На электричках к соседям: удобно, но долго и дорого

07 инфографика.jpg
Александра Марченко в польском рельсобусе - места там довольно много, есть розетки.jpg
Фото: strana39.ru
Новость о том, что на каникулах в Гдыню и Клайпеду пустят электрички, появилась перед праздниками. И буквально за несколько дней все 136 билетов на единственный рейс в Польшу распродали – и это несмотря на то, что купить их через интернет было нельзя, продажа шла только на вокзале и в одной кассе. 
А вот в Литву такого ажиотажа не было: минусом стала высокая цена билета (около 1400 рублей в одну сторону), время в пути (почти 5 часов через Советск против 3 часов на машине или автобусе через Куршскую косу). Ну и то, что, в отличие от польского варианта, в котором вернуться домой можно было в тот же день, из Клайпеды обратно поезд шел только через два.
Пустили пробные составы и в обратном направлении — и они, увы, по сообщениям поляков и литовцев в соцсетях, шли пустыми. Виной тому отсутствие российских виз, которые нашим соседям получить дорого и сложно.
Мы пообщались с калининградцами и литовцами, которые приняли участие в эксперименте, и узнали о плюсах и минусах маршрута из первых уст.

На границах — два часа

  Итак, 5 января в 8 утра электричка стартовала с Южного вокзала в сторону Гданьска. Нашим землякам для путешествия по рельсам нужно было купить билет заранее и иметь шенгенскую визу. Чтобы проехать весь маршрут — от Калининграда до Гдыни, приходилось менять поезд: по российской территории шел один состав, а уже на польской, в Бранево, пассажиры пересаживались в другой. 
Наши железнодорожники отдали под эксперимент рельсобус, который обычно подвозит людей, например, на работу из Чкаловска в центр города. Приличные вагоны, удобные кресла, туалеты – но все же это не слишком приспособлено для долгих поездок: места не много, да и жестковато. У поляков оказался вариант покомфортнее: есть возможность вытянуть ноги, в туалетах имеются даже пеленальные столики, почти у каждого сиденья – розетки.
– В интернете активно обсуждали, что пересаживать по пути не удобно, но все не сложнее, чем на машине или автобусе. Наш контроль делают в поезде, а на польской стороне выходишь, ставишь штамп в паспорте в здании и садишься обратно (на обратном пути поляки тоже штамповали прямо в рельсобусе. — Прим. авт.). В это время поезд просто меняют, – рассказала корреспонденту «СК» эвент-менеджер Александра Марченко.
Поскольку составов было два, то и билеты продавали отдельно: на российскую часть маршрута и на польскую — причем последнюю можно было оплатить только в самом поезде у кассира и только в злотых.
По пути можно высадиться в Эльблонге, Мальборке, Тчеве, Гданьске, Сопоте или доехать до конечной станции в Гдыне.
– На обе границы ушло больше 1,5 часа. Но в график уложились: в 11.40 по польскому времени поезд уже был в Гданьске, обратно отправлялся в районе 17 часов и около 22.30 по местному времени пришел в Калининград, – поделился фотограф и блогер Андрей Новожилов.
Многие из тех, кто проехал по пробному маршруту, говорят о том, что это неплохая альтернатива добраться в Польшу, например в аэропорт. Пробок и ремонта дорог нет, да и на границе надолго не застрянешь (хотя, конечно, времени на них можно было бы потратить и меньше). 
– Но есть и минусы: стоимость получается на 200–250 рублей дороже автобуса (сейчас билеты до Гданьска и обратно обходятся в 1200 рублей), идет поезд не так уж мало — 5 часов (обратный путь занял 4 часа 20 минут. — Прим. авт.). Если хочется просто погулять и съездить на денек, то времени на многое не хватит. Ну и сиденья не откидываются, так что по дороге не поспишь, – отмечает Александра Марченко.

