ЧП в «Храброво», или Как гости области стали ее пленниками

03-самолет-фото-алиханов.jpg
Фото: strana39.ru
Вечером 3 января прилетевший из Москвы Airbus A321 авиакомпании «Аэро-флот» со 167 пассажирами и семью членами экипажа при посадке в калининградском аэропорту «Храброво» в сложных метеоусловиях выехал за пределы взлетно-посадочной полосы и подломил стойку шасси. 
Пассажирам пришлось эвакуироваться из поврежденного самолета с помощью надувных трапов. Все натерпелись страху, но, слава богу, обошлось без жертв. Лишь пятеро пассажиров и один член экипажа пожаловались врачам на ушибы локтя, ноги и подскочившее давление. 

Кто здесь болен?
А вот то, как события развивались дальше, показало, что экстренные меры требуются и самому «Храброво». 
Началось все с того, что о происходящем в аэрогавани не было информации. На это жаловались и пассажиры, и журналисты. «Сидим с девушкой в Домодедово с десяти утра, все рейсы в Калининград задержаны. Почему отменены, не сообщают. В основном люди узнают все из новостных порталов», — поделился с корреспондентом портала «Клопс» один из ожидающих. 
Впечатление, как проходила эвакуация, можно составить, прочитав сообщения пассажиров в соцсетях. Например, москвич Андрей Зейгарик так описал происходящее на старнице в Facеbook: «На летном поле вообще нет людей, которые хотя бы делают вид, что спасают, – пишет Зейгарик. – Принимают полуодетых людей в одеяла. Выезжаешь в чистое заснеженное поле и сам ищешь жену с ребенком... В «Храброво» сотрудники ведут себя странно: пытаются заполнить какие-то списки и анкеты, информацию доносят бестолково и не всем... Держат в зале как заложников. Про психологическую помощь – а это был стресс – я вообще молчу».
На сайте аэропорта все это время и несколько дней после висит лишь поздравление с Новым годом. 

Гости-заложники 
Эвакуировать выехавший за пределы взлетной полосы самолет удалось лишь спустя 19 часов, когда привлекли технику Балтфлота. Все это время аэропорт не работал. Многие пассажиры – гости нашего региона, которым не достались гостиницы или не было денег (люди после праздника летели домой. – Прим. авт.), чтобы вернуться в Калининград и заселиться самим, ждали в аэропорту. Фото с сидящими на багажной ленте пассажирами видели многие. Кому-то на помощь пришли калининградцы – в соцсетях народ кинул клич, и кто из земляков мог, брал приезжих к себе домой на ночлег. Некоторые из-за сложившегося форс-мажора опоздали на стыковочные рейсы. 
Возможно, кто-то бы плюнул да уехал в Москву или Питер на поезде. Но нет! Даже не каждый житель области может себе это позволить, если у него нет загранпаспорта. А если документ и есть, то проехать через территорию Литвы можно только на следующий день. В этой ситуации гости области могли почувствовать себя ее пленниками. 
Калининградцам тоже пришлось несладко. Многие начали задаваться вопросом: как в замкнутой области можно иметь один гражданский аэропорт, а на нем всего одну взлетно-посадочную полосу? 

А где извинения?
Вместе с тем в официальном сообщении АО «Аэропорт «Храброво» (оно было опубликовано на сайте 6 января) заявляет, что полоса, на которую садился самолет, была подготовлена должным образом. Также сообщается, что «после посадки и выкатывания самолета за пределы ВПП все службы аэропорта Калининград (Храброво) – пожарная команда, служба медпомощи, перронные автобусы для эвакуации пассажиров, прибыли к месту происшествия в кратчайшие, установленные нормативом сроки». По поводу затянувшейся процедуры эвакуации самолета в пресс-релизе написано: «Аэропорт Калининград (Храброво) располагает достаточным количеством специальной эвакуационной техники. Однако ввиду особой сложности случая было принято решение о привлечении дополнительной спецтехники». 
Далее в релизе опять странная информация: «Ввиду того, что аэропорт... является аэродромом совместного базирования с авиацией Балтфлота, вполне обосновано было привлечение дополнительной спецтехники Балтфлота». Ну а раз так, чего не привлекли нужную технику сразу? 
В этом же пресс-релизе гендиректор АО Александр Корытный выразил благодарность правительству области и лично врио губернатора, командующему Балтфлотом и руководству Главного управления МЧС по Калининградской области за помощь в решении проблемы. А вот извинений перед тысячами пассажиров, испытавших массу неудобств, в официальном сообщении, с сожалению, нет. 

Прокуратура проверяет 
Сейчас расследованием ЧП занимаются и «Аэрофлот», и аэропорт. У каждого, думается, будет свой взгляд на случившееся. Калининградская транспортная прокуратура также приступила к изучению ситуации. По словам заместителя калининградского транспортного прокурора Виктории Авдеевой корреспонденту «Интерфакса», ЧП и закрытие аэропорта привело к отмене 19 рейсов. «2452 пассажира пострадали, не вылетев из Калининграда», — заявила зампрокурора. По ее словам, сотрудники прокуратуры проверили, как пострадавшие обслуживались сотрудниками «Храброво» и представительствами авиакомпаний. «Установлено, что горячее питание получили все обратившиеся — 1600 человек. Медпомощью воспользовались 73 человека, в том числе дети, которые на период задержки рейсов были размещены в комнате матери и ребенка», — отметила Авдеева. При этом прокуратура сообщает и о нарушениях прав пассажиров. Наибольшее число жалоб поступило на работу представителей авиакомпаний в связи с недостаточным информированием, сбоями при отправке пассажиров и багажа. 

