Татьяна Говоркова: «Мы понимали, что должны привезти в Калининград что-то очень близкое и родное»

18-IMG_6172.jpg
Фото: strana39.ru
Один из всемирно знаменитых шедевров Третьяковской галереи – «Московский дворик» Василия Поленова месяц могут видеть калининградцы и гости города. 
Международный фестиваль «Орган+» и Кафедральный собор на острове Канта 12 июня официально представили «Выставку одной картины» – первый проект Государственной Третьяковской галереи в Калининграде. Об этом событии, а также о музейном буме и многом другом корреспондент «СК» побеседовал с главным хранителем галереи Татьяной Говорковой. 

Особые энергетика и пространство

– Татьяна Семеновна, почему для участия в проекте был выбран именно «Московский дворик»?
– Мы понимали, что должны привезти в Калининград что-то очень узнаваемое, близкое и родное. А эта картина такая московская, русская, нежно любимая многими поколениями. Вообще, этот проект – особенный, я даже буду утверждать, что он уникальный. Картина экспонируется не в музейных стенах, а в потрясающем соборе с особым пространством, со своей энергетикой. И это не просто экспонирование картины, а ее полноценное участие в музыкальном фестивале.

– Картина немаленькая. Как ее транспортировали?
– На самолете в специально оборудованном климатическом ящике. Внутри него картина защищена от резких температурных перепадов и механических повреждений. 

– Насколько обеспечена безопасность бесценного шедевра?
– Знаете, именно из соображений безопасности пусть технические детали останутся за кадром. Могу только сказать, что за несколько месяцев до приезда полотна в Калининград дизайнер Агния Стерлигова сделала проект специальной конструкции, чтобы картина могла экспонироваться прямо на сцене. Это сооружение весит 250 килограммов. Оно изготовлялось в Москве, а собиралось в Калининграде в начале июня. Картина помещена в эту конструкцию стационарно. Тогда же мы протестировали освещение в соборе, выбрав наиболее выигрышный вариант для демонстрации картины.

Сотрудник музея – это не массовик-затейник

– Татьяна Семеновна, а как в вашу жизнь вошла Третьяковка?
– Это было 35 лет назад. Так что смело можно сказать, что вся моя сознательная жизнь протекает в Третьяковке. Пришла я в галерею младшим научным сотрудником после окончания университета, а в 2009 году стала главным хранителем. Вот уже девять лет несу прямую ответственность за всю коллекцию Третьяковки.

– Интересно было бы узнать о ваших «фаворитах» среди произведений галереи. 
– Мы, профессионалы, не любим отвечать на такие вопросы, они представляются нам обывательскими. Музей – это особый мир со своими традициями, со своим мировосприятием. Людям, которые изо дня в день общаются с произведениями искусства, берут их в руки, не свойственна вкусовщина. Это уже дилетантизм...

– В последние годы мы наблюдаем музейный бум. На открытиях некоторых экспозиций безумные очереди, в которых долгими часами выстаивают, игнорируя мороз и жару. Какова подоплека? 
– То, о чем вы говорите, происходит во всем мире. Музеи стали более открытыми для публики. И это результат усилий их сотрудников, которые живут в постоянном поиске новых форм, нового осмысления музейного пространства. 

– Сегодня часто приходится слышать словосочетание «живой музей». Нетрудно догадаться, что это успешный музей. Каков залог этого успеха?
– Живой музей – это очень точное понятие. Источник жизни заложен в музее изначально. Разумеется, у людей, работающих в музее, должно быть музейное мышление.

– Расшифруйте, пожалуйста.
– Должно быть глубокое базовое образование. Ведь мы храним произведения искусства – вдумайтесь – за двенадцать веков, от икон до авангарда. Соответственно, необходимо блестяще ориентироваться и в искусстве, и в истории. Само собой, необходима и насмотренность, которой учат студентов.

