Анастасия Кузнецова: госпрограмма Калининградской области — не фикция

Анастасия Кузнецова возглавляет министерство экономики региона два с половиной месяца, но работает в правительстве уже давно. Она — один из авторов Стратегии социально-экономического развития Калининградской области, которая легла в основу Государственной программы развития региона до 2020 года. О состоянии нашей экономики, перспективах 2016 года и нашего готовности жить в новых условиях она рассказал в интервью «Новому Калининграду.Ru».
— В этом году  реализация ФЦП , на мой взгляд, идет не очень хорошо. За семь месяцев цифры не очень приятные — 23% освоения средств. Особенно они смотрятся нехорошо на фоне заявления губернатора о том, что в этом году планируется 100%-е освоение средств ФЦП. На ваш взгляд, как обстоят дела?
— Это как раз тот случай, когда черт скрывается в деталях. Как всегда со сводными цифрами, нужно каждый раз говорить, из чего они складываются. Говоря об исполнении программы, нужно сразу делить его на физическое и финансовое исполнения. Потому что на данный момент мы еще находимся в процессе заключения соглашений с федеральным центром о выделении субсидий из бюджета на реализацию программы в текущем году. Пока эти соглашения не заключены, средства из федерального бюджета не поступают, хотя объекты строятся. Поэтому физическое выполнение на данный момент гораздо лучше финансового. Кроме того, к 2011 году по программе были очень большие «хвосты» по остаткам предыдущих лет, и только к концу этого года все эти объекты будут достроены.
— Это то, что было недоделано в 2008–11 годах?
— Да. Поэтому фактически одновременно исполняются две программы — остатки прошлых лет и планы текущего года. В этом году все долги до 2013 года будут закрыты, и мы перейдем к годовой программе.
— Так вот эти 23% к чему относятся? К нынешнему исполнению ФЦП или предыдущему?
— Обычно, когда говорят об исполнении ФЦП, говорят обо всем объеме, вместе с остатком прошлых лет. Остатки на начало августа уже выполнены на 50% — это хороший показатель для первого полугодия, поскольку темпы строительства не равномерно распределены по году и выравнивание идет в 3–4 квартале. О причинах низкого исполнения ФЦП этого года я уже говорила — не все соглашения заключены. Соглашения не заключаются до начала года, и это связано с федеральными процедурами. К февралю мы получаем проекты соглашений, потом отправляем свои предложения, которые должны пройти согласование, поэтому все затягивается до середины лета или даже позже. После этого нужно провести торги. Иногда в начале года могут меняться направления. Например, в этом году решено было усилить приоритет строительства детских садов, и часть финансирования была перенаправлена на дошкольные учреждения.
Конечно, есть системные проблемы, есть сложившаяся практика взаимоотношений с подрядчиками, муниципалитетами, подготовки ПСД, и изменить ее непросто. Но мы ее меняем. Например, со следующего года введем правило, чтобы корректировка программы была раз в год — по итогам первого полугодия, в случаях экономии по итогам торгов.

Есть жесткое требование губернатора, чтобы в программу не включались объекты без готовой проектно-сметной документации, экспертизы, с нерешенными земельными вопросами и неполученными согласованиями. Чтобы не получилось так, что год начался, время проводить торги, а нужно заниматься решением этих проблем. Министерство экономики, отвечающее за формирование перечня строек и объектов, будет неукоснительно следовать этому принципу. Так мы обеспечим четкость выполнения программы на стадии ее планирования.
Другая сторона реализации программы — это торги. С первого января 2014 года осуществляется переход на контрактную систему, но еще не все необходимые правовые документы на федеральном уровне разработаны. Минэкономразвития России только-только назначен уполномоченным органом по регулированию в этой сфере.
Третья составляющая — собственно строительство. Здесь реализации ФЦП зависит от общего состояния отрасли в регионе. По своим возможностям она может выполнить все объемы программы. Главное — добросовестность подрядчиков. Все должны в полном объеме выполнять свои обязательства.
— Масса прошедших торгов, в том числе и в рамках освоения средств ФЦП, показала, что ряд подрядчиков предлагал потрясающе низкие цены. И невольно мы попали в шкуру пушкинского попа, описанную фразой «не гонялся бы ты, поп, за дешевизной». Мы, может, и не гонялись бы, но сейчас основным критерием определения победителя по таким торгам является цена. На ваш взгляд, и дальше этот критерий будет нам свиней подкладывать?
