Борис Фрумкин: «Отец предпринимал все для того, чтобы я не стал джазменом»

15-PODG3225.jpg
Фото: strana39.ru
Международный фестиваль «Джаз в филармонии», в этом году уже четырнадцатый по счету, начался на высокой ноте – концертом Государственного оркестра джазовой музыки им. Олега Лундстрема под руководством Бориса Фрумкина.   
Это был истинный праздник джаза, на котором вряд ли кто-то чувствовал себя чужим. Я сказала об этом Борису Михайловичу, и его реакция изумила. Недоверчиво глядя на меня, маститый дирижер спросил: «Что, на самом деле вам понравилось? Только честно скажите!».

Рефлексии с утра до ночи 

– Борис Михайлович, неужели вам свойственны рефлексии?
– Только тем и занимаюсь, что поедаю себя с утра до ночи и с ночи до утра. Когда хвалят, подозреваю неискренность, потому что точно знаю, что было не так и как этого «не так» было много…

– А как же «Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!»?
–  Ну, это крайне редко случается.

– Ваша страсть к джазу – это заслуга папы или так случилось по жизни?
– Наоборот, он все предпринимал для того, чтобы я не стал джазовым музыкантом.

– Почему?
– Потому что натерпелся. Папа был ведущим трубачом джаза, в 1937 году он работал у Александра Цфасмана. На первых записях оркестра Цфасмана —знаменитые «Звуки джаза», «Неудачное свидание» и «Мне грустно без тебя» — играет мой отец. Он знал всю эту беду и всю эту радость изнутри. А после выступления в 1947-м Жданова со знаменитой речью о космополитизме в искусстве досталось по шапке многим — и Мурадели за его оперу «Дружба народов», и Шостаковичу, а джаз просто отмели. Тогда возникла поговорка «Сегодня ты играешь джаз, а завтра Родину продашь».   
Джаз был практически запрещен. Фатальным и чудовищным образом – к примеру, нельзя было играть на трубе, если у нее узенький раструб, это считалось джазовой трубой, нельзя было играть на аккордеоне, потому что это был джазовый инструмент, он с клавишами, рояльный, надо, чтобы кнопочки были. И так было вплоть до Всемирного фестиваля молодежи и студентов.

Патефон под одеялом 

– А вы то время помните?
– Помню кое-что. Например, то, что у отца была роскошная коллекция джазовых пластинок. Эти пластинки покупали у него питерские дельцы, у которых был подпольный завод по производству пластинок. Но ведь перед тем как купить, надо было прослушать. А слушали на патефоне. И вот помню, август, жарища дикая, окна нараспашку. А патефон-то тише не сделаешь. Потому мы накрывались тремя–четырьмя одеялами, время от времени выныривая и тяжело отдуваясь. В общем, отец хотел, чтобы я занимался классикой и ни о каком джазе и не помышлял.

– И тем не менее…
– И, тем не менее, меня страшно потянуло на джаз. Мой друг композитор Коля Петров тоже был коллекционером джаза. Я у него брал  пластинки на перезапись. Для него это было увлечение, для меня – страсть. Так шло мое первоначальное обучение. Ведь любое обучение – это на первых порах подражание. Я приболел джазом и уже не вылечился. Удрал из консерватории, отслужил три года в армии. Умудрялся сбегать на халтуры, слушал джаз в молодежных кафе, а уже после армии в 1966 году начал играть в оркестре Людвиковского. Это был момент истины!

– Я знаю, что вам довелось успешно сыграть для самого Дюка Эллингтона.
– Дело было так. В 1971 году мне исполнилось 27 лет. Моя приятельница работала в оркестре и организовала мне встречу неофициальную, тогда официальная  могла бы кончиться погано. Эллингтон жил в отеле в номере с роялем, я что-то ему играл трясущимися руками. Ну, ему понравилось вроде бы. Знаете, как американцы – они все время говорят «sounds great», но это не значит, что они так думают. А потом оркестр Дюка Эллингтона пригласил нас, оркестр  Людвиковского, на радио, и мы дали для них почти часовой концерт. Естественно, неофициально, но это было здорово. Там были все ведущие солисты Дюка и он сам. И потом Дюк сказал потрясающую фразу: «Если бы у меня был такой оркестр, я бы достиг вообще всего!».

Упоены собой  только дилетанты

  – Часто приходится слышать о традициях оркестра  Олега Лундстрема. Что это означает  для вас?
– Нет традиций Олега Лундстрема. Есть традиции больших джазовых оркестров. Не знаю, каким образом он сумел с 1934 года и до сегодняшнего дня сохранить этот оркестр. Очевидно, сказался магнетизм его личности.