– Проводник в мир искусства – это экскурсовод. Чем современный экскурсовод отличается от собрата образца семидесятых? 
– Экскурсовод образца семидесятых был гораздо лучше подготовлен. Я вспоминаю свои молодые годы и свидетельствую: прежде чем получить допуск к ведению экскурсий, соискатель должен был пройти через множество фильтров. В частности, существовала процедура сдачи экскурсии. И сдать такой экзамен на мастерство было совсем не просто. Экскурсовод должен быть готов ответить на любой внезапный вопрос. 
В Третьяковской галерее и сегодня существует столь же строгий отбор. Но, учитывая масштабность музея, помимо наших сотрудников, есть еще и люди со стороны. Каждого проконтролировать невозможно. 
И вот эти «пришлые» нередко бывают поверхностными. А еще они любят рассказывать всякие мистические душераздирающие истории и ужастики. 

– Но ведь публика это просто обожает… 
– Нельзя следовать за публикой. Музейный сотрудник – не массовик-затейник!

Беззащитное искусство 

– Кстати, о душераздирающих историях. Не могу не спросить об эксцессе с картиной «Иван Грозный убивает своего сына». На картину покушаются уже не впервые. Отчего так, по-вашему?
– Начнем с того, что картина называется «Иван Грозный и сын его Иван». А что касается нападения на картину, то это типичное проявление терроризма, которым сегодня переполнен мир. От террористических актов в первую очередь страдают самые беззащитные. Произведение искусства абсолютно беззащитно перед человеческой жестокостью.

– Между тем существует мнение, что эта картина оказывает негативное влияние на персон с неустойчивой психикой.
– Картина оказывает огромное эмоциональное воздействие на всех, кто ее видит. И это, прежде всего, свидетельствует о гениальности Ильи Ефимовича Репина и о той страстности, с которой он писал картину. По сути, это картина о покаянии Ивана Грозного. И художник явно не ставил перед собой задачу кого-то напугать и пробудить в душах низменные инстинкты. А вообще, мы сегодня видим повышенный уровень агрессии в обществе. Примеров много. Вы не представляете, какую агрессивную атаку желтой прессы перенесла Третьяковская галерея после покушения на картину. Поэтому разговор на эту тему мне крайне неприятен…

– Как бы там ни было, «Московский дворик» пробуждает исключительно добрые чувства. 
– Поэтому мы здесь… 


Справка «СК»
Татьяна Говоркова окончила факультет истории искусств МГУ в 1985 г. и сразу приступила к работе в Государственной Третьяковской галерее. В 1992 г. стала главным хранителем коллекции XX века в здании галереи на Крымском валу. С 2009 г. – главный хранитель Третьяковской галереи. Отвечает за учет, хранение и реставрацию экспонатов музея. 


Татьяна Говоркова работает в Третьяковской галерее уже 35 лет. Сохранность «Московского дворика» – тоже ее ответственность
 
По теме
Во вторник, 12 июня, в Кафедральном соборе будет представлена одна из самых известных и знаменитых картин в русской живописи – «Московский дворик» Василия Поленова.
Произведение находится в Кафедральном соборе. В Калининград в пятницу, 8 июня, была доставлена знаменитая картина Василия Поленова «Московский дворик», которая находится в основной экспозиции Третьяковской галереи.
Игорь Подпорин, повредивший картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван» в Третьяковской галерее, заявил, что не употреблял спиртное перед актом вандализма, пожаловался на давление и попросил помощи правозащитников.
В ДТП также травмы получил водитель Александр КАТЕРУША . Фото: УГИБДД Калининградской области ДТП с двумя пострадавшими случилось на трассе «Калининград – Балтийск» в понедельник, 18 марта.
Комсомольская правда
Рост зафиксировали на неделе с 11 по 16 марта Александр КАТЕРУША В Калининградской области на неделе с 11 по 16 марта зафиксировали рост на 8 процентов количества обратившихся к медикам с симптомами гриппа и ОРВИ.
Комсомольская правда
Программа Недели детской книги – 2024 - Детская библиотека им. А.П. Гайдара Плакат Недели детской книги – 2024. Художник Анна Колесниченко 25–31 марта 2024 года в Калининградской областной детской библиотеке им.
Детская библиотека им. А.П. Гайдара