— Этот критерий будет сохранен и в контрактной системе. Однако будет расширен перечень тех видов торгов, на которых квалификационные требования будут играть значимую роль.
Если посмотреть на весь перечень реализуемых объектов ФЦП, то увидим, что не по всем торгам идет большое снижение цены контракта. Есть достаточное количество небольших объектов, до 10–20 миллионов рублей, где нет такого снижения цены, многие контракты заключаются по первоначальной цене. Многое зависит от подготовки технических заданий. Об этом говорил и губернатор в своем послании: заказчикам нужно точнее формулировать, что они хотят получить, чтобы потенциальные подрядчики могли трезво оценить свои силы.
Есть обычный человеческий фактор. Практике больших объемов госинвестиций и формализованных торгов всего несколько лет. Даже когда мы домой что-то выбираем, для себя, не всегда можем сразу сформулировать, что мы ищем. Так и здесь — очень сложно изложить на бумаге свое понимание конечного продукта, правильно его оформить.
Вторая сторона проблемы — состояние строительной отрасли, причем не только в нашей области. Понимание ценности репутации, имени, хорошо сделанной работы, соблюдения контракта — пока еще на начальном уровне. И мы, как заказчики, должны приучать бизнесменов ценить свою деловую репутацию. Нельзя сказать, что все строители плохие, но все-таки случаи недобросовестности бывают.
— Индекс промышленного производства в первом полугодии  упал на 5% . Понятно, почему это случилось. Вам не кажется, что в этом полугодии мы отрепетировали вхождение в 2016 год? Не кажется ли вам, что нынешний годовой прогноз индекса промышленного производства в 103% — максимальный на ближайшие лет пять?
— Разделим этот вопрос на две части. В Калининграде последнее время любой экономический показатель связывают с 2016 годом. Хотя существуют два разных процесса. В России и в мире в целом, идет спад. Сокращаются рынки. И без «проблемы 2016 года» общая конъюнктура ухудшается…
— Из-за  вступления России  в ВТО?
— Нет. Нам кажется, что кризис 2008 года был давно, прошло пять лет, все стабилизировалось и уже должен быть рост. Однако явления, которые привели к кризису, и посткризисные изменения в экономике не исчезли. Как не было в глобальном масштабе новых источников роста производительности труда и новых рынков, так и нет. Не изобрели «волшебную таблетку», новый вид двигателя не открыт, который бы провел бы нас через новый этап научно-технической революции. Мировая экономика находится в стагнации. При этом Россия не в самом плохом положении. Но и ожидать докризисных темпов роста производства на уровне 20–30% в год нельзя. На фоне европейских 1–2% роста российские 3,5% выглядят очень даже неплохо. А Калининградская область по макроэкономическим показателям держится чуть выше среднего.
Экономическая ситуация и меры по обеспечению темпов роста сейчас активно обсуждаются на федеральном уровне. Сокращается прибыль, на предел вышли такие источники роста, как незагруженные производственные мощности, не могут бесконечно повышаться заработные платы. На существующей базе резкого скачка не сделать, нужно искать новые перспективы. С этой точки зрения вступление в ВТО дает дополнительные возможности. Инвестируя в основные фонды, расширяя производство, нужно иметь и рынок сбыта произведенной продукции. Да, первые годы в ВТО могут быть трудными, но взамен российские товары получают возможность выхода на общий рынок, и наш бизнес должен перестраиваться с учетом использования этих возможностей.
Калининград следует той же самой тенденции, что и вся остальная Россия. Да, у нас чуть ниже уровень промышленного производства. Но нужно помнить, что у нас специфическая и небольшая область, поэтому структура производства не такая дифференцированная. Индекс, например, обрабатывающих производств складывается, в основном, из автомобилестроения. Поставьте один цех «Автотора» на ремонт и увидите результат в сокращении соответствующего показателя. ТЭЦ-2 остановилась на плановый ремонт в первом полугодии — сокращается индекс производства и распределения электроэнергии и воды.
— А вам не кажется, что не очень хорошо, что у нас крупных производств всего с десяток, и стоят они среди мелочи в основном торгового направления? А  малых и средних  производственных компаний немного, и их количество не растет.
— Это не только калининградская, но и общероссийская проблема. У нас традиционно считается, что малое или среднее предприятие — обслуживающее и работает на местном рынке. Представить себе уверенно работающую на внешних рынках компанию со штатом из 10 и даже 50 человек нам трудно. Но в мире такие предприятия существуют.
