Татьяна Говоркова: «Мы понимали, что должны привезти в Калининград что-то очень близкое и родное»

Фото: strana39.ru
Один из всемирно знаменитых шедевров Третьяковской галереи – «Московский дворик» Василия Поленова месяц могут видеть калининградцы и гости города. 
Международный фестиваль «Орган+» и Кафедральный собор на острове Канта 12 июня официально представили «Выставку одной картины» – первый проект Государственной Третьяковской галереи в Калининграде. Об этом событии, а также о музейном буме и многом другом корреспондент «СК» побеседовал с главным хранителем галереи Татьяной Говорковой. 

Особые энергетика и пространство

– Татьяна Семеновна, почему для участия в проекте был выбран именно «Московский дворик»?
– Мы понимали, что должны привезти в Калининград что-то очень узнаваемое, близкое и родное. А эта картина такая московская, русская, нежно любимая многими поколениями. Вообще, этот проект – особенный, я даже буду утверждать, что он уникальный. Картина экспонируется не в музейных стенах, а в потрясающем соборе с особым пространством, со своей энергетикой. И это не просто экспонирование картины, а ее полноценное участие в музыкальном фестивале.

– Картина немаленькая. Как ее транспортировали?
– На самолете в специально оборудованном климатическом ящике. Внутри него картина защищена от резких температурных перепадов и механических повреждений. 

– Насколько обеспечена безопасность бесценного шедевра?
– Знаете, именно из соображений безопасности пусть технические детали останутся за кадром. Могу только сказать, что за несколько месяцев до приезда полотна в Калининград дизайнер Агния Стерлигова сделала проект специальной конструкции, чтобы картина могла экспонироваться прямо на сцене. Это сооружение весит 250 килограммов. Оно изготовлялось в Москве, а собиралось в Калининграде в начале июня. Картина помещена в эту конструкцию стационарно. Тогда же мы протестировали освещение в соборе, выбрав наиболее выигрышный вариант для демонстрации картины.

Сотрудник музея – это не массовик-затейник

– Татьяна Семеновна, а как в вашу жизнь вошла Третьяковка?
– Это было 35 лет назад. Так что смело можно сказать, что вся моя сознательная жизнь протекает в Третьяковке. Пришла я в галерею младшим научным сотрудником после окончания университета, а в 2009 году стала главным хранителем. Вот уже девять лет несу прямую ответственность за всю коллекцию Третьяковки.

– Интересно было бы узнать о ваших «фаворитах» среди произведений галереи. 
– Мы, профессионалы, не любим отвечать на такие вопросы, они представляются нам обывательскими. Музей – это особый мир со своими традициями, со своим мировосприятием. Людям, которые изо дня в день общаются с произведениями искусства, берут их в руки, не свойственна вкусовщина. Это уже дилетантизм...

– В последние годы мы наблюдаем музейный бум. На открытиях некоторых экспозиций безумные очереди, в которых долгими часами выстаивают, игнорируя мороз и жару. Какова подоплека? 
– То, о чем вы говорите, происходит во всем мире. Музеи стали более открытыми для публики. И это результат усилий их сотрудников, которые живут в постоянном поиске новых форм, нового осмысления музейного пространства. 

– Сегодня часто приходится слышать словосочетание «живой музей». Нетрудно догадаться, что это успешный музей. Каков залог этого успеха?
– Живой музей – это очень точное понятие. Источник жизни заложен в музее изначально. Разумеется, у людей, работающих в музее, должно быть музейное мышление.

– Расшифруйте, пожалуйста.
– Должно быть глубокое базовое образование. Ведь мы храним произведения искусства – вдумайтесь – за двенадцать веков, от икон до авангарда. Соответственно, необходимо блестяще ориентироваться и в искусстве, и в истории. Само собой, необходима и насмотренность, которой учат студентов.

– Проводник в мир искусства – это экскурсовод. Чем современный экскурсовод отличается от собрата образца семидесятых? 
– Экскурсовод образца семидесятых был гораздо лучше подготовлен. Я вспоминаю свои молодые годы и свидетельствую: прежде чем получить допуск к ведению экскурсий, соискатель должен был пройти через множество фильтров. В частности, существовала процедура сдачи экскурсии. И сдать такой экзамен на мастерство было совсем не просто. Экскурсовод должен быть готов ответить на любой внезапный вопрос. 
В Третьяковской галерее и сегодня существует столь же строгий отбор. Но, учитывая масштабность музея, помимо наших сотрудников, есть еще и люди со стороны. Каждого проконтролировать невозможно. 
И вот эти «пришлые» нередко бывают поверхностными. А еще они любят рассказывать всякие мистические душераздирающие истории и ужастики. 