– В чем специфика джазового коллектива, его отличие, скажем, от камерного или симфонического?
– В  импровизации.  Ведь джаза без импровизации не существует. Это сумасшедший посыл энергии, а без этого –  академическая скучная музыка. А  мы,  повинуясь аккомпанементу,  в его рамках создаем иную мелодию. Это наше кредо, а чтобы претворять его в жизнь, каждый исполнитель должен быть яркой индивидуальностью.

– И каково оно – управлять группой ярких индивидуумов?
– Тяжко, музыканты – это больные дети, и что с ними поделаешь?  К сожалению это или к счастью, уж не знаю, но  у всех самовлюблённость и в то же время  самоуничижение. И болезненное самолюбие. Хочется быть великим, но ведь при этом свой потолок знаешь. Это, доложу я вам, мука! 

– Очевидно, есть и те, кто этого потолка не ощущает?
– Те, кто не знает своего потолка, – дилетанты, они чаще всего упоены собой.

Самая благодарная – молодежь 

– Не могу взять в толк: почему у нас такая мощная отечественная школа джазового и классического исполнения, а с популярной музыкой всё, по большей части, прискорбно?
– У меня есть ощущение, что нас осознанно и цинично  оболванивают. Эти кошмарные песни, которые уже лет  двадцать исполняют одни и те же лица. Только в разных костюмах. Кстати, в последние годы на наших концертах всё чаще появляется молодежь, которая сбежала с этих фанерных концертов. И знаете, молодежь –  самая благодарная публика.

– А калининградская публика благодарная?
– Непростая публика. Северная. Это отличная, интеллигентная филармоническая публика. Но она не импульсивная. Моментами становится тяжело, думаешь: «Когда же они проснутся и искра пролетит?». Мне калининградская публика очень напоминает питерскую. Есть залы, априори готовые радоваться, а есть осторожные, которые тебя на зуб пробуют, и доверие завоевывается постепенно. При таких залах, бывает, во время концерта приходится на ходу менять программу, потому что видишь: не едят то, что мы приготовили… (Смеется.)

– От музыкантов часто приходилось слышать, что они терпеть не могут слушать музыку на досуге, предпочитая отдыхать от нее.
– О, я азартный слушатель, готов слушать день и ночь. В поездках со мной всегда  iPod, туда закачано часов сто музыки, а может, тысяча. Да, среди музыкантов это водится: «Да выключи ты это, давай в тишине поговорим!». Я же считаю, что хороший музыкант должен быть хорошим слушателем. 

Справка «СК»
Борис Фрумкин родился в 1944 г. в Москве. В 1962 г. окончил Центральную музыкальную школу при Московской консерватории по классу фортепиано, в 1962-1963 гг. учился в этой же консерватории на фортепианном отделении. Начал играть джаз в 1959 г. В 1966 – 1973 гг. — пианист и аранжировщик в оркестре Вадима Людвиковского. С 1973 г. — пианист и аранжировщик в ансамбле «Мелодия», после ухода Георгия Гараняна стал художественным руководителем и дирижером этого ансамбля. С 2007 г. — художественный руководитель Государственного камерного оркестра джазовой музыки им. О. Лундстрема. Народный артист Российской Федерации. Женат, воспитывает дочь. 


Борис Фрумкин: «Калининградская публика осторожная, не импульсивная и очень напоминает питерскую» 
 
По теме
У Калининграда есть все шансы стать джазовой столицей России. Об этом сообщил журналистам врио министра по культуре и туризму Андрей Ермак на открытии 14-го международного фестиваля "Джаз в филармонии".
Место проведения: Городская юношеская библиотека (ул. Гайдара, 87). 20 марта в Городской юношеской библиотеке пройдёт музыкальный вечер, посвящённый жизни и творчеству эстрадного и оперного певца,
Предварительно установлено, что 10 марта 2024 г. на автодороге «Калининград-Долгоруково» 18-летний водитель, управляя «БМВ», не выбрал безопасную скорость и на правом закруглении дороги выехал на полосу встречного движения,
НИА-Калининград
Калининградец вырастил в квартире два десятку кустов конопли Александр КАТЕРУША В Калининграде будут судить местного жителя за незаконное культивирование и хранении наркосодержащих растений.
Комсомольская правда
Рост зафиксировали на неделе с 11 по 16 марта Александр КАТЕРУША В Калининградской области на неделе с 11 по 16 марта зафиксировали рост на 8 процентов количества обратившихся к медикам с симптомами гриппа и ОРВИ.
Комсомольская правда
Место проведения: Городская юношеская библиотека (ул. Гайдара, 87). 20 марта в Городской юношеской библиотеке пройдёт музыкальный вечер, посвящённый жизни и творчеству эстрадного и оперного певца,
НИА-Калининград