Обещан контроль
После проведенного в связи с ЧП в «Храброво» совещания врио губернатора Антон Алиханов заявил: «Можно заключить, что чрезвычайная ситуация выявила системные проблемы, касающиеся готовности наших воздушных ворот к действиям в сложной ситуации. Сюда же добавились старые проблемы с функционированием авиавокзала в условиях затянувшейся стройки. Восстановление полноценной жизнедеятельности воздушных ворот области – первостепенная задача региональных властей: аэропортом буду заниматься постоянно с регулярным контролем стройки и понуждением к функциональному совершенствованию». 
Тут, как говорится, «твои слова да Богу в уши». 

Комментарий юриста
Пассажиры имеют   право на компенсацию 
– Пассажирам, чьи рейсы задержали, рекомендую в аэропорту получить документ, подтверждающий факт задержки рейса (либо потребовать проставить отметку на билете), – говорит юрист Оксана Статиева. – Также соберите чеки, подтверждающие понесенные в связи с задержкой рейса расходы. Сохраняйте все медицинские документы, чеки, подтверждающие траты на лечение, лекарства и т. д. Если в результате происшествия пострадало личное имущество, этот факт необходимо зафиксировать и доказательства сохранить.  После направьте претензию в 
авиакомпанию (с приложением копий документов), виновную в задержке рейса, с требованием компенсировать затраты. Компания должна дать ответ в течение месяца, в случае получения отрицательного ответа обращайтесь с иском в суд. Пострадавшие в этом случае имеют право на компенсацию вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу.


Освобождение взлетно-посадочной полосы заняло 19 часов. Все это время аэропорт не мог принимать другие самолеты 

Ещё новости о событии:

03-самолет-фото-алиханов.jpg - Страна Калининград
Вечером 3 января прилетевший из Москвы Airbus A321 авиакомпании «Аэро-флот» со 167 пассажирами и семью членами экипажа при посадке в калининградском аэропорту «Храброво» в сложных метеоусловиях выехал за пределы взлетно-
08:03 12.01.2017 Страна Калининград - Калининград
Калининградская транспортная прокуратура внесла представления руководству авиакомпаний «Аэрофлот» и «Уральские авиалинии» из-за отмены 19 рейсов в аэропорту Храброво, когда из Калининграда не смогли вылететь 2452 пассажира.
01:07 12.01.2017 Exclav.Ru - Калининград
В 2016 году международный аэропорт «Храброво» обслужил на 20% пассажиров больше, чем в 2015-м.
23:01 11.01.2017 NewKaliningrad.Ru - Калининград
Калининградская транспортная прокуратура внесла представления руководству авиакомпаний «Аэрофлот» и «Уральские авиалинии» из-за отмены 19 рейсов в аэропорту Храброво, когда из Калининграда не смогли вылететь 2452 пассажира.
20:09 11.01.2017 Exclav.Ru - Калининград
В 2016 году в регион прилетело на 20% пассажиров больше, чем в прошлом году.
18:33 11.01.2017 Kaliningrad.Ru - Калининград
Калининградская транспортная прокуратура внесла представления в адрес руководства авиакомпаний «Аэрофлот» и «Уральские авиалинии».
18:04 11.01.2017 Rugrad.Eu - Калининград
Транспортная прокуратура Калининградской области внесла представления в адрес руководства авиакомпаний «Аэрофлот» и «Уральские авиалинии» после инцидента в аэропорту «Храброво» и последовавшей за этим массовой отменой рейсов.
17:02 11.01.2017 NewKaliningrad.Ru - Калининград
Калининградская транспортная прокуратура нашла нарушения в работе авиакомпаний «Аэрофлот» и «Уральские авиалинии».
16:36 11.01.2017 Kaliningrad.Ru - Калининград
 
По теме
Сотрудники таможенных постов Калининградской областной таможни, расположенных в автомобильных пунктах пропуска, оформили за прошедшие сутки 137 грузовиков и 462 легковых автомобиля, прибывших в Калининградскую область,
По предварительной информации, сегодня, 28 марта 2024 года, в 12.30 в Балтийском городском округе на автомобильной дороге "Зеленоградск - Приморск" произошло столкновение пассажирского автобуса с экскаватором.
За прошедшие сутки сотрудники таможенных постов Калининградской областной таможни, расположенных в автомобильных пунктах пропуска, оформили в общей сложности 159 грузовых и 244 легковых транспортных средства,
08-DSC_6662.jpg - Страна Калининград Калининградцы в последнее время все чаще задают администрации города вопрос о том, когда же будет завершен ремонт моста на улице Суворова.
Страна Калининград
Мероприятие включено в программу профилактических мероприятий для взрослого населения с начала этого года, объявленного Указом Президента Российской Федерации Годом семьи.
Министерство здравоохранения
«Весна, весна, пора любви…» - Детская библиотека им. А.П. Гайдара Заслуженый артист России Николай Горлов С пушкинскиой поэтической строки «Весна, весна, пора любви…» и солнечным посылом начался концерт музыкального колледжа им.
Детская библиотека им. А.П. Гайдара