Причиной такого положения дел является недостаток опыта работы с большими рынками, невысокий уровень развития деловой активности, умения найти нишу и создать такое предприятие. И крупные-то наши предприятия с трудом выходят на мировой уровень, что говорить о малых и средних.
Важен вопрос квалификации и производительности труда. Небольшое предприятие, которое хочет производить, а не обслуживать, должно концентрироваться в одной узкой нише, работать адресно — оно же не может брать масштабом производства. К примеру, в Швеции есть машиностроительные компании на 100 человек, которые производят спецтехнику для работы на лесозаготовках. И они занимают около 10% рынка такой техники и успешно экспортируют свое оборудование в частности в Канаду. Но на этих производствах такой уровень технического оснащения и квалификации сотрудников, что они одни из мировых лидеров!
Поэтому для региона важно развитие образования, федеральный университет, чтобы наши кадры имели нужный уровень подготовки.
— Еще один, кроме БФУ имени Канта?
— Нет, именно он. У нас специфическая ситуация — остальные федеральные университеты в России создавались на несколько регионов, наш же — фактически для одного субъекта, Калининградской области. Казалось бы, ни рынка, ни места приложения усилий и знаний специалистов, подготовленных федеральным университетом, в Калининградской области нет. Но для области это действительно выход: за несколько лет будет создан такой специализированный центр подготовки и обучения в регионе, который позволит решать задачи создания производств совсем иного типа: малого и среднего бизнеса, ориентированного не на внутренний рынок Калининградской области, а на внешние рынки.
— Но, помимо подготовки высокого качества кадров, что требует от БФУ пересмотра учебных программ и преподавательского состава, есть еще один вопрос. Уникальный специалист голыми руками ничего не сделает. Как вы оцениваете готовность наших предпринимателей модернизировать свои производства?
— Высоко оцениваю. Вместе с министром промышленности Дмитрием Чемакиным мы провели несколько встреч с представителями бизнеса. И на этих встречах вопрос модернизации оборудования называется вторым, сразу вслед за кадрами.
В ближайшее время начнет работать программа модернизации производств с участием федеральных денег. Заявок от предпринимателей на участие в этой программе много. Так что нельзя сказать, что наши предприниматели не хотят модернизировать производство или что они хотят получать ту же прибыль на старом оборудовании. Оно, кстати, с технической точки зрения на неплохом уровне, так как в основном создавалось после 2000-го года. Предприятия и сами вкладываются в свое развитие. Их не нужно убеждать в том, что снижение издержек и выход на соседние рынки потребует изменения и повышения качества технологий, оборудования, людей.
— Получается, что нашей сборке, которой нас не раз попрекали, все-таки придет конец?
— Да, мы идем к этому естественным путем. 2016 год просто ставит нам сроки, дисциплинирует, благодаря ему мы идем к этому более целенаправленно.
В современном мире экономическая устойчивость непосредственно связана с участием в разделении труда. Вариантов немного: быть либо источником дешевого сырья и рабочей силы, либо производить что-то такое в цепочке добавленной стоимости, что у тебя захотят покупать. Наша задача — общерегиональная — занять свои ниши в таких цепочках. С предприятиями все более или менее понятно, они сами имеют свои бизнес-планы, стратегии снижения издержек. На повестку дня выходят вопросы поддержки развития отраслей. Поэтому мы будем расширять меры поддержки от программ для конкретных предприятий к поддержке отраслей.
— Как у Владимира Зарудного в минсельхозе? У него же тоже есть  отраслевые   программы , например,  развития   животноводства .
— Да, по похожему принципу, но, очевидно, со своим набором мер. Кроме того, хочу напомнить, что финансовая поддержка предприятий малого и среднего бизнеса существенно выросла за последние годы. Сейчас мы должны подвести промежуточные итоги: проанализировать, что получилось, что было удачным, а что нет и почему.
Есть и общие вопросы, касающиеся всего калининградского бизнеса, всех нас. Это тарифы на грузоперевозки, стоимость энергоносителей, таможенные процедуры. Мы готовим серию предложений к таможенной службе. У нее есть своя «дорожная карта», часть ее уже реализуется, в том числе по электронному декларированию грузов. Необходимо расширять этот положительный опыт. Например, добиться сокращения сроков оформления грузов до 2–3 часов.
