Александр ЛОСКУТОВ
Как известно, стремление к комфорту – двигатель прогресса. Это утверждение справедливо для весьма обширного круга изобретений, будь то пульт для телевизора или мультиварка. Усилитель рулевого управления – из той же «оперы». Он позволил превратить вождение автомобиля из непростого занятия в приятное развлечение.
Тем не менее управление «раннеисторическими» автомобилями продолжало оставаться делом весьма сложным. Чтобы крутить «баранку», требовалось приложить немалую силу. На первых порах у шоферов грузовиков даже были специальные подручные, которые помогали справляться с рулем на крутых поворотах.
Увы, ни один из этих механизмов не нашел применения в серийном производстве. Первым серийным автомобилем с усилителем руля (тогда еще вакуумным) стал пятитонный грузовик Columbia, который был выпущен в 1903 году. Авторы публикации в журнале Motor Age, вышедшей в 1905 году, с восторгом описывали, как с этим усовершенствованием тяжелый грузовик «сохранял курс и легко управлялся на скорости в 18 миль в час!» С той поры системы рулевого управления, основанные на вакууме или сжатом воздухе, заняли свое место на коммерческом транспорте. Однако пневматика неприятно шумная и из-за большой упругости воздуха не может гасить удары о дорожные неровности. Если на грузовых машинах это было терпимо, то на скоростном легковом авто совершенно неприемлемо.
Позже Дэвис перешел на службу в General Motors и там занялся усовершенствованием своей разработки. Но руководство компании посчитало, что устройство получается слишком дорогим. В 1934-м Дэвис покинул GM и в 1936-м подписал контракт с производителем комплектующих для автомобилей – фирмой Bendix. К 1939 году было выпущено десять моделей гидравлических систем Дэвиса, но только две из них пошли в серию на экспериментальных версиях моделей марки Buick.
Большинство современных автомобилей имеют именно гидравлический усилитель рулевого управления, в котором насос, приводимый в движение двигателем авто (источник энергии), создает давление в гидравлическом цилиндре (силовой элемент). Наиболее распространены гидроусилители, в которых силовой и распределительный элементы объединены с рулевым механизмом в одном корпусе (гидроруль).
После войны Chrysler начал разработку собственного ГУР на основе патентов Дэвиса, и к 1953 году система была установлена на миллионе автомобилей. К 1956 году каждый четвертый автомобиль на дорогах был оснащен гидро-усилителем руля, а в следующем десятилетии их число перевалило за 3,5 миллиона.
Дальнейшие разработки GM привели к появлению в 1960 году рулевого колеса с регулируемым наклоном, полуосей для переднеприводных моделей и энергопоглощающей рулевой колонки. В 1970 году компания представила свою первую рулевую колонку с подушкой безопасности, а в 1995-м продемонстрировала первую модель электроусилителя рулевого управления с изменяемым в зависимости от скорости усилием.
Не отставали от американцев и в Европе. Французы из Citroеn в 1970 году поразили автомобильный мир своей системой DIRAVI. Это был первый коммерчески доступный усилитель рулевого управления с переменным усилием. Активно помогая на малых скоростях, он меньше влиял на управление на высокой скорости. Разработка Citroеn выделялась тем, что в ней не было прямого механического соединения между рулем и колесами во время нормальной работы системы. Усилитель работал даже при выключенном моторе, рулевое колесо автоматически возвращалось в среднее положение, а усилие на нем менялось пропорционально скорости и углу поворота колес. Машина с DIRAVI могла ехать прямо, сохраняя курс вне зависимости от того, были ли на ее пути выбоины и колея, – изменение направления осуществлялось только волей водителя.
На смену «чистой» гидравлике пришел электрогидравлический усилитель, в котором гидравлический насос соединен с электродвигателем, питающимся от бортовой электросети автомобиля. Это позволило сделать очередной шаг не просто к повышению комфортности вождения, а к автономным автомобилям.
А в будущем, когда подобные системы в автомобилях вовсе не будут иметь рулевого вала, исчезнет главная опасность травмирования водителя при аварии.