, в Краснознаменском районе, на берегу Немана расположен посёлок Неманское, бывший немецкий Траппёнен, с 1938 года — Траппен.
20.10.2017 Klops.Ru
Прусские тайны  в Калининграде и Берлине - Калининградская правда
Прусские тайны в Калининграде и Берлине
Три года назад началось сотрудничество  Калининградского областного историко-художественного музея и Музея древней и ранней истории в Берлине (MVF).
Калининградская правда
15-IMG_2049.jpg - Страна Калининград
Туристы не поедут к нам смотреть панельные дома
В конце прошлой недели в БФУ им. И. Канта состоялось крупнейшее общероссийское мероприятие, связанное с вопросами охраны культурно-исторического наследия.
Страна Калининград
Отдайте книги в «Читальный павильон»
«Дома есть хорошая литература, которую хотел бы отдать. Библиотеки старые издания не принимают.
Страна Калининград
Открытие спортивного объекта состоялось на территории средней школы № 2 Гвардейска в четверг, 19 октября.
19.10.2017 Правительство Калининградской области
«Половина пути»: превью матча «Балтики» и питерского «Динамо» в Калининграде - Калининград.RuФото: Елена Тишина, Калининград.Ru Северо-западное дерби или встреча команд, близких не только территориально, но и по количеству набранных очков.
20.10.2017 Калининград.Ru
«Перекрёстки насквозь»: в Калининграде прошла велогонка на синглспидах (фото) - Калининград.RuЧерез весь город и обратно — неформальное объединение любителей велосипедов «700К» провело традиционную осеннюю гонку «Сквозь Калининград» от Советского проспекта до круговой развязки на Гурьевск.
20.10.2017 Калининград.Ru
Тренер_01(Ломакин).jpg - Страна Калининград
Калининградский штангист стал тренером по шахматам
Наш земляк Олег Комлев родился в 1970 году в туркменском, тогда еще входившем в состав Советского Союза Ашхабаде.
Страна Калининград
баскетбол2.jpg - Страна Калининград
Баскетболисты провели самый престижный турнир
Самым престижным областным турниром по баскетболу является «Кубок Баскетклуба».
Страна Калининград
2.jpg - Страна Калининград
Кубок мира создал на площади ажиотаж
Самым обсуждаемым событием минувшей недели стало прибытие в Калининград Кубка чемпионата мира по футболу FIFA.
Страна Калининград
Житель Гурьевского района предстанет перед судом по обвинению в уклонении от призыва на военную службу - Следственный комитетВ Гурьевском межрайонном следственном отделе регионального управления СКР завершено расследование уголовного дела в отношении 25-летнего жителя Гурьевского района.
20.10.2017 Следственный комитет
С понедельника, 23 октября, в Калининградской области продлевается до Полесска маршрут поезда, который раньше следовал из Калининграда до Гурьевска.
20.10.2017 Klops.Ru
JPG Файл - УМВД Калининградской областиВ Калининградском областном художественно-историческом музее при поддержке регионального Министерства образования и Госавтоинспекции состоялась премьера спектакля «Приключения Маши и Вовы в стране Светофория».
20.10.2017 УМВД Калининградской области
Таможенники нашли 18 кг янтаря, спрятанного в автомобиле калининградца (фото) - Klops.RuУ калининградца изъяли 18 кг янтаря, спрятанного в его автомобиле. Об этом сообщает пресс-служба Калининградской областной таможни.
20.10.2017 Klops.Ru
Эдуард Батанов получил «большой кредит доверия» - ИА Русский Запад   © Фото: Алексей Шабунин     Эдуард Батанов, первый заместитель председателя правительства Калининградской области.
20.10.2017 ИА Русский Запад