— Но есть и другая проблема, кроме административных барьеров со стороны наших служб. Мы должны конкурировать и с другими странами, и в этой борьбе против нас используются методы, которые к другим регионам России не могут применяться — те же тарифы на грузоперевозки через территорию Литвы, например. И с российскими компаниями и  даже   регионами  мы тоже должны конкурировать. И часто в этом проигрываем — можно вспомнить  жировиков , производителей  чековой ленты . Ряд производств  с территории области ушли  в большую Россию. Вам не кажется, что нам нужно требовать с Москвы еще каких-то видов поддержки? Мы же сами по себе не выстоим.
— Первый принцип — опираться на свои силы. Устойчивое развитие региона — наша общая задача. Мы должны выстоять несмотря ни на что и доказать, что можем…
— Мы это проходили с Юрием Маточкиным. Спасибо ему, что он был и что он нас провел через те годы, когда мы стояли сами по себе несмотря ни на что…
— Если говорить о «требованиях» поддержки, то не надо забывать, что еще есть общегосударственные интересы: то, на что может пойти Российская Федерация, и то, на что она не может пойти.
Конечно, федеральная поддержка существенно смягчит для нас переход к новой структуре экономики. Хотя бы за счет более быстрых вложений в инфраструктуру. Это подстегнет экономику региона и поддержит ее.
Калининградская область и сейчас немало получает. В этом году из федерального бюджета придет 10 миллиардов, — по ФЦП 6,3 миллиарда плюс дотации на выравнивание и сбалансированность бюджета, плюс субвенции порядка 1,5 миллиардов — они в основном идут на выплаты населению. Все эти средства поступают в экономику региона. К тому же идет рост зарплат федеральных служащих, военных. И Дорожный фонд получает субсидию. Все это поддерживает область.
При всей их важности, сами по себе государственные инвестиции с инфраструктуру не решат все проблемы. Даже если будут построены дороги, газовые и электрические сети и так далее, но не будет повышаться качество производства и расширяться бизнес-активность компаний, не будет улучшаться инвестиционный климат, все это будет впустую. И тут должен работать не только федеральный центр, но и область, в том числе и жители.
Государственные меры поддержки прописаны в  госпрограмме развития региона  до 2020 года. сейчас ведется активная работа в Москве в преддверии принятия федерального бюджета на 2014–16 годы. Сразу прошу — не спрашивайте мена про размер федерального финансирования, мы сейчас внутри процесса переговоров и согласований на федеральном уровне.
— Но все-таки, что у нас с госпрограммой?
— Есть две стороны вопроса. Первая — фикция или нет госпрограмма. Не фикция. И с формальной, и с неформальной точек зрения. Переход на программный бюджет и госпрограммы на федеральном уровне заявлены — и никто от этого не откажется. И моя точка зрения — наличие Калининградской области в числе ограниченного перечня государственных программ — это даже политически правильное решение. Иначе у нас была бы сейчас совсем другая ситуация. Мы бы вышли в 2014 год и оказались в ситуации, когда есть 42 госпрограммы, в том числе по Дальнему Востоку и Арктике, но нет нашей. И можно было бы опять на долгое время забыть про приоритет калининградского направления, особое отношение на федеральном уровне. Нам бы пришлось действовать в рамках общерегиональной политики Российской Федерации. И поэтому решение оказаться в этом перечне, вовремя поймать этот тренд — совершенно правильное.
Я считаю, что приоритет Калининграда существует на федеральном уровне, и поддержка будет. Но ее объем будет компромиссом между приоритетом нашим и балансом всех остальных приоритетов, которые есть у федерального центра.

Кроме того, хотя есть разное отношение к содержанию и целям нашей госпрограммы, я хочу напомнить, что в каждый момент времени мы знаем только то, что знаем, и можем планировать только то, что можем. И я считаю, что госпрограмма неплохо отражает уровень понимания проблем региона и того, что нужно было бы делать, на момент ее формирования. Да, это понимание нужно развивать и дальше, но, я думаю, что областное правительство это делает.
Государственная программа — это намеченные подходы и направления движения. Но у нас в стране в целом мало практики стратегического планирования, поэтому сложно делать план на те же 10 лет, на которые заявлена программа. Тем более с учетом нынешних внешних условий. Если бы у меня как у министра экономики была бы та ситуация, которая наблюдалась до 2008 года — с постоянно растущим профицитным областным бюджетом —то мои задачи были бы мне понятны: как правильно и эффективно распределить 20%-й прирост доходов. Теперь у меня совсем другая задача: мое министерство из органа, который методически обеспечивает распределение и появление дополнительных ресурсов, должно превратиться в министерство, которое в ограниченных возможностях ищет способу улучшить качество распределения. Это совсем другие задачи и инструменты. И, мне кажется, и на федеральном уровне происходит то же самое. Мы все вынуждены перестраиваться. 