Варианты с едой и без

  Для поездки в Литву схема была похожей: тоже два поезда, тоже пересадки. Вот только на литовской части маршрута можно было выбрать класс билета (разница в цене — 5 евро) и в первом получить незамысловатый, но все же перекус — сэндвич, минералка, кофе с печеньем.
– Хоть у меня сейчас нет российской визы, решил все же попробовать проехать на поезде — вышел по пути в Шилуте. Все понравилось — удобно, комфортно. Вот только было совсем мало людей: в моем вагоне — всего шесть человек, трое из которых — железнодорожники. Хотелось бы, чтобы поезд стал регулярным: уверен, на нем бы ездили многие литовцы даже по нашей части маршрута — сейчас до Пагегяйя, Шилуте идут только грузовые составы. Вот только время нужно менять: в этот раз поезд выходил в рабочий день в полдень — многие еще были на работе, учебе, – рассказал литовец Эгидиюс Баранаускас. – А что касается поездок в Россию, может, было бы и интересно, но визу получить сложно и дорого, так что она мало у кого есть.
Что касается калининградцев, то минусы для нас очевидны: разница в цене — билет на автобус стоит 1000 рублей, а на поезд — почти 2800 рублей в обе стороны. Ну а варианту на машине железная дорога проигрывает по времени пути.

Что дальше

  Конечно, калининградцы, проехав на рельсобусах, тут же вспомнили, как еще в 1990-х в Польшу от нас ходили регулярные поезда, причем добраться в них можно было заодно и до Берлина: было несколько сидячих и спальных вагонов. Но это осталось в прошлом. А что касается будущего, то пока непонятно, превратится ли эксперимент с электричками в постоянный маршрут. Понятно, что обкатывают его в связи с предстоящим чемпионатом мира по футболу, но, кто знает, может, хотя бы польское направление из-за спроса проживет и дольше.

Цена вопроса

Чужой опыт
Чтобы добраться на общественном транспорте из Санкт-Петербурга в Хельсинки, есть масса вариантов: каждый день ходят десятки маршруток и автобусов со всеми удобствами (розетки, индивидуальное ТВ, комфортные кресла) из разных точек города утром, днем и ночью. За 6–7 часов можно прибыть в центр финской столицы или сразу в  аэропорт, стоит удовольствие от 690 до 1800 рублей. Не нравится – летите самолетом: за 1 час и сумму от 5000 рублей вас доставят на место. 
Отдельная история – фирменный поезд «Аллегро»: со всеми удобствами, он идет всего 3,5 часа, пересаживаться не нужно, контроль российские и финские таможенники и пограничники делают прямо в вагонах, причем предельно вежливо и молниеносно. Четыре рейса в день, билет от 3000 рублей. Нам о таком остается только мечтать...


Александра Марченко в польском рельсобусе – места там довольно много, есть розетки

 
По теме
Границу с Польшей жители Калининградской области привыкли пересекать на автомобилях или на автобусах, так что вполне ожидаемо, что новогодний отдых для многих начался в семичасовых пробках на погранпереходах.
Фото из архива Калининград.Ru Власти Гданьска надеются, что возможные недочёты в организации тестового ж/д сообщения между Калининградом и польскими городами не приведут к снижению количества пассажиров.
В ДТП также травмы получил водитель Александр КАТЕРУША . Фото: УГИБДД Калининградской области ДТП с двумя пострадавшими случилось на трассе «Калининград – Балтийск» в понедельник, 18 марта.
Комсомольская правда
Предварительно установлено, что 10 марта 2024 г. на автодороге «Калининград-Долгоруково» 18-летний водитель, управляя «БМВ», не выбрал безопасную скорость и на правом закруглении дороги выехал на полосу встречного движения,
НИА-Калининград
Калининградец вырастил в квартире два десятку кустов конопли Александр КАТЕРУША В Калининграде будут судить местного жителя за незаконное культивирование и хранении наркосодержащих растений.
Комсомольская правда
Рост зафиксировали на неделе с 11 по 16 марта Александр КАТЕРУША В Калининградской области на неделе с 11 по 16 марта зафиксировали рост на 8 процентов количества обратившихся к медикам с симптомами гриппа и ОРВИ.
Комсомольская правда