– Но ведь публика это просто обожает… 
– Нельзя следовать за публикой. Музейный сотрудник – не массовик-затейник!

Беззащитное искусство 

– Кстати, о душераздирающих историях. Не могу не спросить об эксцессе с картиной «Иван Грозный убивает своего сына». На картину покушаются уже не впервые. Отчего так, по-вашему?
– Начнем с того, что картина называется «Иван Грозный и сын его Иван». А что касается нападения на картину, то это типичное проявление терроризма, которым сегодня переполнен мир. От террористических актов в первую очередь страдают самые беззащитные. Произведение искусства абсолютно беззащитно перед человеческой жестокостью.

– Между тем существует мнение, что эта картина оказывает негативное влияние на персон с неустойчивой психикой.
– Картина оказывает огромное эмоциональное воздействие на всех, кто ее видит. И это, прежде всего, свидетельствует о гениальности Ильи Ефимовича Репина и о той страстности, с которой он писал картину. По сути, это картина о покаянии Ивана Грозного. И художник явно не ставил перед собой задачу кого-то напугать и пробудить в душах низменные инстинкты. А вообще, мы сегодня видим повышенный уровень агрессии в обществе. Примеров много. Вы не представляете, какую агрессивную атаку желтой прессы перенесла Третьяковская галерея после покушения на картину. Поэтому разговор на эту тему мне крайне неприятен…

– Как бы там ни было, «Московский дворик» пробуждает исключительно добрые чувства. 
– Поэтому мы здесь… 


Справка «СК»
Татьяна Говоркова окончила факультет истории искусств МГУ в 1985 г. и сразу приступила к работе в Государственной Третьяковской галерее. В 1992 г. стала главным хранителем коллекции XX века в здании галереи на Крымском валу. С 2009 г. – главный хранитель Третьяковской галереи. Отвечает за учет, хранение и реставрацию экспонатов музея. 


Татьяна Говоркова работает в Третьяковской галерее уже 35 лет. Сохранность «Московского дворика» – тоже ее ответственность
 
По теме
 
В Калининграде открывается выставка картины «Московский дворик» Поленова - FreeKaliningrad.Ru С 12 июня по 8 июля Международный Музыкальный фестиваль «Орган+», Государственная Третьяковская галерея и Кафедральный собор представляют беспрецедентный проект - «Выставка одной картины».
12.06.2018
 
Во вторник, 12 июня, в Кафедральном соборе будет представлена одна из самых известных и знаменитых картин в русской живописи – «Московский дворик» Василия Поленова.
09.06.2018
   © Фото: Алексей Шабунин     В Ленинградском районном суде г. Калининграда в ближайшее время начнётся рассмотрение уголовного дела против 40-летнего предпринимателя из-за уклонения от уплаты налогов в крупном размере.
21.09.2018 ИА Русский Запад
Нажмите для предварительного просмотра изображения - Гурьевский городской округ Песни, пляски, угощения! Все это неотъемлемые составляющие празднования 72-й годовщины со дня образования Гурьевского городского округа.
21.09.2018 Гурьевский городской округ
Алеся Тараканова из школы № 39 рисует с семи лет. Но серьезно увлеклась художественным творчеством только сейчас: чтобы стать профессионалом, пошла в студию творчества «ИзоДизайн».
16.09.2018 Страна Калининград
Губернатор провел рабочую встречу с заместителем  Министра транспорта Российской Федерации Николаем Захряпиным - Калининградская ГТРК Губернатор области Антон Алиханов провел рабочую встречу с  заместителем  Министра транспорта Российской Федерации Николаем Захряпиным.
21.09.2018 Калининградская ГТРК
Мы продолжаем проект «Энтузиасты спорта», в нем рассказываем о людях, которые горят профессией и часто занимаются с детьми и взрослыми не благодаря, а вопреки.
14.09.2018 Страна Калининград
Калининградский янтарный комбинат закупил у ФК «Балтика» спонсорскую рекламу на 85 млн - ИА Русский Запад    © Фото: Алексей Шабунин     Калининградский янтарный комбинат АО «Калининградский янтарный комбинат» завершило процедуру закупки у единственного поставщика ФК «Балтика» спонсорской рекламы на 85 млн рублей.
21.09.2018 ИА Русский Запад
   © Фото: Пётр Старцев (архив)     Сотрудники МЧС и ГИБДД на месте происшествия в Калининграде За 20 сентября 2018 года в Калининградской области травмированы четыре пешехода.
21.09.2018 ИА Русский Запад