Что касается финансирования госпрограммы, то я хочу напомнить, что она начинала формироваться в условиях, когда федеральный бюджет всеми воспринимался как профицитный. И наша госпрограмма, как и все остальные, была принята с дефицитом, рассчитана на дополнительные федеральные вливания. Ведь проблема дефицита бюджета страны остро встала только к середине августа прошлого года. Поэтому сейчас на федеральном уровне более внимательно относятся к дополнительным расходам.
При этом я считаю, что расчеты госпрограммы оптимальны: если мы хотим достигнуть заявленных целей и показателей, то там нет надуманных приписок. Да, это и есть цена модернизации нашей территории. Другое дело, что разрыв больно большой — в некотором смысле эта цена отражает разницу между уровнем развития Российской Федерации с 13–15 тысячам долларов производимой продукции на душу населения (по паритету покупательной способности) и соседних стран, где от 30 до 40 тысяч.

Каковы возможности федерального бюджета в исполнении нашей программы — это и есть вопрос переговорного процесса, который сейчас идет, почему я и не хочу озвучивать цифры. Есть и объективный потолок — напечатать денег можно сколько угодно, но не это не лучший выход.
Если говорить о механизмах реализации программы, то опять же есть общая ситуация, в рамках которых мы должны действовать.
— Но у нас, кроме госпрограммы, есть и ФЦП, в том числе и до 2015 года. Это будут два параллельных документа?
— В этом году должны действовать только те федеральные целевые программы, которые уже приняты или будут приняты в этом году. Они заканчивают свое действие, и новых не будет. Бюджет будет формироваться на основе государственных программ, утвержденных решениями правительства.
Вместе с тем, это большая реформа, и я пока не вижу до конца ясности, как этот переход на госпрограммы будет происходить. И поэтому мы пытаемся в этой не до конца определенной ситуации выбрать такой вариант действий, который при любых условиях оказался бы востребованным. Сохранятся ФЦП еще год-два, — у нас есть такой инструмент. Мы разрабатываем новую ФЦП до 2015 года, которая воплотит цели и задачи госпрограммы, будет ее финансовым инструментом.
Перейдет бюджет на госпрограммы — она у нас уже есть. Мы в любой момент перечень мероприятий можем трансформировать так, как нужно. Кроме того, за счет программ Минрегионразвития мы попытаемся создать локальные особые экономические зоны — индустриальный парк «Храброво», IT-парк. Это будет как вариант иного источника финансирования, который снимет часть финансовой нагрузки с новой ФЦП.
Я подчеркну, что одно из новшеств госпрограммы состоит в том, что она позволила увязать все мероприятия, не только финансовые, чего не было в федеральных целевых программах. Они были только программами капитальных вложений. Это для нас план действий, который, конечно, может корректироваться.
Текст —  Татьяна НОВОЖИЛОВА , фото —  Виталий НЕВАР



 
По теме
Ежегодно Социальный фонд России проводит индексацию социальных пенсий. Такое пенсионное обеспечение получают люди, которые по тем или иным причинам не имеют трудового стажа или его недостаточно для получения страховой пенсии,
Соответствующий пункт вошёл в перечень поручений главы государства по итогам совещания, которое Владимир Путина провел 25 января в ходе своей рабочей поездки в Калининград.
Верховный суд РФ отказался рассматривать жалобы депутата Госдумы Андрея Колесника, его супруги Марины Лысенко и тещи Надежды Лысенко по делу об изъятии акций Калининградского морского торгового порта.
Открывается онлайн продажа билетов на областные автобусы с остановки «Кардиоцентр» - KaliningradNews.Ru В Калининграде с 1 апреля открывается онлайн продажа билетов на областные автобусы с остановки «Кардиоцентр»: нововведение касается автобусов, которые из областного центра следуют в другие города региона, через Кардиоцентр.
KaliningradNews.Ru
Мероприятие включено в программу профилактических мероприятий для взрослого населения с начала этого года, объявленного Указом Президента Российской Федерации Годом семьи.
Министерство здравоохранения
«Весна, весна, пора любви…» - Детская библиотека им. А.П. Гайдара Заслуженый артист России Николай Горлов С пушкинскиой поэтической строки «Весна, весна, пора любви…» и солнечным посылом начался концерт музыкального колледжа им.
Детская библиотека им. А.П. Гайдара