Больше семидесяти ролей в кино, три полноценных режиссерских работы, две премии «Оскар» и степень бакалавра Йельского университета — таков далеко не полный послужной список Джоди Фостер
В американском кинематографе она уже давно стала примером для подражания. Спокойная, молчаливая, дисциплинированная и полностью вживающаяся в роль, Джоди уже в четырнадцать стала одной из самых известных и востребованных звезд Голливуда. Но обо всем по порядку.
Будущая звезда появилась на свет 19 ноября 1962 года в Лос-Анжелесе. Маленькая Алисия Кристиан (позже в качестве творческого псевдонима ей выбрали более короткое и емкое имя Джоди, которое и стало известно всему миру) не знала отца — подполковник ВВС США и брокер, он бросил семью еще до рождения младшей дочери, оставив жену в одиночку воспитывать четырех детей. Карьера девочки была фактически определена с самого начала — сниматься она начала даже раньше, чем пошла в школу.
В 1968 году она впервые появилась на телевизионных экранах, снявшись в одном из эпизодов популярного телесериала, а уже через два года сыграла первую роль в кино. Свою карьеру юная актриса начинала вместе с братом, а в качестве агента выступала их мама, активно поддерживавшая творческую активность детей. Впоследствии Фостер не раз подчеркивала, что не считает свое детство несчастным из-за того, что она была оторвана от сверстников: «Мое детство было иным, чем у других детей. Но нетипичное детство — еще не значит нездоровое». Кроме того, замкнутый и независимый характер девочки вкупе с острым умом позволяли ей на равных общаться со взрослыми, получая бесценный сценический опыт из первых рук.
Снимаясь в кино, Фостер смогла получить отличное образование: закончив частную школу, специализировавшуюся на французском языке, актриса продолжила обучение в Йельском университете, где и получила в 1985 году степень бакалавра в области литературы. В подростковом возрасте она много времени проводила во Франции и даже купила квартиру в Париже, который стал для нее второй родиной. Помимо французского языка, на котором Джоди общается свободно и даже сама дублирует свои фильмы для французского проката, актриса говорит на итальянском, понимает немецкий и испанский.
Поворотным моментом в карьере юной Джоди Фостер стала встреча с тогда еще мало кому известным американским режиссером итальянского происхождения Мартином Скорсезе. Разглядев в девочке немалый талант, он снял ее в своей картине «Алиса здесь больше не живет». Режиссеру так понравилось работать с молодой актрисой, что он позвал ее в свой следующий проект, сегодня получивший статус культового: за роль несовершеннолетней проститутки в фильме «Таксист» четырнадцатилетняя Джоди была номинирована на премию «Оскар», а ее игра не померкла даже на фоне Роберта де Ниро, с эталонной точностью сыгравшего бывшего морского пехотинца, вставшего на путь насилия.
После выхода киноленты разразился настоящий скандал: Джон Хинкли, совершивший неудачное покушение на президента США Рональда Рейгана, заявил о том, что смотрел его не менее 15 раз. Неудавшийся убийца был помешан на персонаже актрисы и был уверен, что, прославившись на всю страну, сможет завоевать любовь девушки. Впрочем, скандальная история не помешала карьере Джоди Фостер, которая продолжала сниматься в независимом американском кино, пробуя новые образы и роли. Среди работ этого периода отдельно стоит отметить «Отель “Нью-Хэмпшир”» 1984 года — экранизацию классического произведения Джона Ирвинга, в которой Фостер, на тот момент заканчивавшая учебу в университете, сыграла одну из главных ролей.
Свой первый приз американской киноакадемии Джоди получила в двадцать шесть — золотую статуэтку ей принесла роль жертвы жестокого изнасилования в фильме «Обвиняемые», основанном на реальных событиях. Однако настоящим триумфатором «Оскара» стал ее следующий проект — триллер «Молчание ягнят», получивший сразу пять главных наград от американских критиков. В великолепном актерском дуэте с Энтони Хопкинсом Фостер смогла показать игру, наполненную тонким психологизмом. Тщательная подготовка позволила максимально войти в роль молодой выпускницы школы ФБР Кларис Старлинг, вынужденной вести игры разума с бессердечным, но гениальным маньяком Ганнибалом Лектором.
После «Молчания ягнят» перед Джоди открылись все двери и предложения посыпались как из рога изобилия. Своебразной данью памяти «Таксисту» стала эпизодическая роль проститутки в «Тенях и тумане» американского классика Вуди Аллена. За ней последовало участие в таких громких картинах, как «Мэверик», «Нелл», «Контакт», «Анна и король».
Новое тысячелетие ознаменовалось для Фостер возможностью поработать со знаменитым режиссером «Бойцовского клуба» Дэвидом Финчером — вместе они сделали остросюжетный триллер «Комната страха». В 2005 году свет увидела лента «Иллюзия полета» — Джоди так понравился сценарий, что она убедила режиссера переписать его, сменив пол главному герою. Еще один живой классик, Роман Полански, снял Фостер в своем камерном проекте «Резня» по мотивам пьесы французской актрисы, драматурга и сценариста Ясмины Реза. Последний на сегодня фильм, в котором принимала участие актриса, вышел совсем недавно — им стала фантастическая антиутопия «Элизиум» умельца из Йоханнесбурга Нила Бломкампа.
Не меньший интерес вызывают и режиссерские работы прославленной актрисы. В качестве директора картины она дебютировала еще в 1991 году, когда в широкий прокат вышел фильм «Маленький человек Тейт». История ребенка-вундеркинда оказалась близка Фостер, которая сыграла в ленте привередливую молодую мамашу, озабоченную якобы «ненормальностью» своего сына. Фильм был довольно тепло встречен как критиками, так и зрителями. Ее второй режиссерской работой стала мелодрама «Домой на праздники», посвященная сложностям семейных отношений и также принятая довольно благосклонно. В третий раз посидеть в режиссерском кресле Фостер удалось не так давно: объединившись со своим старым партнером по съемкам Мэлом Гибсоном, Джоди сняла независимую драму с элементами комедии «Бобер», главный герой которой — успешный бизнесмен, счастливый муж и отец — справляется с депрессией при помощи… игрушечного бобренка!
До сих пор мы практически ничего не сказали о личной жизни актрисы — и это неслучайно: сложно найти в Голливуде человека более замкнутого и скрытного, чем Джоди Фостер, которая десятилетиями скрывает подробности своей личной жизни. В 1999 году она обрела себя в новом качестве, став матерью. Какое-то время личность отца оставалась загадкой и журналисты сбились с ног, разыскивая хоть какую-нибудь информацию. После того как на свет появился второй мальчик, актриса сама раскрыла все карты: дети были зачаты искусственным путем и имя их отца неизвестно ни ей самой, ни, тем более, общественности. Фостер сама воспитывает мальчиков и не считает, что отсутствие отца сыграет в их жизни отрицательную роль.
Множество слухов ходило и о ее спутнике жизни, который в конечном итоге оказался спутницей: на 70-й церемонии наград премии «Золотой глобус» Джоди Фостер официально призналась в своей нетрадиционной ориентации — впрочем, осуждать ее за это никто не намерен. Отпраздновавшая в прошлом году пятидесятилетний юбилей, она выглядит и чувствует себя прекрасно, так что останавливаться на достигнутом не намерена — уже сейчас в разработке находится несколько проектов с ее участием.
Хиты: 1